перепись: окончательные итоги
4569
На прошлой неделе в конференц-зале Краснодарстата состоялась пресс-конференция руководителя регионального статистического управления Татьяны Курняковой. На мероприятии подводились окончательные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Краснодарскому краю. Картина, скажем прямо, – весьма удручающая
В общем и целом, цифры статистики мало чем отличались от предварительных итогов переписи, озвученных еще в юбилейный для статистиков 2016 год: веком ранее, в 1916 году, впервые в истории нашей страны состоялась Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Перепись 2016 года сравнивала показатели за десять лет, сопоставляя их с Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 года.
Открывая пресс-конференцию, Татьяна Курнякова отметила особую важность переписи для нашего края, являющегося крупнейшим сельскохозяйственным производителем в России. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года охватила деятельность всех категорий сельхозпроизводителей: сельскохозяйственные организации, крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей, личные подсобные хозяйства и некоммерческие объединения граждан.
– Большинство населения отнеслось к опросам ответственно и доброжелательно, – заявила Татьяна Курнякова. – Отказались отвечать переписчикам лишь 0,03 процентов респондентов.
По данным ВСХП-2016, в Краснодарском крае насчитывалось 1805 сельскохозяйственных организаций, 14124 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 1148,5 тысяч личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан, 1388 некоммерческих объединений граждан.
– Число работников, занятых в сельском хозяйстве сокращается, – подчеркнула Татьяна Курнякова, – эту тенденцию мы наблюдали в течение этих десяти лет: каждый год идет отток. В целом по краю численность работников сократилась на 47 процентов. Это объясняется как большим уровнем автоматизации производства, так и большим уровнем зарплаты.
За десять лет количество сельскохозяйственных организаций в крае снизилось на 23 процента: крестьянские (фермерские) хозяйства либо перерегистрировались в индивидуальных предпринимателей, либо закрывались и объединялись в более крупные и, как правило, более конкурентоспособные, что повлияло на снижение их количества на 42 процентов. Количество личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан по краю снизилось на 2 процента. В ходе переписи было выявлено увеличение хозяйств с заброшенными земельными участками с 3 процентов (34 тыс.) в 2006 году до 4 процентов (49 тыс.) в 2016 году. На 27 процентов сократилось число некоммерческих объединений граждан. Полностью ликвидированы огороднические некоммерческие объединения, их земли в основном перешли в личные подсобные хозяйства, под индивидуальное жилищное строительство и под коммерческие застройки.
Разумеется, подобные цифры вызвали закономерный вопрос: есть ли статистика по отдельным сельхозпроизводителям и каковы показатели наиболее успешных сельхозпредприятий на Кубани. Конкретные предприятия Татьяна Курнякова назвать затруднилась, но назвала районы, где на одну сельхозорганизацию приходится наибольшая площади для осуществления сельхоздеятельности. Рекордсменом, по этому параметру, так же, как и по некоторым иным показателям, предсказуемо оказался Выселковский район.
Доля объектов переписи, осуществляющих деятельность в первом полугодии 2016 года, в сравнении с аналогичным периодом 2006 года практически не изменилась, – подчеркнула Татьяна Курнякова. – Исключение составили личные подсобные хозяйства, доля которых снизилась до 85 процентов. Это объясняется тем, что граждане всё чаще предпочитают облагораживать свои приусадебные участки декоративными насаждениями и цветами, формировать зоны отдыха.
Площади практически всех сельхозкультур в крае уменьшились, кроме зерновых и зернобобовых, которые, напротив, увеличились на 25 процентов. По всем остальным видам сельхозкультур отмечается падение, порой – весьма заметное. Так, посевная площадь картофеля снизилась с 54 тысяч гектаров до тридцати с небольшим тысяч (на 43 процента), а кормовых культур – с 554 тысяч до 297 тысяч гектаров. Площади под многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами за десять лет сократились на 24 процента, а под виноградниками – на десять процентов. Тем не менее, урожайность плодов и ягод в хозяйствах всех категорий за 2018 год, по предварительным итогам, составила 151,6 ц/га, против 78,3 ц/га, зафиксированных десять лет назад.
