Экономика:

«Нужны гранты в области семеноводства»

22.03.2022

Своей оценкой нынешней посевной, которая проходит, скажем прямо, в весьма непростых условиях санкционного давления, и прогнозом на будущее с нашим корреспондентом поделился председатель ассоциации крестьянских хозяйств Белореченского района Юрий Сапегин.

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

986

– Что касается нынешней посевной, то я уверен, что она пройдёт нормально, без всяких сбоев, ведь 90% фермеров давно всё закупили, когда ещё никто не думал ни о каких санкциях. Что касается проблемных мест, то возьмём основу, – семеноводство. По подсолнечнику мы имеем процентов 70 импорта. «Пионер», «Сенгента» и другие западные фирмы. Это, можно сказать, очень высокая зависимость. И вот результат, – «Пионер» отказывается поставлять семена даже тем, кто заранее их оплатил, ещё в январе. Говорят, вернём ваши деньги и все. Правда, по последней информации, они всё же вроде бы согласились поставить семена. Но вопрос пока остаётся открытым. Даже если поставят, всё равно колокол, я бы сказал, прозвенел. Это хороший урок всем нам, чтобы понимали, в любой момент по нашему растениеводству, а значит, по продовольственной безопасности страны может быть нанесён сильнейший удар.

– А нельзя эти семена заказать ещё где-нибудь, например, в Китае?

– Нет, европейские и американские фирмы приготовили их для наших нужд, по нашим заявкам. А Китай и пр. ничего не готовили, поэтому у них просто нет потребных нам объёмов.

– Так, а по другим культурам как обстоят дела?

– Во многих других случаях попроще. По кукурузе соотношение где-то 50 на 50, может даже ещё чуть лучше в нашу пользу. Как пример можно привести фирму Ладожскую у нас в крае в одноимённой станице. Есть также КНИИСХ. Их семена дают урожайность не хуже импортных, ну может совсем чуть-чуть. Уступают наши лишь по такому показателю как скорость влагоотдачи, из-за чего выше затраты на доработку.

Но имеющихся отечественных мощностей недостаточно. Вместе с тем, допустить падение производства кукурузы никак нельзя, ведь это не только ценный продукт, но и корм для птицы, животных.

Опасение также вызывает и сахарная свёкла, где тоже очень высокий процент импортных семян. Такие же проблемы с семенами овощей. Есть, конечно, и в стране производители, есть даже у нас, в районе Крымска. Но в целом российский рынок семян овощей на 80% зависим от зарубежных поставок. А ведь раньше многие десятилетия была целая сеть по стране, которая называлась «Сортсемовощ». В ней можно было приобрести семена не только моркови или зелени, но и кабачков, арбузов, дынь... Потом она пришла в упадок и прекратила своё существование. И вот уже лет 10 как отрасли никакой нет, есть отдельные фермеры, хозяйства. Как только «Сортсемовощ» ушёл с рынка, он сразу был захвачен импортом. И теперь мы имеем зависимость от него, близкую к тотальной. Причём по тепличным овощам эта зависимость близка к стопроцентной. Тот же картофель посадочный материал в основном голландский.

А вот по пшенице нет никаких проблем, здесь процентов на 99 отечественная продукция. Причем даже не российская, а именно краснодарская. По сое тоже нет проблем. Тем более, она многолетняя. То же можно сказать и о рапсе.

Итак, на сегодняшний день ситуация следующая: с семенами овощей – очень плохо, с семенами подсолнечника – пока не критически, но если ничего не менять, то скоро будет критически, с семенами кукурузы – вообще не критически, если даже уйдёт импорт, то и бог с ним, с пшеницей, рапсом, соей – вообще никаких проблем.

