Жители Тамани, пережившие катастрофу в Керченском проливе в 2007 году, умеют отстаивать свои права на безопасную окружающую среду. Инвесторам придется с этим считаться
4422
Порт Тамань. Нефтеналивной причал. На заднем плане - зерновой терминал.
Жители Тамани, пережившие катастрофу в Керченском проливе в 2007 году, умеют отстаивать свои права на безопасную окружающую среду. Инвесторам придется с этим считаться
В начале осени снова о себе напомнила Тамань.
Сначала премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении порта Тамань для создания сухогрузного порта.
А чуть позже губернатор Кубани Александр Ткачев сделал запись в своем твиттере, комментируя это событие: "Фактически, дан официальный старт проекту. Новый порт на Тамани станет одним из крупнейших в России. Мы связываем с ним свои ожидания – новые рабочие места, налоги в краевой бюджет".
Если Александр Николаевич считает, что этим распоряжением премьера дан "официальный старт проекту", то следует признать, что Правительство во главе с Медведевым слишком долго спало, коли дает "добро" проекту, начатому, дай бог памяти, лет пять назад.
Речь идет о федеральном проекте "Создание сухогрузного района морского торгового порта Тамань". Данный проект по планам инициатора и разработчика – Минтранса России – предусматривает строительство "с нуля" глубоководного порта на участке побережья Черного моря от мыса Панагия до косы Тузла на Таманском полуострове с ежегодным грузооборотом свыше 65 млн. тонн. Финансирование реализации проекта по созданию сухогрузного порта обойдется в 82,665 млрд. рублей, при этом 50,559 млрд. планируется привлечь из федерального бюджета и 32,106 млрд. – из внебюджетных источников. Эти цифры озвучил в конце прошлого года куратор проекта и замминистра транспорта Виктор Олерский, хотя на недавно открывшемся очередном инвестиционном форуме в Сочи уже прозвучали совсем другие цифры. Как сообщили СМИ, на проект развития портов в Тамани будет выделено 228 млрд. Однако в начале 2013 года общий объем инвестиций в строительство сухогрузного порта оценивался в 150 млрд. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Тот же замминистра в некоторых своих заявлениях взял на себя смелость предположить, что есть возможность "в рекордно короткие сроки" построить на Тамани портовый комплекс грузооборотом в 100 млн. тонн в год.
Надо сказать, что за последнее пятилетие массированная атака на таманские берега привела к тому, что теперь практически вся береговая зона полуострова Тамань уже застроена портами. И, как видно, будет застраиваться дальше.
Можно сказать, что косвенно начало этому проекту положила компания "ЭФКО", которая руками своего дочернего предприятия – ООО "Пищевые ингредиенты" – начала строить три года назад терминал для сыпучих грузов в районе поселка Волна и маслоналивной причал в Сенном. Сегодня это уже крупнейший в России зерновой терминал – ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань". К сожалению, строительство портовых сооружений на Тамани не всегда идет в русле экологического законодательства.
Ликования губернатора вполне понятны, порты – это дополнительные налоги в бюджет. А вот у местных жителей соседство портов с курортными поселками на Тамани вызывает определенное опасение.
Не зря же именно этот район был выбран общественной организацией "Зеленый патруль" для проведения экологической экспедиции "37-й меридиан", которая длится на Тамани уже второй год.
Год назад представители общественности Таманского сельского поселения подписали меморандум с компанией "Таманьнефтегаз" (ТНГ) об установлении совместного экологического контроля над деятельностью предприятия, строящего в пос. Волна терминала по перевалке нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Теперь в этом году аналогичный меморандум, наконец, удалось подписать и с ООО "Пищевые ингредиенты", строящим портовый терминал по соседству с ТНГ.
Стоянка зерновозов в пос. Волна.
Наряду с тем, что экологи из "Зеленого патруля" считают подписание меморандума знаковым событием в жизни района, некоторые местные жители: экологи, общественные деятели, депутаты – комментируют это событие весьма сдержанно.
