Экономика:

Игорные зоны в период санкций

28.11.2022

Санкции распространяются не только на лекарства и продовольствие, но и на азартные игры

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

5698

Хотя, казалось бы, что может быть дальше от первой необходимости. Но фактически так и есть.

Поставка и обслуживание игровых устройств с российского рынка никуда не исчезли. Пришлось только перестроить бизнес в соответствии с новыми реалиями в логистике: она стала более сложной, что повлекло за собой некоторое повышение цен. Впрочем, как минимум три из четырёх игорных зон – в Калининграде, Алтае, Владивостоке и Сочи – имеют выгодное расположение с точки зрения близости границы, а значит, простраивания самых разных логистических схем. 

«Сегодня не приходится говорить о том, что какие-либо производители отвернулись от нас. Дело в том, что этот бизнес – отдельный мир. В котором все контрагенты ценят проверенные контакты и не спешат ими разбрасываться», – комментирует Дмитрий Анфиногенов, председатель Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС).

Хотя игорной зоне «Красная Поляна» пришлось сменить ряд своих поставщиков. В частности, европейские игральные карты заменили азиатские. Также как и вся электроника, которую стали закупать в Азии, хотя раньше – у европейских компаний. Кое-что даёт политика импортозамещения. Например, униформу для сотрудников раньше закупали в Англии, теперь – в России. То же самое касается бытовой химии, салфеток, одноразовой посуды (раньше их приобретали у шведской компании Duni).

А вот элитный виски, коньяк российские производители заменить не готовы даже в долгосрочной перспективе. Илья Глазунов рассказал, на что способна алкогольная промышленность России сегодня: «У нас в стране предостаточно производителей качественной водки, тут беспокоиться не о чем. С вином ситуация тоже оптимистичная: мы закупаем большие объёмы у отечественных виноделов. Они способны создать серьёзную конкуренцию коллегам из Европы в среднем сегменте. Плюс вина из Аргентины, Чили, Южной Африки никуда не делись и продолжают поставляться на российский рынок. Наблюдая за обстановкой в мире, мы заранее наполнили склады игорной зоны «Красная Поляна» позициями, которые могут надолго исчезнуть. Естественно, эти запасы конечны. По нашим расчётам их должно хватить до марта 2023 года. В целом ситуация с рынком элитного алкоголя остаётся в подвешенном состоянии. И даже внесение в перечень товаров для параллельного импорта крупнейших производителей алкоголя не вселяет особую надежду. На организацию бесперебойных закупок и поставок по новым алгоритмам уйдёт около 1-1,5 года».

В этом году список поставщиков вина также пополнили Сербия и Словения. А табачные изделия класса люкс теперь закупают в Армении. Продукция из этих стран уже получила положительные отзывы гостей.

Схожая картина наблюдается в «Янтарной», «Сибирской монете» и «Приморье». До весны следующего года продукции хватит, но ассортимент мировых брендов в барах и ресторанах оскудел. Остатки подорожали в среднем на 25% от прежней цены.

В России игорные заведения идут рука об руку с высокой гастрономией. Это значит, что каждое казино укомплектовано рестораном высокой кухни: бизнес внутри бизнеса. Ресторанами управляют именитые шеф-повара. Ежегодно такие рестораны выбирают десятки тысяч гостей. Во многом потому, что именно в заведениях казино они гарантированно смогут отведать премиальные продукты и лучшие образцы мировых кухонь.

После объявления санкций экономической катастрофы в игорном общепите не произошло. Дело в том, что все азартные оазисы закупают основную часть продуктов у локальных поставщиков. Ободряющими цифрами поделился руководитель службы питания игорной зоны «Красная Поляна» Илья Глазунов: «Ещё до пика санкционной активности мы перешли на российских поставщиков примерно на 80-90%. Исключение составили продукты, необходимые для приготовления азиатской кухни, – различные соусы, пасты и т.п. Главное, что этот переход не был компромиссным. По качеству российские продукты для высокой кухни не уступают импортным». Можно с уверенностью сказать, что гостям казино по-прежнему доступны высокий сервис и отменно вкусная кухня.

Трудностей, однако, по-прежнему немало. Дмитрий Анфиногенов отмечает: «Отсутствие прямых рейсов международных авиакомпаний существенно уменьшило поток иностранных гостей. Да, сейчас в аэропорт Сочи прилетает более 170 международных рейсов в неделю, но в основном это российские авиакомпании. А значит, к нам не летит много иностранных туристов. Раньше беспрерывное авиасообщение с другими странами успешно поддерживало бизнес. Например, успех израильского кейса заключался в успешной взаимовыгодной работе с партнерами. Они были заинтересованы в продаже билетов на свои рейсы и проживании у нас. На этой базе формировались пакетные туры, и люди с удовольствием прилетали.

Но, несмотря ни на что, в этой ситуации важно продолжать работать и видеть позитив. Например, в отмене принципа зеркальности по части визовых ограничений. Для дружественных стран границы становятся максимально открытыми. Надеюсь, что в будущем мы увидим расширение этого перечня и таких стран станет больше. А различные ограничения, в том числе на ввоз иностранной валюты в нашу страну, смягчатся».