Отгремевшая в Сочи «Новая волна» подняла немало тем и вопросов. Например, зачем нужно было тратиться на возведение мобильного концертного зала «New Wave Hall», когда по соседству для тех же целей в 1979-м был открыт и по сей день с успехом эксплуатируе
1502
Отгремевшая в Сочи "Новая волна" подняла немало тем и вопросов. Например, зачем нужно было тратиться на возведение мобильного концертного зала "New Wave Hall", когда по соседству для тех же целей в 1979-м был открыт и по сей день с успехом эксплуатируется стационарный концертный зал "Фестивальный"?! Да, первый рассчитан на 2800 мест, что на 300 мест больше второго, однако сквозняки и биотуалеты первого стали притчей во языцех.
Конечно, зрители для телешоу – "живая декорация", о которой особо заботиться не принято, ведь Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки, как и Олимпиада, ориентирован на многомиллионную телеаудиторию. И все же можно было проявить сострадание к замерзающим артистам. Вот и муза конкурса Алла Пугачева нет-нет да обращала внимание со сцены на "холодные ночи в Сочи"...
Поделиться "взглядом изнутри" и "взглядом со стороны", поразмышлять о ситуативных особенностях концертного "звездопада" на курорте мы попросили квалифицированного зрителя и почетного гостя "Новой волны" директора концертного зала "Фестивальный" Евгения ПАСНЮКА.
Праздник по соседству
– Евгений Иванович, не обидно, что праздник "Новой волны" прошел не на вашей улице?
– Как сочинец, я рад еще одному масштабному системному проекту, получившему прописку или временную регистрацию в Сочи. У нас после Олимпиады появилось много достойных сценических площадок международного уровня, в том числе в Олимпийском парке. В отличие от них "Фестивальный", благополучно завершивший в этом году 36-й концертный сезон, расположен в центре города у берега моря, и, вы правы, задумывался как раз для аналогичных "Новых волн". Поэтому жаль, конечно, что "Волна" до нас не дошла. Однако будь на то воля организаторов, мы были готовы принять эстафету у концертного зала "Дзинтари", как в случае с Международным фестивалем юмора и сатиры "Юморина", получившим в этом году новое пристанище в "Фестивальном".
Главное, на мой взгляд, чтобы зритель, отдавая деньги за билет, не испытал впоследствии чувства разочарования или неудовольствия. Иначе он больше не придет. На "Новой волне" в "New Wave Hall" из вечера в вечер я встречал знакомые лица, т. е. публика, заполнявшая зал, отдала предпочтение все-таки живой концертной атмосфере, а не телеверсии.
"New Wave Hall" – это хорошие акустика, свет, звук и сцена. Объем сцены больше, чем в "Фестивальном", но у нас, как мне показалось, более комфортные для зрителей и артистов бытовые условия. С другой стороны, все недочеты можно исправить, было бы время…
– Однако окончательное решение о месте проведения конкурса в будущем году еще не принято. Высказываются соображения о целесообразности превратить "Новую волну" в подобие "Евровидения", странствующее по городам России. Правда, вдруг победу на конкурсе вновь одержит хорват – проводить ли очередное состязание вокалистов в Загребе? А если получать сочинскую прописку, то, может, не возить сюда "свой самовар" и сделать окончательный выбор в пользу "Фестивального"?
– В дни конкурса я общался с музой "Новой волны" Аллой Пугачевой и, в том числе, затрагивал эту тему. Алла Борисовна прекрасно знает "Фестивальный", не раз и с оглушительным успехом давала в его стенах концерты...
– …Может удалось договориться о новом сольном выступлении?
– Примадонна в великолепной творческой и физической форме, в чем могли убедиться все в зале и у телеэкранов. Дай ей Бог здоровья! От рассмотрения гастрольных планов на 2016 год, как и места проведения "Новой волны-2016", Алла Борисовна пока воздержалась, однако дала высокую оценку организационному уровню конкурса в Сочи.
"Намоленные" места
В последнее время, судя по телевизионным рейтингам и по количеству концертов, наблюдается спад интереса к популярной музыке. "Новая волна" предоставила возможность увидеть всех лучших артистов разом и услышать их новые песни, обогатила программу самыми разнообразными направлениями: симфонической музыкой прославленного коллектива Юрия Башмета, оперными ариями в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского…
– Сколько людей, столько и мнений! Скажем, Станислав Садальский назвал "Новую волну" в Сочи "обмытыми камнями". Кто-то говорит, что получился "компот из сухофруктов", а заявляли "свежевыжатый сок". И дело не только в исполнителях. Раздражали "сажающие ритм" ведущие с абсолютно неостроумными текстами и двусмысленно-сомнительными комплиментами городу-курорту Сочи. Дескать, не хватало искренности, куража и драйва. И даже Никита Михалков с "песней про пчел" не смог их пробудить (или компенсировать отсутствие). Впрочем, герой Никиты Сергеевича в "Жестоком романсе" – Сергей Сергеевич Паратов – при схожем раскладе резюмировал: "кому-то нравится арбуз, а кому-то – свиной хрящик".
С Игорем Крутым до "Новой волны-2015" доводилось обсуждать сочинскую перспективу конкурса?