Кстати, твиттер Александра Ткачева не остался не замеченным в Темрюкском районе. Запись про сухогрузный терминал губернатор сделал еще 11 сентября, а обратили на нее внимание темрючане спустя две недели, и повод, к сожалению, для этого был. В то время как ненастная погода установилась по всему краю (разлив рек в Сочи и Туапсинском районе, проливные дожди в Краснодаре, а также дожди над большей частью территории края), Темрюкский район буквально терпит стихийное бедствие – штормами размыло уже больше половины пляжей, причем, преимущественно страдает Азовское побережье. Хотя и на Черноморской стороне полуострова Тамань ситуация к четвергу 26-го была тоже неутешительной.
– Все дни, когда шторм безобразничал на Азовском побережье, наш порт работал в штатном режиме, – рассказал "НГК" капитан порта Тамань Михаил Мигда. – Однако уже 26 сентября к 21.00 нас предупредили о возможной ЧС в связи с усилением ветра северо-западного направления.
А на азовских пляжах шторм действительно "набезобразничал" от души. В районе Голубицкой, Пересыпи песчаные пляжи буквально унесло в море, местами даже вместе с объектами пляжной инфраструктуры. Как уверяют районные экологи, все это происходит из-за того, что в этих местах нет никакой системы берегоукрепления, нет волнорезных сооружений. На это нужны деньги, которые должны выделить федеральные власти по линии МЧС. Но "федералам" сейчас не до темрюкских пляжей – у государства и краевой власти есть задача поважней: интенсивное развитие таманских портов. И при этом никто: ни премьер Медведев, подписавший вышеупомянутое распоряжение, ни губернатор Ткачев, рукоплескавший в твиттере этому решению Председателя Правительства – не задумываются над тем, какие последствия следует ожидать от опасного соседства портов с курортно-рекреационной зоной в Темрюкском районе и соседней Анапой.
Впрочем, именно об этом говорит в своем комментарии депутат Темрюкского районного совета, координатор "Экологической вахты по Северному Кавказу" в Темрюкском районе Вадим Новопашин:
– Мне кажется, что администрация края и федеральное правительство более тяготеют к созданию на Тамани промышленного кластера, нежели рекреационной территории. Хотя объективно следовало бы обратить внимание, что в районе ежегодно растет поток отдыхающих, а в связи с этим, динамично развивается и строительство частными предпринимателями гостиниц, кафе, зон развлечения и т.д. Также Темрюкский район – это еще и территория, где с каждым годом растет производство сельхозпродукции (фрукты, овощи, виноград, рис, пшеница, вино).
Тамань давно присмотрели работники нефтегазовой отрасли и уже значительно и безвозвратно уничтожили или изменили часть ее водно-болотных угодий.
Сейчас активизирован процесс строительства морских портов. Это понятно и объяснимо, если учитывать их острый недостаток на юге России. Но в каждом деле должен быть виден именно государственный подход, а для экологов, с точки зрения охраны окружающей среды, техногенной нагрузки на территорию.
Порт Темрюк, например, в этом отношении не выдерживает никакой критики. Он обязан работать согласно экологической экспертизе 1996 года, поскольку более поздней просто не проводилось. Согласно ей, в порту разрешена перевалка генеральных грузов, стекла, леса, продовольствия. А сегодня в этом порту происходит необъяснимое: идет масштабная перевалка сжиженных углеводородов (СУГ) по дедовской технологии, грейфером, перегружают с причалов в трюмы уголь, перегружаются токсичные и огнеопасные жидкие и гранулированные химические вещества и удобрения, готовятся емкости к перевалке нефтепродуктов и т.д.
И вот что странно: каждая стивидорная компания получает разрешения на эти виды работ. Но вот о суммарном воздействии работающих в порту компаний на природу и людей никто не задумывается. Не учитывается и то, что рядом с портом, буквально в 50 метрах, начинаются золотые пляжи курорта местного значения ст. Голубицкой, на которые сносятся все загрязнения из акватории порта. Ядовитые вещества катастрофически губят моллюсков Азовского моря, панцири которых являются берегообразующими. Кроме этого, из-за мелководности подходного канала, земснарядом регулярно этот канал углубляют, вывозя песчаную смесь далеко в море. А канал снова заполняется песком с пляжей, и этот процесс неотвратимо сокращает ширину береговой полосы и пляжей, что признали работники "Росмортпорта" на общественных слушаниях по дноуглубительным работам.
