Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Максим Шаскольский в ходе своего выступления поведал депутатам Госдумы, что цены на бензин и дизтопливо могут снизиться
1167
По крайней мере, предпосылки для этого есть. В виде падения оптовых цен. В течение только первых пяти дней марта они буквально рухнули, – на бензин АИ-92 на 11,6%, АИ-95 – на 9,5%, на дизтопливо – на 12%. Ценники на АЗС, правда, эта радостная для всех водителей весть пока обходит стороной. В отличие от января, когда стоимость горючего без всяких видимых на то причин выросла сразу на несколько рублей. И не только в нашем крае, но и сразу в 47 регионах России.
Также возможное понижение цен Максим Шаскольский довольно туманно пояснил тем, что «действующий механизм демпфера позволяет отвязать цены внутреннего рынка от внешнего». Рассказы о тесной взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» рынков давно уже стали общим местом и обычно используются для оправдания роста цен на АЗС во время повышения биржевых котировок на нефть. Но мы не будем верить им. Это просто байка. Никому за рубежом наш бензин просто не нужен, и только поэтому мы его не экспортируем. В отличие, скажем, от дизтоплива. Поэтому и цены никак не привязаны. Да и для экспорта бензина нужно создавать совсем другую инфраструктуру, отличную от нефтяной. Чего пока явно не наблюдается.
Тем не менее, удешевление горючего, о котором говорил г-н Шаскольский, действительно вполне возможно. Но причина его кроется совсем в другом – в переполненности внутреннего рынка нефтепродуктами.
По оценке одного из ведущих экспертов топливно-энергетического комплекса Михаила Крутихина, хотя нефтяное эмбарго в отношении России не введено (в первую очередь основными потребителями нефти Urals, странами Евросоюза), но крупнейшие компании сами в инициативном порядке отказываются её закупать или перевозить. В результате на сегодня экспорт снизился на 3 миллиона баррелей/сутки, в сравнении с обычным уровнем. Более миллиона баррелей из них приходится на нефтепродукты. Понятно, что так долго продолжаться не может, хранилища переполняются, и среди вертикально интегрированных компаний должна-таки развернуться борьба за потребителя. С главной целью – любой ценой увеличить сбыт на внутреннем рынке, чтобы хоть как-то сгладить последствия потери рынка внешнего. И тут важна не столько даже продажа бензина и дизтоплива, сколько возможность поставки нефти с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы. Иначе не только НПЗ, но и месторождения придётся закрывать. И гораздо больше, чем в позапрошлом году, по случаю эпидемии COVID-19. Вот это – самая главная проблема, которую компании пытаются решить всеми силами. И, может быть, благодаря ей мы наконец-таки увидим подлинную, а не мнимую конкуренцию на топливном рынке.