Специалисты-экологи предупреждают об угрозе загрязнения окружающей среды из-за недавнего пожара на судах в Керченском проливе
2986
Специалисты-экологи предупреждают об угрозе загрязнения окружающей среды из-за недавнего пожара на судах в Керченском проливе. Его последствия могут повлечь опасное воздействие на экосистему, прежде всего, – на морских птиц и млекопитающих.
Директор Кавказского отделения WWF России Валерий Шмунк считает, что разлив большого количества топлива, вероятно, повлияет на экологическую ситуацию. По его мнению, распространению загрязнения может способствовать циркулярное течение в Черном море: «Потенциально, конечно, если суда с большим водоизмещением, то есть десятки тысяч тонн, допустим, это танкер или еще что-то в этом роде, то, конечно, это может на долгие годы осложнить и курортную деятельность, и экологию. Тем более, что Черное море имеет циркулярное течение, поверхностное, то есть, в случае большого нефтеразлива, эти нефтепродукты окажутся на довольно обширной акватории по площади. Если это Керченский пролив, то на 100% юго-восточное побережье Крыма будет в значительной степени подвергнуто риску, возможно, и дальше уйдет. Надо смотреть: что за суда, что они перевозили, объем, водоизмещение», – цитирует комментарии эколога информационное агентство ТАСС.
Напомним: 21 января, около 18 часов, в 16 милях от побережья Краснодарского края, на входе в Керченский пролив, произошло возгорание двух торговых судов «Канди» и «Маэстро». На борту судна «Канди» находились 17 человек, из которых девять – граждане Турции, восемь – граждане Индии. На борту «Маэстро» находились 14 человек: семь турок и столько же индийцев.
По последним данным, спасены 14 человек, по меньшей мере 14 погибли, троих ищут. По предварительной информации, пожар произошел во время перегрузки топлива с одного судна на другое. Якорная стоянка, на которой находились суда, была нелегальной.
Следственными органами Южного следственного управления на транспорте СК России возбуждено уголовное дело по факту гибели двух и более лиц на судах в нейтральных водах Черного моря по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).
Думаю, следствие разберется досконально, а пока многочисленные СМИ вовсю муссируют информацию о пожаре и количестве погибших моряков, хочется задать вопрос: что же перегружали друг другу два турецких танкера на нелегальной стоянке? И вот вам подсказка.
В официальном справочнике классификации морских судов (Международном морском регистре) находим следующую информацию: LPG Tanker MAESTRO (IMO: 8810700, MMSI: 677082200) построен в 1990 году и ходит под флагом Танзании. Второй танкер, CANDY, он же VENICE (IMO: 9005479, MMSI: 677082300), был построен на два года позже – в 1992-м, этот танкер – также типа LPG, он (судя по флагу) – тоже танзанийский. Аббревиатура LPG означает, что суда данного типа предназначены для перевозки сжиженных углеводородов (СУГ). Загружаться и разгружаться они могут только на специальных терминалах СУГ (такие есть в Темрюке и Тамани). Так что версия некоторых СМИ о том, что эти газовозы нелегально перевозили газ из Украины в Сирию, не выдерживает критики. Ни в украинских портах на Азовском море, ни, тем более, в сирийских портах нет терминалов СУГ. Так что же они перегружали в нейтральных водах, вдали от лишних глаз? Скорее всего, ничего. Они просто были пустыми. Однако одна из версий, с которой предстоит разобраться следователям, – это то, что с нескольких танков обоих газовозов моряки могли скачивать в один танк газовый конденсат, чтобы таким образом очистить отсеки под закачку чистым газом.
В принципе, перекачка газового конденсата с судна на судно морскими правилами не запрещена, но требует жесткого соблюдения мер безопасности.
Что же послужило причиной возгорания на «Маэстро» и «Канди»? Если на этот вопрос следователи найдут ответ, тогда станет ясно на кого ляжет ответственность за гибель моряков. И тут уже неважно, под каким флагом они ходили в море и какие паспорта носили в карманах.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