Если говорить о строительстве новых портов в районе поселка Волна и косы Тузла, то нам хотелось бы, чтобы они были технологически современными, чтобы губительная рейдовая перевалка в Керченском проливе была закрыта, стала береговой и более безопасной.
Опять же, если говорить о безопасности новых портов, следует отметить, что одни уже работают, другие строятся, но нет главного: новые порты на Черноморском берегу Тамани не имеют мола – защиты судов и портовых сооружений от штормов и возможных "навалов" судов на причалы, как это было в 2007 году, когда 100-тонный кран штормом сорвало с якоря и он навалился на причал "Тольяттиазота" и повредил его. Хорошо, что обошлось без катастрофы, трубопроводы были пусты.
Тамань и люди страдают и из-за непродуманности береговой транспортной системы. Прежде чем начнет работать порт, необходимо, чтобы была построена железная дорога. А у нас с этим огромный "напряг". Пример: компания "ЭФКО" (учредитель ООО "Пищевые ингредиенты" - ред.). У них была договоренность с "Тольяттиазотом" использовать их железную дорогу. Но не получилось. Также не получилось возить грузы по железной дороге "Таманьнефтегаза". В итоге шоссейные дороги Тамани забиты автовозами ГК "Юг Руси", "Зернового терминала" и "ЭФКО". Отсюда масса жалоб жителей на загрязнения обочин тяжелыми металлами, шум, загруженность дорог особенно в летний отпускной период, аварии со смертельными исходами.
Помимо этого, говорит депутат, есть и еще одна большая проблема: с вводом в эксплуатацию терминалов нагрузка на местные водопроводные и электрические сети настолько возросла, что в ближайших населенных пунктах возникают перебои с водоснабжением и резко падает напряжение.
Судя по комментариям депутата, системного подхода к вопросу экономического и социального развития Таманского полуострова ни у местных властей, ни у краевой администрации, ни у федеральной власти пока не получается.
Новые порты – это новые рабочие места для местного населения. Но строиться они должны с учетом экологической составляющей. В этом районе, расположенном на стыке двух морей, уникальном с точки зрения историко-археологической , пережившем катастрофу в Керченском проливе в 2007 году, население наиболее активно борется за безопасную среду. Инвесторам и власти придется считаться с их мнением.
Для обеспечения безопасности судоходства в зоне ответственности создана региональная система управления движением судов Керченского пролива (порт Кавказ, порт Темрюк, порт Тамань) стоимостью около 170,9 млн. рублей.
Подготовил
Сергей ЛАДОЖСКИЙ
Портовое хозяйство Темрюкского района
в цифрах и фактах
Порт Темрюк, г. Темрюк. Основные технические характеристики:
Площадь территории морского порта, га: 229,20.
Площадь акватории морского порта, км2: 22.67.
Количество причалов: 10.
Длина причального фронта морского порта (п.м.): 1394,7.
Пропускная способность грузовых терминалов, всего: (тыс. тонн в год) 5750
в том числе:
наливные (тыс. тонн в год) – 1800.
сухие (тыс. тонн в год) – 3950.
Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) в метрах: 4,80; 140; 17,5.
Площадь крытых складов (тыс. м2): 3,323 (+6000м3 емкостной парк).
Площадь открытых складов (тыс. м2): 153,46.
Период навигации в морском порту - круглогодичный.
Порт Мечел-Темрюк, г. Темрюк. Основные технические характеристики:
Общая протяженность береговой линии, вдоль которой расположен перегрузочный комплекс, составляет 850 метров.
Площадь перегрузочного комплекса – около 36 га, включает в себя 4 причала, два из которых протяженностью 248 м используются для обслуживания экспортных/импортных грузов.
