3 сентября в краснодарском Молодежном театре творческого объединения «Премьера» стартовал очередной сезон. Начало было впечатляющим. Во – первых, премьера: режиссер из Москвы Михаил Чумаченко, художник Максим Обрезков (зрители помнят его постановку
905
3 сентября в краснодарском Молодежном театре творческого объединения "Премьера" стартовал очередной сезон. Начало было впечатляющим. Во – первых, премьера: режиссер из Москвы Михаил Чумаченко, художник Максим Обрезков (зрители помнят его постановку в Музыкальном театре "Гоголь. Чичиков. Души") и актеры представили нам сюжет, испытанный веками. Пьеса совсем новая, а герои знакомые с детства. Кардинал де Ришелье, леди Винтер, Атос, Партос, Арамис… Кто-то скажет, позвольте, да это же "Три мушкетера" Дюма-отца. Ошибется он не намного. Перед нами пьеса известного французского писателя Эрика - Эмманюэля Шмитта "Миледи". Сюжет тот же, да фабула совсем иная. А кто, собственно, сказал, что женщина так уж во всем не права, а Ришелье обязательно злодей (создатель, между прочим, профессионального театра: это при нем драматурги стали жить, как люди), да и Рошфор какой-то приятный. А вот к мушкетерам накапливается масса вопросов. Впрочем, на их стороне история: не спаси они честь королевы, Анна Австрийская не стала бы верной женой, не родила бы мужу наследника – будущего Людовика XIV. И где бы тогда была Франция? И где бы были мы все, без ее великой культуры?
Шмитт не первый раз появляется на краснодарской сцене: был спектакль в театре драмы "Тектоника чувств". Хорошо, что традиция получила продолжение. Ведь это один из самых популярных современных авторов. И он ведь не только драматург: самая успешная постановка его повести "Оскар и Розовая дама" имела большой успех в нашей стране. В Санкт-Петербурге состоялась постановка в исполнении великой Алисы Фрейндлих. А еще нашим подмосткам хорошо знакома пьеса "Распутник" про несколько дней из жизни философа Дени Дидро. Но лично меня более всего взяли за живое повести и рассказы Шмитта, где я уловила для себя такие знакомые русские интонации, то ли от Бунина, то ли от Набокова. И автор не скрывает, что учился у русских. И не напоминает ли его миледи нам Настасью Филипповну из романа "Идиот" Достоевского? А еще ее судьба чем-то сродни трогательной Маргарите из "Дамы с камелиями". Тоже Дюма, но уже не отец, а сын. Вот он диалог поколений.
Героиня Людмилы Дорошевой, та самая миледи, нервна и очень красива. Она завораживает, почти пугает своей хрупкостью внешней и жесткостью внутренней. Ее трудно полюбить, но, если вдуматься, ее, конечно, жаль. А был ли у этой женщины выбор? С таким первым мужем, как Атос, вряд ли. В исполнении Станислава Слабодянюка перед нами предстает грубый мужлан, что похваляется тем, что, не выслушав никаких объяснений, по праву феодала взял и повесил любимую женщину на дереве. Видите ли, знак у нее на плече не тот, прошлое сомнительное. Мушкетеры вообще демонстрируют крайний мужской шовинизм, на котором, как выясняется, здесь и строится их великая дружба. Сомнительное основание. К тому же они все время дерутся и скандалят, не способны на любовь и сочувствие, учат юного Д ’ Артаньяна, скорее, плохому, чем хорошему. Его весьма успешно, нервно и эксцентрично представляет нам молодой актер Никита Петров. Впрочем, этому мальчику по молодости лет многое можно простить. Но станет ли он от такого знакомства лучше? Хотя нет, в этом пылком, вечно влюбленном парне что-то есть. Он другой, ему в какой-то момент бедную миледи жалко.
Особую приятность у меня вызвал Ришелье в исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Морщакова. Перед нами политик экстра-класса. Доброта на том уровне, куда вознесла его фортуна, ум и образование – непозволительная роскошь. Про сострадание также на этом уровне не вспоминают. Зато остроумие, энергия больших дел здесь присутствуют в полной мере. Глядя на этого человека, испытываешь как минимум уважение, да и симпатию тоже. Есть ощущение, что видишь краткий промежуток великой и успешной карьеры, которую ничто не могло испортить. Кроме, пожалуй, романа Дюма, устроившего Ришелье литературную месть. Романтизм так мстил классицизму. Кажется, знал бы автор "Трех мушкетеров", что ждет его роман такая слава на века, может быть… Хотя и Пушкин, знал бы он все про Сальери, не написал бы своей маленькой трагедии. Вот так: одни гении сталкиваются на страницах своих романов и пьес с другими гениями, а писатели нынешние должны восстанавливать справедливость.
