Экономика:

Пахари требуют помощь

10.08.2022

На региональном съезде АККОР фермеры выдвинули требования

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

6235

В целом содержание будущего обращения примерно известно уже сейчас. По существу оно будет содержать те же пункты, что и постановление.

На днях в Краснодаре завершил свою работу XXXIII съезд регионального отделения АККОР. Он принял постановление, которое  направил в адрес администрации края, ЗСК, местных органов власти. Планируется, что на днях в Санкт-Петербурге на конкурсе пахарей после обсуждения с аналогичным обращением выступит уже российский АККОР, который  направит  обращение Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину и Министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву.

Документ, который имеется в распоряжении редакции, действительно весьма любопытен. Пунктов в нем много, все они весьма конкретные, и отражают общее настроение в крестьянской среде. Фермеры сплочены, очень прагматичны и намерены всемерно «продвигать» свое сотрудничество с властью. Тем более, что оно приносит им вполне ощутимые плоды.   

- На сегодня цены на удобрения зафиксированы на основании соглашения между Ассоциацией производителей удобрений и Администрацией края, - говорит председатель регионального АККОР Александр Шипулин. - Так стоимость аммиачной селитры доходила до 35 рублей за килограмм, а благодаря Соглашению наши фермеры получили возможность купить ее примерно по 23-25 рублей. Что немало способствовало получению нынешнего весьма достойного урожая. Некоторые наши коллеги поставили личные рекорды, которые, нужно сказать, выглядят впечатляюще. Например, в Ленинградском районе фермер Садиловский получил озимого ячменя 100 центнеров с га. Малышев Геннадий и Казанина Ирина из Павловского района получили 80 ц/га озимой пшеницы, а Кокарев из Динского района – 77 центнеров.  В целом фермеры собрали треть всего урожая в крае.

Фермеры в крае производят треть молока, мяса, зерна, две трети овощей, миллион тонн сахарной свеклы, полмиллиона тонн масличных культур. А всего продукции на сумму 150 миллиардов рублей. Они обрабатывают 1,3 млн га полей.

Что же касается вопросов импортозамещения, о котором так много говорится, то по нашим, традиционным культурам мы не зависим от импорта. Это касается семян пшеницы, ячменя. Наши ученые прекрасно решили эту задачу. Сейчас ускоренными темпами решается вопрос с зависимостью от семян сахарной свеклы, овощей, кукурузы, подсолнечника. У нас были и есть свои семена, не было в должной мере налажено их промышленное производство. Вот сейчас эта задача решается. Есть, конечно, зависимость от препаратов. Но я думаю, что в ближайшие 2-3 года эти вопросы будут решены.

Постановление 33 съезда также предлагает власти запустить программу «Опорный фермер» для «благоустройства территорий» (интересно, что даже название уже придумали). Давать преференции за членство в АККОР  в виде дополнительных двух баллов при конкурсном отборе для участия в программах грантовой поддержки «Агростартап», «Семейная ферма», «Малый сад», «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы».

Также фермеры хотят увеличения дотаций до 1000 рублей за 1 кв. м для выращивания овощей в теплицах и даже хотят такие не совсем аграрные вещи как разработка программы «Альтернативное энергоснабжение». Вообще-то, в крае «альтернативка» практически сошла на нет, старт был крайне неудачен, тем более, почти все оборудование в ней – импорт. Там – санкции. Но почему-то для себя фермеры требуют исключение. Зачем – непонятно.

Данная программа, в частности, должна предусматривать «софинансирование за счет бюджетных средств от 60 до 90%, и за счет средств грантополучателя от 10 до 40% от общей суммы затрат для приобретения оборудования по солнечному энергоснабжению». Неясно также, откуда у фермеров возьмется опыт эксплуатации солнечных энергоустановок? Его же нет. Как нет и компаний, оказывающих соответственные сервисные услуги. Зато есть необходимость в электричестве, когда Солнце не светит. Значит, нужно сохранить все традиционное энергохозяйство. А Солнце – так, чисто баловства ради, дорогущая игрушка целиком за счет бюджета. Которая, к тому же, очень быстро сломается по причине безграмотной эксплуатации.