Доставка грузов в порт осуществляется как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
Допустимая осадка судов у причальной стенки – 4,7 м. Производится погрузка судов вместимостью от 3 000 до 10 000 тонн, интенсивность погрузки навалочных грузов – 1 000 тонн в час. Для производства грузовых работ используются 6 портальных кранов и 4 перегрузочные машины.
В 2012 году порт перевалил более 1,5 млн. тонн грузов. Основные виды грузов – уголь, кокс, металлопрокат.
Порт-Кавказ (расположен на косе Чушка)
Длина причального фронта доведена до 1070 погонных метров.
Производственная база и инфраструктура нефтебазы составляет 100 тысяч метров куб. единовременного хранения. Обустроены две двухсторонних эстакады для слива по 24 и 46 ж/д цистерн за 3 часа.
Для перевалки нефтепродуктов обустроен причал № 8. Проведена реконструкция причала № 9 для расширения возможности работ по номенклатуре (нефть, мазут и пр.) Вводится в эксплуатацию комплекс по перегрузке жидких химических грузов мощностью около 500 тыс. тонн в год.
Для перевалки колесной техники обустроен комплекс ОАО "Лада Геленджик Транс". В стадии строительства зерновой терминал мощностью до 1 млн. тонн в год.
За счет средств акционеров ОАО "Порт Кавказ – южный район" в порту закончено строительство причальной стенки длиной 150 метров причала № 24 для генеральных грузов. Продолжается строительство аналогичного причала № 23.
ОАО "Анроскрым" провела реконструкцию железнодорожной паромной переправы на линиях Кавказ – Крым, Кавказ Поти, Кавказ – Варна, Кавказ – Самсун. Принимаются паромы длиной до 150 метров с осадкой 3,8 метра.
Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют:
1. ОАО "Анроскрым". Является оператором автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов. Грузооборот – 2,4 млн.т. в год.
2. ООО "Югнефтехимтранзит". Грузооборот – 5,24 млн.т. в год, из них: нефтепродукты – 2,3 млн.т., жидкие химические грузы – 0,04 млн.т., серы – 2,9 млн.т.
3. ЗАО "Лада-Геленджик-Транс". Грузооборот – 0,15 млн.т. в год.
4. ЗАО "Евро-Транс". Грузооборот – 1,5 млн.т. нефтепродуктов в год.
5. ООО "ЕвроТЭК-Универсал". Грузооборот – 0,4 млн.т. серы в год.
Порт Тамань (а правильнее его все же называть портовый комплекс) расположен в пос. Волна и включает в себя четыре основных терминальных комплекса: ООО "Морской терминал Тамань", ЗАО "Таманьнефтегаз", Зерновой терминальный комплекс "Тамань" (ЗТКТ) и Перегрузочный комплекс ОАО "Тольяттиазот". Общий планируемый грузооборот по первому этапу развития порта составит 25,45 млн.т. в год. Причем, как уточнил капитан порта Михаил Мигда, сегодня при восьми введенных в эксплуатацию причалах реально грузооборот в порту составляет 15 млн. т в год.
ООО "Морской терминал Тамань" предоставляет транспортные услуги при перегрузке на терминале наливных пищевых грузов.
Основные технические характеристики морского терминала:
Площадь территории морского терминала - 10,78 га.
Площадь акватории морского терминала - 0,122 кв. км.
Количество причалов морского терминала: 1.
Длина причального фронта морского порта - 176,2 м.
Пропускная способность грузовых терминалов - 438 тыс. тонн в год,
емкостной парк - 30500 куб. м.
Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина): 4,5мХ145мХ20м.
Период навигации – круглогодичный.
ЗАО "Таманьнефтегаз" (оператор морского терминала - ООО "ОТЭКО-Терминал").
Основные технические характеристики морского терминала: Площадь территории морского терминала - 16,75 га.
Площадь акватории морского терминала - 0,07 кв. км.
Количество причалов морского терминала - 2.
