Экология:

На Кубани 98% отходов просто захораниваются

12.09.2024

Сможет ли регион за пять лет удвоить количество обрабатываемого мусора и на 30% снизить объем захоронения, как того требует Президент РФ?

Автор: Редакция «НГК»

1149

В Совете по правам человека при губернаторе Кубани прокомментировали недавно прошедшее совещание по вопросам реформирования системы обращения с отходами.

На днях в администрации Краснодарского края под председательством заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана и вице-губернатора Евгения Пергуна состоялось совещание по вопросам реформирования системы обращения с отходами.

В его работе приняли участие советник губернатора, председатель Совета Андрей Зайцев, председатель постоянной рабочей группы Совета по экологии Евгений Витишко и бывший член Совета, его постоянный эксперт Владимир Колпаков.

Мнение эксперта – председателя Общественного совета при министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Владимира Колпакова:

«Для кого-то ожидаемо, для кого-то не очень, но тема уборки контейнерных площадок вошла в топ. Жалоб много, рецептов лечения – не очень. Выделяются из них два: передать полномочия по строительству и содержания площадок от муниципалитетов субъектам, и дать возможность создавать и эксплуатировать площадки региональным операторам с включением расходов в тариф. Есть и более творческие идеи, но их время придет, если и когда начнут буксовать эти две. Что касается передачи площадок субъектам, основной мотив – муниципальные бюджеты пусты, а у регионов деньги найдутся. Когда полномочия уходят к региону, он должен будет либо исполнять их сам, либо может вернуть на муниципальный уровень, но вместе с  финансированием. Т.е. меняется то, что муниципалитет сможет не просить, а требовать у региона деньги на площадки. Главное, чтобы в региональном бюджете эти деньги были. Есть и другие проблемы – поскольку закон федеральный, и он предполагает дополнительные расходы региональных бюджетов, то нужно писать ФЭО, и, вообще говоря, деньги на эти полномочия для регионов придется искать на федеральном уровне. Немало сложностей возникнет с передачей имущества на региональный уровень, да и в целом региону будет непросто разбираться с организацией площадок. Вторая идея – включение расходов на создание и (или) содержание площадок в тарифы региональных операторов. В части изменения законодательства это проще – главное, надо урегулировать вопросы того, что региональный оператор должен отдать площадки, если он уходит, и гарантировать ему, что инвестиции, не покрытые за счет тарифов, будут возвращены. Главной проблемой, очевидно, являются предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги. Если эту проблему не решить при принятии поправок в закон, боюсь, что работать подход будет только в очень ограниченном количестве случаев. На мой взгляд, главная развилка, которую нужно пройти, заключается в том, кто должен нести расходы на контейнерную площадку – потребитель или государство. И если ответ в том, что это потребитель, то нет ничего страшного в том, что ему выставляется счет за создание и содержание площадки, если будет дорого, он всегда может создать свою площадку и эксплуатировать ее самостоятельно. Если же это функция государства, то и рецепт будет иным.   Что же касается чистоты площадок, то для этого, кроме наличия площадок, требуются еще два условия: наличие у регионального оператора технических и финансовых ресурсов для регулярного вывоза ТКО и надлежащий контроль за региональным оператором. И вот вам вопрос для размышления – а кто у нас на самом деле контролирует их работу?»

Мнение председателя ПРГ Совета по экологии Евгения Витишко:

«Все же рассчитывал, что вопросов будет больше как к регулятору «мусорной реформы», а именно МинТЭК и ЖКХ КК. Но все свелось к банальному обсуждению того, что практически все жители края видят каждый день на контейнерных площадках всей Кубани. Горы мусора и вывоз его вне всяких графиков. Несильно искали и виноватых, хотя в своей речи Коган отметил, что уполномоченные органы в части воздействия на «убирающих» явно не дорабатывают. Предложил всем собравшимся, включая представителей всех региональных операторов дать ему до 19 сентября исчерпывающую информацию, как исправлять ситуацию. Некоторые цифры, озвученные депутатом, меня, мягко сказать, удивили. А именно то, что по их данным, 98% отходов на Кубани – просто захораниваются. И только 1% утилизируется. Президентом РФ поставлена задача к 2030 захоранивать 50%. Как достигать этих показателей – никто из присутствующих ответа не дал. 2,6 млн тонн отходов, 5 регоператоров, 850 мусоровозов, 1800 человек работают в отрасли, 51 тыс. контейнерных площадок и 93 тыс. контейнеров, износ которых более 30%».

Помимо  Краснодарского края Александр Коган посетил еще ряд регионов – Воронежскую, Липецкую и Ростовскую области, где проверил  ход рекультивации мусорных полигонов, вошедших в федеральный проект «Чистая страна».

Кроме того, в регионах с правительствами субъектов  обсуждался  вопрос содержания и строительства контейнерных площадок.

По итогу всех проведенных совещаний по вопросу контейнерных площадок  в трех из четырех регионов была поддержана идея о передаче полномочий по их содержанию на уровень субъектов .

Как пояснил «Новой газете Кубани» Александр Коган, только в Липецке эта идея не была поддержана, так как «действующая система, которую они выстроили, их устраивает».