Другой интересный пункт – требование не допущения банкротства «ни одного крестьянского (фермерского) хозяйства». Ибо санкции. Вот так прямо из тысяч – ни одного. И чтоб гарантии! А если взял кредит, да растратил его? Если хозяин нерадивый? Агроном никудышний? Пьяница? Тоже нельзя? Но ведь если все увидят, что «все можно», даже те, кто еще вчера к чему-то стремился, учился, «улучшал показатели» все бросят, деградируют и скатятся в предбанкротное состояние. И продолжат ходить по полуубитым полям уже не фермеры, а люмпены. Таков закон экономики, который столь же непреложен, как и закон природы.

Ну и далее, если идти по обширному списку требований:

Снизить энерготарифы до уровня промышленности. Звучит красиво. Но есть одно но. У крупных производств объективно самый низкий тариф, в то время как у фермеров – самый высокий. Это именно что объективно. Так как издержки энергетиков на селе (тем более, на небольших хуторах) намного выше, чем у промышленности в городе. Таким образом, по умолчанию их предлагается погасить за наш общий счет, либо через увеличение тарифа остальным категориям потребителей, либо через бюджет.

Колебание своих же затратных статей фермеры хотят ограничить по максимуму, и их видят в пределах формального уровня инфляции от ЦБ (т.е. не более 4-5% в год в прошлые годы). В постановлении это выглядит так: «применять меры государственного регулирования и контроля за ценами за минеральными удобрениями, средствами защиты растений, ГСМ, газ, металл, рост на которые не должен превышать годовой уровень инфляции».

С другой стороны, особое беспокойство у авторов вызывает возможность снижения цен на зерно. Этого, конечно, ни в коем случае нельзя допустить. Отсюда меры: «Установить нижнюю цены на пшеницу 4 класса 15 руб/кг без НДС», «Создать Государственную Зерновую Компанию (ГЗК), которая бы в случае падения цены на внутреннем рынке выкупала бы продукцию по этой цене», «При повышении цены до 18-20 руб/кг производитель должен иметь право обратно выкупить у ГЗК свой урожай по фиксированной цене, указанной в договоре».

И далее. Предоставить для членов АККОР землю вблизи лесополос. Бесплатно. Продлить договора аренды сельхозземель, даже если они оказались в заказниках, курганах и других историко-культурных объектах, без проведения межевых и кадастровых работ. Предоставить право приобретения земли без торгов и т.д. и т.п.

Это, конечно, здорово, если такая поддержка. Однако, возникает вопрос: а это вообще бизнес? Напомню, - бизнес подразумевает риск, желание и умение рисковать. Кто не желает, тому там делать нечего. А здесь мы видим, с одной стороны, стремление обезопасить себя от роста цен абсолютно по всем своим расходным статьям, возложив их на остальную часть общества (через тарифы или казну). А с другой – ни в коем случае не дать возможность этому обществу покупать чуть дешевле твой товар. Заметим, требуя цены на все не выше «уровня инфляции», тот же принцип относительно своего товара (того же зерна) применять никто не собирается. А было бы логично услышать: при выполнении этих требований мы обязуемся в следующем году нынешняя цена в 12 руб. за кг не превысит 12.60. Вот это был бы разговор. Но нет, все надо зарегулировать, кроме верхней границы стоимости продовольствия. Причем специально оговорив: если цена будет устойчиво расти, я выкуплю обратно свой урожай по бросовой цене, чтобы самому спекулировать им на рынке, наживаясь на тех, за счет кого требую сейчас себе преференций. Воистину человеческая жадность не знает никаких пределов.

Тогда, однако, возникает вопрос: если все должно регулировать государство, то может и сами работники в этой системе – всего лишь госслужащие, а никакие не бизнесмены-фермеры? И если так пойдет, то может статься, что в случае претворения программы «глобальной поддержки» АККОР в жизнь, ее авторы рискуют в один прекрасный миг оказаться без земли, техники, в статусе наемного работника и с окладом тысяч в 20 рублей. Реальность, когда-то давно описанная в одной мудрой сказке «у самого синего моря».

Игорь ЯРМИЗИН