Длина причального фронта морского порта - 416 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 1 млн. тонн в год.
Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка / длина / ширина) - 8,6мХ160мХ25,6м. Терминал способен принимать под обработку суда водоизмещением от 27 тыс. (СУГ) до 100 тыс. тонн (нефть и нефтепродукты). Емкость резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ) – 28,8 млн. куб. м. Период навигации – круглогодичный.
Планируемый грузооборот – 11,7 млн.т. в год, из них: мазут – 3 млн.т.,сжиженные углеводородные газы (СУГ) – 1 млн.т., нефть – 6,5 млн.т, бункерное топливо – 1,2 млн.т.
Зерновой терминальный комплекс "Тамань".
Устройство приема зерна из автотранспорта на два проезда по 600 тонн в час каждый. Емкости для хранения зерна силосного типа с количеством единовременного хранения зерна вмещают более 84 тысяч тонн.
Линия отгрузки зерна на море и судопогрузочные машины фирмы NEUERO с производительностью 1500 тонн в час и вылетом стрелы, способной грузить суда класса Panamax и Postpanamax.
На сегодняшний день ЗТКТ является одним из наиболее молодых, динамично развивающихся и перспективных терминалов в юго-восточной части Черного моря.
ЗТКТ осуществляет приемку зерна с автотранспорта с производительностью 600 т/ч. Устройство автоприема позволяет осуществлять выгрузку как с правым, так и с левым способом открытия бортов, и рассчитан на выгрузку зерна 600 т/час, что составляет в среднем порядка 17-20 а/м в час, при условии выгрузки на два бокса.
Терминал оборудован системой крытых конвейеров для круглогодичного приема грузов с автомашин, имеет 7 силосов и рассчитан на накопление одного груза до 89 тыс.т. После ввода второй и третей очередей емкость терминала увеличится до 200 000 т.
Планируемый грузооборот – 6,5 млн.т. в год, из них: масложировое сырьё – 1,5 млн.т., зерно – 5 млн.т.
Перегрузочный комплекс
ОАО "Тольяттиазот".
Морская часть перегрузочного комплекса аммиака состоит из одностороннего причала длиной 285 м. У причала предусматривается обработка судов-химовозов дедвейтом от 3 000 до 50 000 т.
На причале предусматривается два грузовых стендера, один из которых является резервным. Для подачи аммиака с береговой базы на причалы предусматривается два трубопровода.
Морская часть перегрузочного комплекса для метанола состоит из причала длиной 285 м (общий причал для аммиака и метанола). У причала предусматривается обработка судов-химовозов дедвейтом от 3 до 50 тыс.т.
На причале предусматривается три грузовых стендера (2 рабочих и 1 резервный) Для подачи метанола с береговой базы на причал предусматривается трубопровод.
Морская часть перегрузочного комплекса зерновых грузов состоит из одного причала длиной 270 м. У причала предусматривается обработка судов дедвейтом до 50 тыс.т.
На причале предусматривается установка одной судопогрузочной машины портального типа с технической производительностью до 1200 т/час. Подача зерновых грузов с берегового склада на причал осуществляется по конвейерной транспортной системе с аналогичной технической производительностью.
Морская часть перегрузочного комплекса сухих минеральных удобрений состоит из одного причала длиной 270 м. У причала предусматривается обработка судов дедвейтом от 12 до 50 тыс.т.
На причале предусматривается установка двух судопогрузочных машин портального типа с технической производительностью 1000 т/час. Подача минеральных удобрений с береговых складов на причал осуществляется по конвейерной транспортной системе, состоящей из двух линий ленточных конвейеров с технической производительностью по 1000 т/час.
Комплекс по перевалке контейнерных и генеральных грузов состоит из 11 причалов различной длины и глубины, 7 из которых расположены на искусственном острове с подходной эстакадой под автомобильную и железную дороги.
Планируемый грузооборот – 6 млн.т. в год, из них: аммиак – 2 млн.т., метанол – 1 млн.т., минеральные удобрения – 1 млн.т., зерно – 2 млн.т.