– Конечно. Тогда Игорь Яковлевич объяснил, что причиной переезда конкурса стал "большой миг маленького человека" – министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, закрывшего въезд на территорию своей страны Валерии, Олегу Газманову и Иосифу Кобзону. Без реакции организаторов "Волны" такое решение не могло остаться: не было никакой уверенности, что ситуация не повторится в отношении других артистов.
А так, по словам Крутого, Юрмала с залом "Дзинтари" на 2 000 мест, традициями и атмосферой, витающей в воздухе, – "намоленное" место. Кроме того, Игорь Яковлевич заметил, что в Сочи, где свое видение цен на гостиницы и дорогу, все дороже, чем в Европе. А ведь министр культуры России Владимир Мединский уже не раз подчеркивал: на организацию "Новой волны" бюджетные средства не выделялись…
На фоне общей политической обстановки Игорю Яковлевичу показалось уместным провести конкурс в России – зарубежные города отпали сами собой. Кандидатура Сочи возникла благодаря олимпийскому бэкграунду и традиции, по которой новая музыка звучит на морском берегу. Плюс предложение занять достойное место между Международным экономическим форумом и соревнованиями "Формулы-1", добавив таким образом культурно-развлекательную составляющую. Поэтому даты проведения конкурса перенесли с конца августа на начало октября.
– Слышал, что навстречу организаторам пошел и канал "Россия 1", для которого в телевизионной сетке "Новая волна" ассоциировалась с летом. Но могу представить себе состояние звезд эстрады, добиравшихся до Сочи чартерами и не жалевших ради эфиров никаких денег, когда выяснилось: большую часть телетрансляций можно увидеть после полуночи или в интернете…
– У телевизионщиков свои форс-мажоры. Желание помочь конкурсу было всеобщим. Я бы выделил роль администрации города, приложившей немало организационно-технических усилий, но оставшейся в тени.
– Да, если бы "Волна" проходила в "Фестивальном", многих напрягов удалось бы избежать, не дергая муниципалитет по каждому пустяку. У вас – отлаженный механизм обеспечения безопасности, отработанный алгоритм проведения подобных масштабных мероприятий и опытный коллектив…
– Для этих целей наш зал и сохранили, когда относительно недавно над ним вдруг нависла угроза сноса. К слову, во время шоу Филиппа Киркорова "ДруGoy", проходившего 1 октября в "Фестивальном", две с половиной тысячи наших зрителей могли полюбоваться репетицией фейерверка "Новой волны". А вот собравшиеся на Северном моле в "New Wave Hall" по случаю церемонии открытия и закрытия конкурса были лишены картины этого роскошного огненного зрелища, визуально для них недоступного.
Но о монополии той или иной сценической площадки в гастрольно-концертной жизни курорта сегодня речи быть не может. Все зависит от специфики представления: для ледовых шоу Ильи Авербуха трудно придумать что-то лучше, чем Ледовый дворец "Айсберг", для драматических спектаклей Крымского академического русского театра – Зимнего театра, для камерных концертов филармонического песенно-инструментального ансамбля "Кудрина" – Органного зала. А ведь есть еще Летний театр в парке имени Фрунзе, Зеленый театр в парке "Ривьера", РДК "Адлер", Лазаревский центр национальных культур, концертные залы здравниц…
"Родные" звезды "Фестивального"
– Каким выдался нынешний гастрольный сезон в "Фестивальном"?
– Как всегда насыщенным событиями. Наряду с традиционными системными проектами, вроде "Летнего кубка КВН", появились новые – к примеру, уже упомянутая "Юморина". Сольные концерты шли своей чередой – кто-то из звезд вернулся к нам после небольшого "тайм-аута", а некоторые ежегодно собирают аншлаги. Филипп Киркоров провел в этом сезоне 7 концертов, Григорий Лепс – 3, причем один из сольников Григория проходил в период "Новой волны", что никак не сказалось на заполняемости зала.
– Хотя цена билетов на встречу с Лепсом была немаленькой: от 6 до 15 тысяч рублей!
– Между концертным залом и исполнителем – промоутеры, заключающие со звездой договор на ряд концертов и определяющие цену билета. Конечно, для них это риск. Рискуем и мы, когда вынужденно платим до полумиллиона рублей за рекламу на концерты отдельных артистов.
Относительно дороговизны гостиниц и дороги я уже цитировал Игоря Крутого. За проезд и размещение коллектива, сопровождающего звезду, иногда тоже приходится выкладывать по полмиллиона. А все это включено в цену билета.
В этом году наблюдался рост средней цены билета в "Фестивальном" – 1 200 рублей на фоне 800 в прошлом году. Средняя заполняемость зала – 60% (в прошлом году этот показатель был чуть выше). Причины разные: вероятно, кризис, новые площадки, обилие концертно-театральных предложений…
– В графике "Фестивального" в 2016 году 25 июля и 20 августа уже запланированы выступления Стаса Михайлова…
– И не его одного! Есть созвездие исполнителей, которых наш зал может с полным правом называть "родными", есть принципиальные договоренности с ними о предстоящих концертах. Уточняются-согласовываются даты.
В зале уже полным ходом идут ремонтные работы, которые мы никогда не растягивали на весь период межсезонья. "Фестивальный" всегда на низком старте и готов в любой момент провести любое мероприятие!
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото Сергея ЛИСИЦЫНА