Экология:

Трагедия на Тамани повторилась

17.12.2024

Важно не повторить прошлых ошибок

Автор: Галина Ташматова

3111

Темрюкский район и Анапа во второй раз становятся местом техногенной катастрофы. Предыдущая авария в море произошла в Керченском проливе 11 ноября 2007 года и привела к тому, что в акваторию Азовского моря попало свыше 2000 тонн мазута и 7000 тонн серы.

В результате той аварии был нанесен колоссальный урон природе Таманского полуострова, здоровью местных жителей и главному источнику их существования — сфере курортных услуг. Тогда, в бытность губернатором Александра Ткачева, краевые власти через месяц-полтора опрометчиво отрапортовали о том, что последствия аварии полностью устранены.

Однако большая часть российской береговой территории Керченского пролива еще долгое время оставалась замазученной, гибла рыба, птицы, резко начало ухудшаться здоровье жителей прибрежных хуторов и поселков.

Курортный сезон 2008 года был сорван, материальное положение рядовых граждан Тамани существенно ухудшилось, обострились социальные проблемы. Жители Темрюкского района нуждались в достоверной информации, консультативной помощи, юридической защите, а природа Таманского полуострова — в очистке от мазута и защите от наступления новых экологически опасных проектов.

Поначалу мазут, собираемый волонтерами, сваливали на рукотворные несанкционированные свалки мазута «Сириус» и в районе горы Горелой, нанося тем самым не меньший вред природе. Не было тогда предусмотрено мер и по утилизции собранной нефти, загрязненных грунтов, песка, гальки, а также собранных загрязненных сорбентов. Под натиском СМИ и общественности лишь в 2011 году неподалеку от свалки «Сириус» близ поселка Волна был построен временный завод по переработке мазута в асфальт. Вред экологический после этого хотя бы внешне стал не столь очевиден, и общественное мнение стало мало-помалу успокаиваться. Отдыхающие начали возвращаться в те края к 2015 году.

На фото: встреча журналистов НГК и экологов с депутатами пос. Волна

Забегая вперед, заметим, что на устранение последствий той трагедии ушло около десяти лет. И это притом, что со стороны экологической общественности края и страны велся неусыпный общественный контроль.

На Тамани регулярно проходили «круглые столы» и даже научные конференции. «Новая газета Кубани» с первого дня трагедии в 2007 году подключилась к освещению ситуации в зоне бедствия. Журналистами НГК был разработан и успешно реализован проект «Общественная социально-экологическая инициатива «Тамань-2008». Вот выдержка из тезисов доклада главного редактора «Новой газеты Кубани» на всероссийской экологической конференции, состоявшейся в Бородино в 2009 году.

«… С момента массового кораблекрушения в Керченском проливе прошло 6 месяцев. Срок достаточный для того, чтобы сделать первые выводы о причинах экологической катастрофы и ее последствиях. О том, какой урон нанесен флоре и фауне Азовского и Черного морей в результате этой катастрофы, сколь долго будут ощущаться ее последствия, официальные органы нас так и не проинформировали. На бумаге органов контроля у нас в стране много, но никто из них не смог на деле остановить выполнение рейсов отслуживших свой век танкеров или ввести запрет на рейдовую перегрузку нефти рядом с уникальным водно-болотным природным комплексом международного значения и историческим памятником Фанагорийский раскоп.

Катастрофа в Керченском заливе наглядно показала, что среди этих служб вообще нет специалистов по спасению животных, пострадавших от разлива нефти, и защите археологических памятников под открытым небом от вредного воздействия последствий катастрофы. Совершенно очевидно, что причин катастрофы несколько, и лежат они никак не в плоскости виновности капитанов.

Общественная социально-экологическая инициатива «Тамань-2008», созданная из экологических и общественных организаций Краснодарского края и независимых СМИ, проводит собственное расследование причин трагедии. Участники общественной инициативы намерены добиваться от краевых и федеральных властей полного устранения последствий катастрофы и создания реальных механизмов защиты населения, природы и культурного наследия от подобных катастроф в будущем. Изучив и обобщив официальные документы, публикации в российской и международной прессе, мнения ведущих ученых в области юриспруденции, экологии, судоходства, международного права, ТЭК, эксперты общественной инициативы «Тамань-2008» полагают, что основными причинами, приведшими к социально-экологической катастрофе, случившейся в Таманском заливе 11 ноября 2007 года, могли стать:

1. Системная управленческая ошибка, не учитывающая высочайших рисков использования танкеров речного регистра для выполнения рейдовых перегрузов в морской акватории. Тем более когда этим танкерам более 25—30 лет.

2. Вторая причина, вытекающая из первой, — отсутствие в нашей стране адекватной системы страхования экологических рисков. Будь у нас совершенным законодательство об экологическом страховании, которое бы требовало полноценно рассчитывать экологические риски, для столь экологически рискованных способов транспортировки и перегрузки нефти с речных на морские танкеры, да еще вблизи ценнейших рыбохозяйственных акваторий, водно-болотных угодий международного значения, ставки страхования были бы весьма высокими. Тогда этот способ транспортировки нефти не выдержал бы конкуренции с другими способами по экономическим соображениям.

3. Снижение роли экологической экспертизы в нашей стране, системы, которая является во всем мире главным превентивным фактором снижения рисков подобных катастроф. Все началось в 2000 году, когда был упразднен независимый природоохранный орган, а закончился этот «разгром» в январе 2007 года принятием градостроительного кодекса, упразднившего государственную экологическую экспертизу вообще.

4. И последняя причина, о которой пока не принято говорить, — это глобальные изменения климата, которые приводят к «разбалансировке» системы «океан—атмосфера». В результате растет и число аномальных погодных явлений, в том числе штормов. На Западе уже давно начали оценивать риски с учетом климатических изменений, но в нашей стране пока об этом говорит только общественность, на правительственном уровне никто этим не озабочен…»

Изменилось ли что-то в лучшую сторону с тех пор в плане предупреждения подобных катастроф? Об этом могут достоверно рассказать только крупные специалисты в области экологии морей. Мы обязательно свяжемся с учеными и постараемся разобраться в этих важных вопросах.

Опыт той трагедии показал, что только в постоянном диалоге власти с общественностью, СМИ, основанном на серьезном общественном мониторинге проблемы, можно сохранить благоприятной среду обитания и культурное наследие Тамани.

Галина Ташматова

Фото: из архива НГК

 

п. Ильич Темрюкского района оказался наиболее пострадавшим от трагедии 2007 года