Все, о чем догадывались жители края, прокуратура назвала «без купюр»
5743
По информации «НГК», в пятницу, 27 сентября, на Кубань с рабочим визитом прибывает вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев.
Всего лишь неделю назад Патрушев провел рабочую встречу с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, на которой обсуждались вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края.
Этой же теме посвящалось и совещание при участии прокурора Краснодарского края Сергея Табельского, которое прошло 20 сентября.
Доклад по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами начальника отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края, младшего советника юстиции Дмитрия Молдована – это приговор работе исполнительной власти края, провалившей коммунальную реформу. Он заслуживает того, чтобы быть опубликованным полностью.
Уважаемый Сергей Владимирович, участники совещания!
Анализ реализации на территории региона «мусорной» реформы свидетельствует о назревающем коллапсе, вызванном отсутствием объектов захоронения и переработки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Количество и вместимость действующих полигонов недостаточны, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края (далее – министерство) в течение последних трех лет не принято значимых управленческих решений.
Сложившаяся ситуация приводит к существенному увеличению расстояний транспортирования отходов, переполнению полигонов, возникновению чрезвычайных ситуаций, увеличению тарифов на вывоз мусора, возникновения множества несанкционированных свалок и, как следствие, способствует росту социальной напряженности, ухудшению санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов и экологической ситуации в регионе.
Выявленные органами прокуратуры края нарушения и недостатки при исполнении полномочий региональными органами власти.
Вместимость 9 из 15 объектов размещения ТКО, включенных в ГРОРО, фактически превышена, прибрежные районы края остались без законно эксплуатируемых полигонов.
В связи с бездействием органов исполнительной власти края в 2021–2024 гг. аппаратом прокуратуры края по фактам ненадлежащей реализации «мусорной» реформы вносились представления врио регионального министра ТЭК и ЖКХ, курирующему заместителю губернатора края, губернатору края. ЮМУ Росприроднадзора информация о ситуации с отходами направлялась губернатору края более 15 раз. Кроме того, прокуратурой края в Ленинский районный суд г. Краснодара направлено заявление о признании бездействия МинТЭК и ЖКХ незаконным.
Также администрацией края совместно с ППК «РЭО» в апреле 2023 года утверждены Планы основных мероприятий (дорожные карты), однако ее фактическое исполнение идет с отставанием свыше года.
В частности, территориальная схема обращения с ТКО не приведена в соответствие с федеральной, из нее не исключены переполненные объекты, не внесены сведения о новых площадках перегрузки;
не заключены концессионные соглашения по всем объектам обращения с ТКО;
земельные участки для размещения объектов обращения с ТКО не переданы инвесторам;
не завершены процедуры перевода ряда земельных участков в земли промышленности;
в ходе реконструкции полигона ООО «Терра-Н» не построены 2 элемента нового объекта размещения отходов;
из 13 планируемых к строительству 4 объекта не могут быть использованы для размещения отходов в связи с нарушением правил землепользования и застройки при определении места строительства.
Учитывая сроки проектирования и строительно-монтажных работ, новые полигоны появятся не ранее 2026 года.
За последние пять лет приняты распоряжения губернатора края о переводе 150 земельных участков общей площадью 1 568 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Из них лишь по одному земельному участку площадью 93 га категория изменена для размещения объекта по обращению с отходами.
Повсеместно органы власти сталкиваются со значительным противодействием со стороны активистов-экологов. Значительная протестная активность наблюдается в г. Армавире, Анапе, Крымском и Темрюкском районе, где начата подготовка к строительству новых полигонов, и образовались несанкционированные площадки перегрузки.
Сложившаяся ситуация требует обеспечения межведомственного взаимодействия органов государственной власти края и ГУ МВД России по краю, в том числе в целях исключения вмешательства агентов иностранного влияния в работу по реализации реформы в сфере обращения с ТКО.
