Экономика:

Патриотично на словах – безразлично в делах

09.09.2019

Память выдающихся деятелей Казачьего Войска оказалась недостойна не только монумента, но часовни или поклонного креста

4097

Память выдающихся деятелей Казачьего Войска и Кубани оказалась недостойна не только монумента, но и часовни или поклонного креста с их именами

В «Новой газете Кубани» 5 октября 2017 года была опубликована статья «Дело чести для главы края Кондратьева» о печальной судьбе стертых с лица земли и забытых захоронений в разрушенной в 30-е годы Воскресенской церкви и в ее ограде – на бывшем Крепостном мемориальном кладбище Екатеринодара.

Это место находится в сквере за главным корпусом Детской краевой больницы имени Очаповского, в нескольких сотнях метров от Войскового собора Александра Невского, Законодательного собрания Краснодарского края, правления и штаба Кубанского казачьего войска.

Над захоронениями – газоны и дорожки сквера, по ним гуляют горожане…

Статья была опубликована в надежде на то, что руководители края и города, Кубанского казачьего войска, вещающие о необходимости помнить свершения поколений, предпримут, с благословения Екатеринодарской Епархии, действия об увековечивании памяти упокоенных, вписавших в историю Кубани ее яркие страницы.

В надежде, что губернатор проявит политическую волю, и появится в нашем городе величественный монумент с историческими именами.

Напомню, что речь идет о захоронениях выдающихся деятелей Казачьего войска и Кубани, созидателей и участников многих боевых сражений во славу земли русской.

В Воскресенской церкви были захоронены основатель нашего города –  Кошевой атаман генерал-майор З.А. Чепега, Войсковой атаман генерал-майор Т.Т. Котляревский, полковник А.С. Высочин и войсковой протоиерей Р. Порохня. 

В ограде Воскресенской церкви на Крепостном мемориальном кладбище захоронены просветитель Кубани, основатель Войскового певческого хора, войсковой протоиерей Черноморского казачьего войска К.В. Россинский (1774 –1825), видный деятель Черноморья, Войсковой атаман генерал-майор Ф.Я. Бурсак (1750 – 1828); писатель, генерал-майор, начальник войскового штаба, исправляющий должность наказного атамана Черноморского казачьего войска Я.Г. Кухаренко (1800 – 1862); историк, меценат, генерал-майор Кубанского казачьего войска, участник Кавказской и Русско-турецкой войн Н.И. Вишневецкий (1844 – 1914) и другие. Всего, по данным краеведа В. Бардадыма, 40 захоронений.

Редакция газеты так и не дождалась официального ответа властных структур.

Автор статьи и открытого обращения губернатору края, в администрацию Краснодара, депутату Государственной Думы получил отписки.

Ответ из администрации города не привожу, т.к. из объемного текста следует, что ваша инициатива – ваше исполнение. Разрешения, раскопки, монумент и даже торжественное открытие – всё за ваш счет. А мы посмотрим – одобрим или нет…

В администрации края сначала предложили провести рабочую встречу К.Я. Перенижко, который в разговоре прямо сказал: «Денег нет».

Второй ответ на обращение депутату Государственной думы Н.В. Костенко предлагаю Вашему вниманию.

Точное место неизвестно?  Но в архивах сохранилась немецкая аэросъемка, на ней хорошо видно основание разрушенного храма в виде креста. Об этом автору публикации «Подземные ходы, «золотой чемодан» и могила атамана. Городские легенды Краснодара – 5» от 17 мая 2019 года, Виктору Дереза, рассказал историк Александр Васильевич Селиверстов (автор-составитель книги «Все храмы города» и двухтомника «Все храмы края».

Поисковики находят останки погибших воинов на обширных территориях – на равнине, в горах и под водой. Современные георадары позволяют «видеть» сквозь камень, землю и воду.

Нет средств? Это даже не смешно. Нет не средств, а нет политической воли.       
Надо отдать должное бывшему губернатору края Александру Николаевичу Ткачеву. По его инициативе и активной поддержке возрождены такие знаковые для истории Кубани и Краснодара объекты, как памятник Екатерине II, Войсковой собор А. Невского, Триумфальная арка, Монумент в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, возвращены Реликвии ККВ на историческую Родину.

Показателен и пример казаков станицы Бриньковской, где 15 сентября 2015 года, к 200-летнему юбилею станицы, открыли монумент в память о героических предках (скульптор Зураб Церетели).
А в столице Кубани, только после публикации кубанского писателя, лауреата Государственной премии, Виктора Ивановича Лихоносова, размещенной в местной и в центральной прессе, о плачевном состоянии дома и места, где погиб генерал Л.Г. Корнилов, нашли возможность навести порядок на территории и в апреле 2013 года установили скульптурную композицию.

Возникает резонный вопрос: неужели чиновники не понимают исторический масштаб личностей, о которых идет речь, значение их свершений во славу Кубани?

И как это важно для воспитания в поколениях уважения к истории малой родины, для имиджа и туристической привлекательности города.

