Ученые ищут способы ликвидации последствий разлива нефтепродуктов
728
Туристический сезон на Черноморском побережье, особенно в районе Анапы, оказался под угрозой срыва из-за экологической катастрофы — разлива мазута после крушения двух нефтяных танкеров. Ведущие ученые и специалисты придумывают новые методы, чтобы максимально оперативно ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов. Этой теме было посвящено специальное совещание в Госдуме 23 января. Эксперты предлагают использовать безопасные сорбенты, применять илососы и земснаряды, а пластиковое покрытие в местах хранения загрязненного грунта, по мнению специалистов, поможет предотвратить дальнейшее попадание мазута в почву. О новых методах ликвидации последствий разлива нефтепродуктов узнала «Парламентская газета».
Санитары моря
Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян в разговоре с «Парламентской газетой» заявил, что для удаления скоплений мазута с морского дна нужны илососы и земснаряды. Кроме этого, по словам ученого, скалистые берега также нужно очищать от опасного загрязнения. Главное, чтобы моющие средства не содержали фосфор.
«Нужно добиться полной изоляции загрязненного грунта от поверхности здоровой почвы в местах хранения. Бетон и асфальт не помогут — нужен пластик. Пластиковое покрытие предотвратит просачивание мазута. Также следует создать пластиковые канавки для сбора стекающих нефтепродуктов», — подчеркнул Данилов-Данильян.
Заместитель директора Исследовательского центра биотехнологии РАН, доктор биологических наук Николай Пименов отметил, что для ликвидации загрязнения лучше использовать сборку и вывоз, применять биосорбенты и механическую очистку, так как микроорганизмы очищают мазут очень долго.
Заведующий кафедрой технологий нефти и газа Кубанского государственного технологического университета Юрий Ясьян поделился трехэтапной технологией очистки берега от мазута.
«Первый этап — извлечение мазута из песка. Второй — обмывка песка горячей водой для удаления остатков. Третий — «выбивание» из структуры песка мельчайших частиц», — рассказал Юрий Ясьян.
Поиск и внедрение эффективных способов очистки от мазута позволят минимизировать ущерб от катастрофы, заявил первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Депутат считает, технологий должно быть много. Все наработки направят в правительственную комиссию и оперативный штаб.
«И чем больше их будет, тем лучше. Быстрее справимся», — заметил парламентарий.
Природа умнее людей
Член Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Тимофей Баженов призвал не паниковать и дождаться отчетов компетентных органов. Об этом он заявил на заседании комитета 22 января. Депутат давно занимается изучением Черного моря, и, по его словам, такие аварии происходят ежегодно.
«Они происходят ежегодно с 1953 года. Я этим делом занимался. В среднем в Черном море такие катастрофы происходят восемь-десять раз в год. Хорошо ли это для моря? Очень плохо. Хорошо ли это для птиц? Очень плохо. Для дельфинов очень плохо», — считает депутат.
Баженов добавил, что очищение акватории моря происходит всегда одинаково. На это уходит примерно три с половиной — четыре месяца. По словам депутата, Черное море отличается от других морей — на глубине более 150-200 метров практически отсутствует кислород, но зато присутствуют углеводороды в большом количестве и сероводород.
При этом Баженов назвал сомнительной операцию по вывозу загрязненного мазутом песка.
«Вывоз песка в таких колоссальных объемах — это очень сомнительная история. То есть раньше асфальтобетонные заводы региона платили за песок. Теперь им платят за то, что они получают песок. Завоз песка в море — это все равно, что завоз воды в море. Вот это очень сомнительная операция, зато исключительно дорогостоящая и бюджетная», — отметил парламентарий.
Депутат выразил также сомнение в том, что на откачивание остатков нефтепродуктов с разломленного танкера действительно потребуется один миллиард рублей.
«Перед нами бочка с дыркой. В эту бочку нужно опустить шланг. С помощью шланга откачать оттуда мазут. Скажем, в 1000 цистерн. Неужели это стоит миллиард? Сомнительно, очень сомнительно. Поэтому давайте действительно поспокойнее на это смотреть. И дождемся, пока соответствующие министерства и ведомства дадут нам отчет по тому, что они вообще готовы нам сообщить по этому вопросу», — резюмировал Баженов.
Евгений Круглов