Экономика:

Наше будущее – трамвай!

21.05.2019

Власти города анонсировали план развития общественного транспорта. Похоже, трамваю буден отдан приоритет

2289

Власти города анонсировали план развития общественного транспорта. Похоже, трамваю буден отдан приоритет

Администрация Краснодара презентовала журналистам «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры» кубанской столицы до 2034 года, в которой немало внимания уделено проблемам общественного транспорта. Презентацию «Программы» провели специалисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Это столичное учреждение стало победителем тендера, объявленного мэрией города в 2017 году на разработку данного проекта. Его стоимость составила 51 млн рублей.

Открыл презентацию председатель комиссии по экономическому развитию Общественной палаты Краснодара Александр Полиди.

По его словам, реализация «Программы», разработанной специалистами НИУ ВШЭ, оценивается в 165 млрд рублей.

– Это, конечно, огромная сумма для бюджета нашего города, но необходимость в развитии и усовершенствовании транспортной инфраструктуры в Краснодаре назрела давно, хотя бы по той причине, что столица Кубани сегодня занимает третье место по темпам гражданского строительства. Получается, что город динамично растет, а дорожно-транспортная сеть не успевает. Поэтому в рамках стратегии социально-экономического развития города до 2034 года администрация Краснодара особое внимание уделила проблеме транспортной инфраструктуры. Разумеется, к каким-то проектам в этом направлении будем привлекать и инвесторов на условиях частно-государственного партнерства, – отметил Александр Полиди.   

На презентации разработчики «Программы» представили два основных направления: развитие и оптимизация улично-дорожной сети и развитие сетей общественного транспорта.

Директор центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ Александр Кулаков, представивший проект развития улично-дорожной сети, отметил как плюсы, так и минусы в дорожной инфраструктуре Краснодара на текущий момент:

– У Краснодара есть одно большое преимущество перед другими мегаполисами. Здесь, на наш взгляд, более успешно решается проблема автопарковок, существует определенный порядок. Например, в Петербурге с этим всё гораздо сложнее. Там паркуются как хотят и где хотят.

С другой стороны, в некоторых районах города в организации дорожного движения есть определенные ошибки, что приводит созданию пробок на магистральных улицах и транспортных развязках, – отметил спикер.

По словам Кулакова, можно было бы существенно разгрузить перекресток улиц Старокубанской и Ставропольской, если пустить транспортный поток, идущий прямо по Ставропольской не по круговому перекрестку, а прямо – параллельно трамвайной линии. По мнению экспертов Центра, это частично сократит время ожидания в пробках в часы пик на этом перекрестке.

Также Александр Кулаков упомянул в своем докладе еще несколько проблемных участков в городе, где требуется изменить схему проезда перекрестков. Это пересечение улиц Северной – Школьной – Филатова, Дзержинского – Тургенева–  Стахановской, перекрестки Дзержинского – Кореновская, Дзержинского – Покрышкина, развязки Западного обхода и улицы Средней, а также развязка на Ростовском шоссе в месте примыкания улицы Петра Метальникова.

Всего, по словам докладчика, на все локальные (271) и целевые (семь) мероприятия с 2018 до 2021 года планируется затратить 68,94 млрд рублей, которые включают в себя увеличение количества светофоров – с 405 до 420, протяженность автодорог – с 1750 до 1805 км, число транспортных сооружений – с 34 до 53, а также увеличение трамвайных линий – с 52,5 до 63 км.

Кстати, для Краснодара трамвайная сеть – это самый оптимальный и перспективный путь развития общественного транспорта, считают специалисты НИУ ВШЭ. Это подтвердил другой докладчик – директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект» Владимир Валдин, который представил на презентации проект развития сети общественного транспорта Краснодара.

– В Краснодаре уже не первый год идут споры о необходимости строительства метро, подземного, надземного – много разных вариантов. Но такие глобальные проекты связаны с колоссальными затратами, при всём при том, что у города есть великолепная перспектива развивать доступный и менее затратный вид транспорта – трамвай, – считает Владимир Валдин.

Говоря о проблемах общественного транспорта Краснодара, докладчик отметил несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Главная из них – это малоразвитая система магистрального транспорта. По словам Валдина, каждый маршрут (их в городе 234) построен по принципу «собрать весь пассажиропоток». Что касается безрельсового транспорта, то спикер отметил его низкий уровень безопасности и невысокую эффективность из-за преобладания автобусов малой вместимости, снижения скорости и регулярности движения. Также, по его мнению, в Краснодаре весьма высок уровень так называемого непроизводительного дублирования маршрутной сети (конкуренция за пассажира). Все эти негативные стороны привели к тому, что с 2011 по 2017 годы пассажиропоток в Краснодаре снизился на 18%, в том числе и на трамвайных маршрутах, где тоже снизилась скорость движения и выросла стоимость разовой поездки. В этой связи в рамках оптимизации транспортного обслуживания населения планируется до 2021 года увеличить протяженность трамвайных маршрутов на 10 км. В частности, будут до 2023 года продлены маршруты трамваев 2, 3, 5, 9, 15, 21, 22. К этому же периоду запланировано организовать трамвайное движение к международному аэропорту «Пашковский», до ЖК «Мелодия» в поселке Гидростроителей и продлить линию до улицы Петра Метальникова.

С целью улучшения работы общественного транспорта в центре Краснодара принято решение организовать движение маршрутных транспортных средств по выделенным полосам на улицах Красной и Северной.

В общем, следует полагать, что будущее общественного транспорта в кубанской столице – за трамваем. Осталось теперь решить вопрос с обновлением парка подвижного состава. Ведь существующий – процентов на 40 уже морально устарел.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