При этом работа по предупреждению протестной активности системно не ведется. Рекомендации, данные министерству ТЭК и ЖКХ края на межведомственном совещании 12.03.2024, не исполняются, информация о планируемом строительстве объектов размещения отходов в центр по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по краю для мониторинга групп возможных активистов на предмет протестного противодействия реализации проектов за истекший период 2024 года не направлялась.
Длительное время органами государственной власти края не принималось достаточных мер к организации работы региональных операторов.
В трех зонах деятельности (Кореновская, Выселковская, Мостовская) регоператоры длительное время не приступали к работе в связи с неутверждением тарифов. С апреля текущего года – приступили, однако, вал обращений граждан свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий и об отсутствии контроля за ними со стороны органов власти региона.
В 2022 году по инициативе органов прокуратуры края министерство ТЭК и ЖКХ края дополнило региональную нормативно-правовую базу положениями, регламентирующими порядок осуществления контроля за деятельностью региональных операторов, и с 2023 года приступило к реализации данных полномочий.
Крайняя мера в виде лишения статуса регионального оператора применялась только в отношении ООО «Чистая Станица».
Проблемным вопросом является отсутствие работы по рекультивации объектов размещения отходов, законная эксплуатация которых прекращена. Из 34 неэксплуатируемых объектов размещения на территории края рекультивировано 2 (2024, г. Краснодар, Горячий Ключ), 2 – в стадии рекультивации (окончание 2024, Славянск-на-Кубани, п. Кабардинка г. Геленджика), 1 – запланирована рекультивация (начало в 2024, Белореченский), 2 – включены в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – ГРОНВОС) (Апшеронский, Динской). 11 – проводится работа по включению в ГРОНВОС (Абинский, Анапский, Выселковский, Крымский, Курганинский, Мостовской, Павловский, Приморско-Ахтарский, Успенский, Лазаревский г. Сочи, г. Новороссийск).
По остальным 16 объектам накопленного вреда, несмотря на наличие мер прокурорского реагирования, в том числе решений судов по искам прокуроров, работа по включению в ГРОНВОС не проводится, объем необходимого финансирования не определен.
В крае действует государственная программа «Развитие ЖКХ», в рамках которой на рекультивацию в 2025 году выделено 197,5 млн руб. О необходимости активизации работы по рекультивации закрытых полигонов 23.08.2024 проинформированы заместители губернатора края, курирующие министерство природных ресурсов края, министерство ТЭК и ЖКХ края, департамент строительства края.
По информации региональных органов, власти препятствует развитию данной отрасли и улучшению состояния природы вследствие снижения уровня негативного воздействия от объектов размещения отходов на окружающую среду, отсутствие достаточного финансирования мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда.
Вместе с тем, Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) введены нормы, устанавливающие направление денежных средств, поступающих от платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.6), административных штрафов (ст. 75.1) и от возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ст. 78.2), исключительно на природоохранные цели.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также иные платежи и административные штрафы, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде (свалки, полигоны ТКО), организацию работ по ликвидации такого вреда.
Использование указанных средств должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий, утвержденным субъектом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. При этом министерством соответствующий план не согласован и не утвержден.
Кроме того, устойчивость комплексной системы обращения с отходами обеспечивается развитием рынка вторичного сырья из утилизированных отходов. При этом одна из основных проблем в реализации процессов обработки и дальнейшей утилизации отходов на территории края является отсутствие организованной эффективной системы раздельного сбора отходов.
Министерством до настоящего времени, вопреки постановлению губернатора края от 06.02.2020 № 60, не завершен первый этап раздельного сбора ТКО (при этом с 01.07.2024 введен третий этап, предусматривающий установку отдельных контейнеров для сбора органических (пищевых) отходов, стекла, пластика, бумаги, несортированных ТКО.
Подводя итог, необходимо отметить, что только при тесном взаимодействии всех структур, четком понимании важности сохранения природы и соблюдения конституционных прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Спасибо за внимание!
Начальник отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края младший советник юстиции Д. А. Молдован