Экология:

«Джипперов» зажали в рамки закона

08.08.2019

Однако желающих получить адреналин от экстремальной езды по бездорожью меньше не стало

2600

Однако желающих получить адреналин от экстремальной езды по бездорожью меньше не стало

С мая по конец июля сотрудники Госавтоинспекции выявили в курортной зоне края более 700 нарушений правил эксплуатации автотранспортных средств повышенной проходимости, 65 автомобилей типа «внедорожник» было помещено на штрафстоянки. 

И это данные только по состоянию на самый пик курортного сезона. Впереди – август и самый популярный на юге – бархатный сентябрь.

Надо сказать, что мероприятия по выявлению правонарушений водителями транспортных средств повышенной проходимости на территориях городов и районов курортной зоны проводятся каждый год.

Для этих целей в муниципальных образованиях создаются под эгидой ГИБДД объединенные комиссии. На них и возлагается ответственность и полномочия по проведению проверок. В этом году комиссии начали работу с 20 мая. Все транспортные средства, задействованные на так называемых «джип-турах», будут находиться под ежедневным присмотром комиссии вплоть до 30 сентября 2019 года.

В отделе пропаганды Управления ГИБДД по Краснодарскому краю «НГК» рассказали, что, кроме сотрудников полиции, к работе в составе комиссии еще привлекаются представители министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, администраций муниципальных образований, а также специалисты Росприроднадзора.  

Если уж просто законодательно запретить джип-туры не получается, то надо хотя бы осуществлять эффективный контроль над этим специфическим видом тур-сервиса. Примерно так решили кубанские парламентарии, и в прошлом году в крае был издан закон «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края» (№3818-КЗ). Он вступил в силу 5 июля 2018 года и сегодня является обязательным для исполнения его требований физическими и юридическими лицами, оказывающими услуги по организации авто- и мототуризма.

Так, к перевозке туристов (экскурсантов) на маршрутах повышенной опасности допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, стаж вождения которых составляет не менее 3 лет, прошедшие в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр.

«Транспортное средство повышенной проходимости (внедорожник, джип), – указано в законе, – с внесенными в его конструкцию изменениями может быть допущено к участию в дорожном движении после получения свидетельства, при условии соответствия внесенных изменений требованиям безопасности, установленные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 №877. При наличии конструктивных изменений ТС, сведения о них должны быть внесены в регистрационные документы».

Что это за «конструктивные изменения», объяснять не надо. Многие, кому доводилось отдыхать в Геленджике, Туапсинском районе, Сочи не раз видели такие «джипы» – с большими «болотными» колесами, мощными стальными дугами вместо тентовой крыши, усиленными подвесками и с местами для пассажиров человек на восемь вместо положенных пяти. 

Далее, опять же по закону, транспортные средства повышенной проходимости в обязательном порядке должны проходить ежедневный контроль технического состоянию при выезде на маршруты повышенной опасности и по возвращению к месту стоянки.

Это – чисто в теории, то есть так, как должно быть. Но, судя по той статистике, которую нам предоставили в отделе пропаганды УГИБДД на деле все обстоит далеко не так.

За три прошедших месяца курортного сезона на водителей-«джиперов», работающих на экскурсионных маршрутах, уже составлено более 2,5 тыс. административных материалов. Из них 738 – за управление неисправными транспортными средствами, а еще 685 – за нарушения правил перевозок пассажиров. На 13 внедорожников за недопустимые конструктивные изменения аннулирована ранее выданная регистрация транспортных средств.

Кроме того, три материала проверки направлено в следственные органы для принятия решения по возбуждению уголовных дел по статье 238 УК РФ – за оказание услуг по перевозке пассажиров, не отвечающих требованиям безопасности.

Судя по предоставленной статистике, в нынешнем сезоне за джипперов органы местного самоуправления и правопорядка взялись совсем уж строго. Но даже при этой строгости муниципальные органы и ГИБДД относятся с некоторой лояльностью к этому виду курортного бизнеса.

«Есть на такой вид развлечения спрос – значит, должно быть предложение, значит такой сервис должен быть», – считают власти и стараются не создавать особо жестких препон на развитии джиппинга в районах. А гостям того и надо. Ну, какие экскурсии или туробъекты могут предложить отдыхающим в Геленджике, Туапсинском и Апшеронском районах? Набившие оскомину дольмены? Водопады и ущелья? Но совсем другое дело, когда поездки в горы, к тем же дольменам и водопадам совмещены еще и с экстремальным автотуром! Адреналин! То, чего порой не хватает обывателю, высадившемуся на отдых на черноморском побережье. Пожалуйста! Но только в рамках закона.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ   

Джиппинг – угроза экосистеме?

Несмотря на вступивший с 5 июля 2018 года краевой закон (№3818-КЗ) «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края», в министерстве природных ресурсов Краснодарского края с крайней озабоченностью относятся к тому, что в курортной зоне с каждым годом всё большую популярность обретают экскурсионные поездки на внедорожниках, маршруты которых пролегают зачастую по особо охраняемым природным территориям (ООПТ)

Специалисты природоохранного ведомства с удовлетворением высказываются о том, что наконец-таки, законодатели края заключили джип-туры в рамки регионального закона.

– До этого джиппинг в крае существовал как-то автономно, – делится своим мнением с корреспондентом «НГК» заместитель начальника отдела охотнадзора краевого министерства природных ресурсов Герман Фомин. – До вступления в силу закона 3818-КЗ деятельность фирм и предпринимателей, предлагающих услуги по автотуризму на внедорожниках, регламентировалась различными нормативными актами и постановлениями. Теперь же закон строго и четко регламентирует порядок предоставления туристам такого вида услуги, как джиппинг. В частности, организаторы джип-туров обязаны согласовывать как с министерством курортов, так и с министерством природных ресурсов края паспорт маршрута. Этот документ строго ограничивает передвижение транспортного средства по согласованному маршруту. Любое отклонение от него недопустимо. При согласовании маршрута специалистами министерства учитываются опасные участки, водные объекты и объекты лесного фонда.

– Возможность проезда по конкретной территории определяется режимом данной территории, – дополняет сказанное своим коллегой начальник отдела охраны окружающей среды Дарья Заякина. – Если режим позволяет организацию такого вида туризма на данной территории, то проезд вполне возможен. Даже допускается согласование маршрута, проходящего через ООПТ, но только по уже существующим маршрутам, не связанным с пересечением водных объектов.  

– Настораживает другой факт, – говорит начальник отдела охотнадзора Сергей Зенков. – Пик поездок на джипах совпадает с периодом размножения различных представителей фауны. Громкая музыка, крики туристов, рев двигателя – это настоящий стресс для животных. При худшем сценарии – под колесами джипов гибнут молодые особи некрупных животных – птиц, черепах, а иногда и маленькие оленята.

Вообще же, в природоохранном ведомстве не скрывают склонности к полному запрету джиппинга в курортных зонах края, считая, что такой вид туризма, бурно развиваясь в последнее время, наносит непоправимый вред экосистеме региона.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