Конечно, многие привыкли к импортным семенам, скажем, подсолнечника. У них, безусловно, выше урожайность. Он ровный по высоте, одновременно созревает, в общем, качество выше. Но в нынешней ситуации выбирать не приходится. Нужно использовать создавшуюся ситуацию для наверстывания ушедших вперёд конкурентов. Я бы предложил на уровне, как минимум, края объявить конкурс стартапов именно в области семеноводства с выдачей грантов на проведение исследований, а также поддержать селекционные фирмы. Может быть, даже пригласить некоторых учёных из-за рубежа. Создать соответствующий фонд. Если сейчас будут сформированы команды для работы в этом направлении, то результат, уверен, придёт. Не сразу, но года за три, за пять можно будет достичь успеха.

У нас ведь есть положительные примеры. С 2014 года действует программа развития садоводства. Посадили много новых садов, и с каждым годом урожай яблок всё больше.

– Сколько у нас времени в запасе?

– Его почти нет. Решения должны быть очень быстрыми. Сейчас уже март подходит к концу. Меньше, чем через месяц надо уже высевать тот же подсолнечник или кукурузу на семена. Определиться, что и в каких объёмах сеять. То есть по-хорошему все ключевые решения должны приниматься в течение ближайших двух-трёх недель. Если упустить время, последствия могут быть самыми неблагоприятными.

Эти вопросы мы обсуждали недавно на расширенном заседании Совета правления АККОР с представителями Минсельхоза, пытались донести до них свою обеспокоенность. Сходные проблемы, как оказалось, испытывают наши коллеги, работающие в других секторах сельского хозяйства. Например, в животноводстве. У них, как рассказывала на нашем совещании одна фермер, всё семя импортное. А как гласит поговорка, какое семя – такое племя. Т. е. вопрос на самом деле ключевой.

В принципе я, как агроном, считаю, что за пятилетку можно добиться производства семян гибридов, ничем не уступающих европейским. Может быть, даже в кооперации. К примеру, с сербами. У них в городе Нови Сад есть очень хороший институт. У него отличные наработки по сое, подсолнечнику, кукурузе… Почему бы не пригласить сербов?

– Так, а как обстоят дела с деньгами? Ключевая ставка-то нынче неподъемная.

– Есть разные источники финансирования. Льготные кредиты, например, по специальным ставкам. А я-вот ещё на всякий случай оставил кое-что из своего высоколиквидного товара, чтобы в самом плохом случае его быстро продать и профинансировать посевную. Закупил ещё перед Новым годом семян подсолнечника, удобрения, когда ввели запрет на их экспорт, и цена несколько просела; сою так и вовсе сам вырастил семена, недавно вот их подготовил, почистил. В общем, подготовился как положено.

Но у каждого свои финансовые возможности. А потому сейчас главная проблема – обеспечить равный и легкий доступ к кредитным ресурсам. Легкий и быстрый. Для всех. Потому как многие надеялись на заемные средства, а ставка скаканула. Вот и попали люди. Премьер Мишустин, вроде, недавно говорил, что выделяет 25 миллиардов на поддержку сельского хозяйства. Хотелось бы только, чтобы все шло быстрее. А то от его слова до поступления денег фермеру проходит месяц. А месяц весной, в разгар посевной, дорогого стоит. В это время, как говорится, весенний день год кормит. Я за месяц просто лягу, упаду, у меня нет возможности ожидать столько.

Тут вот ещё какая проблема. Раньше можно было воспользоваться давними партнерскими связями, на доверии, взять, скажем, химию, семена, удобрения с отсрочкой платежа. И так получалось, что даже кредит иногда был не нужен. Это когда есть доверие, и конкуренция на рынке вынуждает идти на уступки потребителям. А когда ситуация такая, как сейчас, ничего подобного не происходит. Все требуют предоплату.

Поэтому сейчас, как никогда, нужны деньги. Пусть дают даже под коммерческую ставку, лишь бы быстрее. А уж когда Минсельхоз выделит объёмы, можно было бы перевести кредит на более божеский процент, на субсидированную ставку. Так уже было в прошлом году. Чтобы вовремя посеять, чтобы обеспечить людей продовольствием, чтобы была жизнь.