Экономика:

Гладиатор российского бизнеса

05.04.2019

Бизнесмен Сергей Галицкий дал большое интервью в котором рассказал о причинах продажи акций «Магнит»

2017

Бизнесмен Сергей Галицкий дал большое интервью изданию The Bell, в котором рассказал о причинах продажи акций «Магнит» банковской группе ВТБ

Среди причин, заставивших его пойти на эту сделку, Галицкий на передний план ставит фактор постоянного психологического напряжения:

– Вот характерный случай, который произошел совсем незадолго до сделки, – вспоминает бизнесмен. – 7 утра. У меня звонок с работы – сразу понятно, что что-то случилось. Я смотрю на телефон, но не могу взять трубку: я уже понял, что психологически это довольно сложно для меня. Потом, конечно, беру, там сбивчиво объясняют: случилась по соседству с нашим магазином трагедия, мы вообще – не при чем, только просят помочь. Только к концу фразы я понял, что мы, «Магнит», – не при чем. С каждым разом выдерживать такое было все труднее и труднее. 6000 автомобилей ежедневно на просторах российских дорог. Что бы ты ни делал, очень высоки риски тяжелого ДТП. Ты не можешь на 100 процентов контролировать ситуацию, это связано с человеческими жизнями и лежит грузом на тебе каждый день. Это для меня очень сложно. Я привык ситуацию держать под полным контролем. Когда бизнес так сильно персонифицирован, каждое новое открытие магазина, распределительного центра, каждая новая машина уменьшает спокойный сон еще на одну минуту.

Среди других причин Галицкий называет усиливающееся госрегулирование и «фактор возраста»:

– Со временем я начал понимать: я начал терять скорость, – рассказывает он. – Я периодически общаюсь со своим приятелем, шахматистом Владимиром Крамником. Когда я спросил, почему он уходит из шахмат, он сказал, что та интенсивность, которую выдерживают молодые ребята, ему уже в 43 года не под силу. И это ему в 43. Та интенсивность, которая у меня была в компании, для моих лет уже была разрушительной. Бизнес – это игра интеллекта, и ты должен признавать: то, что ты можешь делать в 35-40 лет, ты уже не можешь делать в 50. Ты не можешь полностью отвечать за 300000 своих работников. Это очень сильное давление. Если ты с ним справляешься в 35-40 лет, то в 50 это уже очень тяжело. Это понимание не приходит сразу: ты думаешь, ничего, сейчас отдохнешь в выходные, на праздники и всё начнется заново. Ты не можешь сразу смириться с тем, что ты уже не тот, кем был. Но в какой-то момент ты должен себе ответить, что операционный менеджмент при той интенсивности, которая была последние 25 лет, – уже не для тебя. Когда ты знаешь себя 35-летнего, ты не можешь смириться с собой 50-летним. В Древнем Риме считали, что каждый гладиатор должен своевременно и достойно умереть.

Передавать управление менеджерам Галицкий также не захотел.

– Я понимал, что не смогу просто раз в полгода появляться на встречах в совете директоров, с умным лицом рассматривать какие-то бумаги, – говорит он. – Потому что я всегда брал ответственность за то, что я делал.

Галицкий отмечает, что решение о продаже «Магнита» созревало не сразу, что «нет той секунды, в которую оно было принято». Тем не менее, итог всего вышесказанного состоялся в феврале 2018 года, когда, будучи на Российском инвестиционном форуме в Сочи, Сергей Галицкий продал свои 29,1 процентов  акций «Магнита», за что получил от ВТБ 138 млрд рублей. В интервью Галицкий отметил, что планов нового большого бизнеса у него нет, а тратить полученные от продажи акций деньги он собирается в Краснодаре.

– Если я добился успеха в этом городе и с этими людьми, я сам ответственно должен истратить эти деньги, и для этого тоже требуется немалая часть жизни, – говорит он. – Иначе нет никакого смысла в их зарабатывании. Если оглянуться назад, то мы с командой добились того, о чем даже никогда не мечтали, и я горжусь той компанией, которую я построил. Надеюсь, наш пример будет вдохновлять новое поколение заниматься бизнесом.