С сомнением, что обращение так и не дошло до губернатора края, 13 июля 2019 года оно было направлено в личном сообщении В.И. Кондратьеву в социальной сети и 22 июля 2019 года – через интернет-приемную администрации края.

Прошло более 30 дней, отведенных согласно ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответа или уведомления о продлении срока рассмотрения так и не последовало…

Позволю себе напомнить, что все ветви власти, как и граждане страны, обязаны исполнять ЗАКОНЫ Российской Федерации.

Привожу мнение нашего самого именитого и уважаемого кубанского писателя – Лауреата Государственной премии, Героя труда Кубани – Виктора Ивановича Лихоносова.

Даже великий патриот Кубани и знаток ее истории настолько разочарован в действиях власти, что и он сомневается в способности чиновников и руководства современного кубанского казачества организовать поиск захоронений.

На память невольно приходит история героических казаков защитников Константиновского – Липкинского поста в Неберджаевском ущелье, принявших смерть в сентябре 1864 года в бою с 4-тысячным отрядом горцев (в первую субботу сентября проводятся Липкинские поминовения), и тогда тоже не хватало средств.

В течение 38 лет потомственный казак – генерал Никита Иванович Вишневецкий – собирал сведения о тех событиях и добивался увековечивания их подвига и памяти в монументе, и только после публикации в 1898 году его очерка «Сотник Горбатко и его сподвижники» (ставшего основным источником сведений о бое за Липкинский пост) нашлись у Войска воля и средства: в 1900 году был установлен памятник героям.

И пример нашего времени, когда в 90-х годах праправнук атамана станицы Неберджаевской Акима Отришко – Александр Васильевич Отришко – начал искать информацию по захоронению защитников Липкинского поста на заброшенном и утерянном старом кладбище станицы Неберджаевской.

С помощью сыновей и друзей нашел захоронения, расчистил, благоустроил территорию, установил памятник в виде Православного Креста, и всё – за свой счет.

На вопрос, помогало ли ему руководство ККВ, последовал уклончивый ответ: морально…

Позволю себе процитировать Михаила Ященко, опубликовавшего 28 августа 2015 года статью «Возвращение памяти» в интернет-издании «История Анапы – Новое время»:

«В течение шести лет Александр Васильевич Отришко, сначала сам с сыновьями, затем с людьми неравнодушными, истинными патриотами, понимавшими масштаб и цель начатого им дела, установили памятный крест именно на братской могиле, своими руками и на свои личные средства.

В 2010 году прошли первые официальные поминовения, всех кто восстанавливал захоронение от имени ККВ были награждены подарками и грамотами и .... забыты…

То, что они совершили, никто до конца еще не понял, даже они сами – это ПОСТУПОК….»

Так и мой опыт обращения в администрацию края и города, депутату Государственной Думы от Краснодарского края об увековечивании памяти выдающихся деятелей Кубани свидетельствуют, что чиновники администрации и руководство Кубанского казачьего войска остаются равнодушным к памяти героев прошлых веков, создававших историю Войска и Кубани.  

Но, как мы видим в хронике новостей, всегда они – в первых рядах у микрофона, с пламенными речами, в роли «свадебных генералов».

На открытии памятника казакам станицы Бриньковской атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда заявлял:

«Мы помним героическое прошлое наших предков и стараемся быть такими же такими как они! 45 тысяч казаков Кубанского казачьего войска готовы встать на защиту своей Родины. Как это делали казаки станицы Бриньковской. 38 Георгиевских кавалеров – родом отсюда. Это огромное количество. Для них жизнь свою положить на поле боя было честью!»

(Источник: Белая Россия – Общественно-исторический клуб.)

Как патриотично на словах и как безразлично в делах.

Захоронения на Крепостном мемориальном кладбище остаются забытыми.

Память выдающихся деятелей Казачьего Войска и Кубани оказалась недостойна не только монумента, но часовни или поклонного креста с их именами.

Так и становимся мы «иванами, родства не помнящими», подтверждая мысль, что одной из трагедий современной русской нации является забвение памяти предков.

Неужели, чтобы пробудить уважение к исторической памяти у современных казачьих лидеров и чиновников администрации города и края, нужны обличительные публикации в центральной прессе или обращение к Президенту РФ?

Вполне реально к 230-й годовщине образования Екатеринодара – Краснодара обустроить мемориальную зону в честь основателя Екатеринодара и всех упокоенных на бывшем Крепостном мемориальном кладбище, территориально разместив ее с восточной стороны Войскового собора А. Невского – на части непомерной по своим масштабам для исторического центра города автостоянки Арбитражного суда, выделив ее полукругом стены с баннерами, а впоследствии – и горельефами на тему истории Кубани. 

Возможно, придут новые руководители или найдется энтузиаст-меценат, который решит все организационные вопросы и установит монумент, отдав должное уважение историческому наследию Кубани.

Будем ждать или будем действовать?   

Повторю слова Н.И. Вишневецкого из очерка о защитниках Липкинского поста:

«Единственная цель настоящей моей статьи: поднять еще раз вопрос о постановке памятника там, где наша честь, слава и гордость пред целым миром….».

Владимир ШМЕЛЕВ