В животноводстве ситуация – еще более удручающая: поголовье крупного рогатого скота упало с 710 тысяч голов до 532, то есть на 25 процентов. Однако еще более печальная ситуация – со свиноводством: здесь произошло падение с уровня в более чем полутора миллиона голов до 456 тысяч, то есть на 70 процентов. В то же время на восемьдесят процентов выросло поголовье овец – с 96 до 174 тысяч. Незначительно выросло и поголовье птицы: в том числе – поголовье кур, индеек, перепелок, цесарок, фазанов, но наметилась тенденция снижения поголовья уток и гусей. Поголовье коз в хозяйствах всех категорий сократилось на 31 процент, кроликов – на 24 процента (за счет хозяйств населения). Помимо традиционных сельскохозяйственных животных, в организациях сосредоточено 28 тыс. норок и 3 тыс. соболей. В хозяйствах населения числится 147 тыс. семей медоносных пчел, разводят 104 тыс. нутрий, а также имеется 412 тыс. кроликов. При этом разведение кроликов стало популярным в организациях и у фермеров, поголовье которых за межпереписной период возросло в три и в 17 раз – соответственно.
Интересно, что анализ структуры поголовья сельскохозяйственных животных по категориям хозяйств показал, что поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы преимущественно содержалось в сельскохозяйственных организациях, а овцы и козы – в хозяйствах населения.
Интересно и сравнение наших показателей с иными регионами, особенно – с теми, что вошли в «топ-10» по производству сельхозпродукции. Краснодарский край занимает верхние строчки по выращиванию риса, сахарной свеклы, по площади многолетних плодовых насаждений, ягодных культур и виноградников. Особенно – риса: наш ближайший конкурент, Приморский край, в несколько раз уступает нам по площади засеянных гектаров (21,1 тысяч га против 136,2 у Кубани). Однако по овощным и бахчевым культурам мы уступили Волгоградской и Оренбургской областям, а по зерновым и зернобобовым – даже не вошли в первую тройку, уступив Алтайскому краю, Ростовской и Оренбургской областям. Что же касается поголовья крупного рогатого скота, то здесь Кубань заняла лишь восьмое место. Край не попал и в «первую тройку» по поголовью птицы, уступив Белгородской, Ленинградской и Челябинской областям.
Численность сельскохозяйственной техники у сельскохозяйственных производителей с 2006 по 2016 также сократилась. В то же время Татьяна Курнякова отметила, что в производство вводятся более технологичные машины, производительность которых значительно выше, чем у выбывших устаревших видов техники. В сельскохозяйственных организациях доля тракторов в возрасте девять лет и более сократилась на 16 процентов, а в КФХ и у индивидуальных предпринимателей – на 26.
Впервые в программу переписи был включен вопрос о получении кредитных средств и субсидий (дотаций) в 2015 году. Опросу подлежали сельскохозяйственные организации, крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Из общего числа сельскохозяйственных организаций в 2015 году: 26 процентов получили кредиты, 54 процента – субсидии. Из работавших в 2015 году фермерских хозяйств – 14 процентов получили кредиты на развитие хозяйства, 26 процентов – субсидии.
Краснодарстатом выпущено шесть томов переписи по краю, а также том седьмой, содержащий программу, методологию и организацию проведения переписи, и том восьмой – «Атлас переписи» – также опубликованы Росстатом. Все издания размещены в свободном доступе на сайте Краснодарстата.
– Итоги переписи дают нам возможность оценить, структурные изменения в сельском хозяйстве, произошедшие в межпереписной период, – подчеркнула Татьяна Курнякова. – Они должны стать фундаментом для новой программы развития отечественного сельского хозяйства, для дополнительных государственных целевых инвестиций и для перехода российской сельскохозяйственной отрасли на новый уровень.