В конечном итоге, спектакль напоминает китайскую шкатулку, где много потаенных плоскостей. Это интеллектуальная пьеса, которая, не исключаю, многих приведет в замешательство, где герои, любимые с детства, могут и покоробить, и разочаровать, а может, и сбить с толку. Но, в конце концов, есть тема: женщина в мире, созданном мужчинами для мужчин, что не желает подчиняться правилам, в качестве допустимой самообороны использует яд, щедро разбрасывая его направо и налево. Способ ненадежный, но единственный, что есть в распоряжении женщины, уставшей чувствовать себя дичью. И, когда в финале мы видим беспомощную груду богатых туалетов – все то, что осталось от миледи после казни, все равно становится как-то грустно. Не до конца поняли эту опасную и прелестную женщину в веке XVII. А как нынче? Ситуация становится еще более жестокой оттого, что все происходит на глазах ее малолетнего сына. Однажды он вырастет и тогда… И в случае чего его можно где-то и понять.
Следующей премьерой осени в Молодежном театре станет пьеса Владимира Набокова "Событие". Над постановкой работает режиссер Константин Демидов, ученик Леонида Хейфеца. Перед нами пьеса 1938 года, в которой весьма избыточно разбросаны параллели и аллюзии всех тех сюжетов, что накопил режиссерский театр со времен Хенрика Ибсена. Героиня, по имени Любовь, попадает в ситуацию ибсеновской "Гедды Габлер", где давняя страсть надвигается устрашающим фантомом на благополучный с виду брак. Имя героини знаковое – так звали Раневскую в "Вишневом саде". Но это не все: мать героини зовут Антонина Павловна. Намек на Чехова здесь видится тем более откровенным, что та пишет прозостихи в декадентском духе. Ее поэза на тему "Умирающего лебедя" – отсылка к Бальмонту. А мужа и вовсе зовут Алексей Максимович – трудно не вспомнить Горького. Пародийность и вторичность сюжета, коллизий очевидны. Тут вам и умерший ребенок, и какое-то роковое обстоятельство в прошлом, всколыхнувшее жизнь семейного мирка, и юбилей мамы, и какие-то странные персонажи, идущие перед нами чередой. Аллюзий так много, что начинаешь понимать, что нам предстоит и далее разгадывать шарады. Что предпочтет режиссер? Покажет время. Кто-то увидит во всем этом мелодраму, иные, может быть, будут смотреть на происходящее с иронией, вспоминая милые особенности "Серебряного века".
Но можно вспомнить и другой опыт семейной драмы, что происходила в середине 20-х годов за кремовыми шторами. Но было это в России. Там тоже были разводы, новые влюбленности, нежданные гости и только одно, но очень весомое роковое обстоятельство: гражданская война. И все сразу становится очень серьезным. Речь идет о пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных". По причине остроты описанных событий русская семейная драма видится мне более острой, талантливой, всеобъемлющей, подобно пьесам Шекспира. Может быть, так все это видится еще и потому, что в основе ее лежит эпическое полотно – роман "Белая гвардия". Именно такое название будет у спектакля, премьера которого должна состояться следующей весной, предположительно в апреле. Добавляет интриги и тот факт, что нас ждет мировая премьера оперы для драматического театра, написанная композитором Марком Минковым. В постановке будут задействованы и симфонический оркестр, и драматические, но поющие актеры, и шоу-театр, и детский театр песни. Масштабное действие состоится на сцене дворца искусств. Его создателями станут режиссер Михаил Чумаченко и художник- постановщик Максим Обрезков, что так свежо и энергично решали творческие задачи, работая над спектаклем "Миледи".
Новый главный режиссер театра Даниил Безносов, знакомый краснодарцам по спектаклю "Зимняя сказка" Уильяма Шекспира, сегодня работает над "Новогодними фантазиями - 22". Это особенное для краснодарцев событие всегда поражало воображение своей избыточностью. Будет ли так же на этот раз, или режиссер найдет новые способы разбудить фантазию зрителя. По традиции "Новогодние фантазии" будут проходить на сцене Дворца искусств. Он давно зарекомендовал себя как еще одна театральная площадка. В этом сезоне здесь будет много новых постановок, и каких! Еще в конце сентября (а именно 29-го) состоится премьера нового спектакля музыкального театра "Моя жена – лгунья" в постановке народного артиста России Вячеслава Егорова. Есть такие пьесы, которые не из числа великих, но во Франции их называют "хорошо сделанными пьесами". Такова "Лгунья", где смешались французские традиции старого водевиля (автор Морис Эннекен) и американские ( Маргарет Мэйо, тоже автор). Будем надеяться, что веселая комедия положений дает шанс публике хорошо и весело провести время.
В этом сезоне краснодарское творческое объединение "Премьера" отмечает свой первый серьезный юбилей – 25 лет со дня своего создания. К этому событию приурочена новая программа шоу-театра с аналогичным названием, в которой примет участие также кубанский симфонический оркестр. Режиссером здесь выступит Иван Фадеев. Программа "Retro. ru" откроет счет торжественным событиям.
И еще в объединении появятся новые имена: над кукольной постановкой "Сказки дедушки Мазая" начинает работу режиссер-постановщик Элистин Михайлов. Это тот режиссер, который призван, как мне кажется, привнести новую интонацию в работу (простите за тавтологию) Нового театра кукол. Имя художника-постановщика тоже кажется и знакомым, и неожиданно новым. Актриса Надежда Кривомазова стала недавно профессиональным художником по куклам, закончив санкт-петербургскую театральную академию (ЛГИТМиК). Режиссер прибыл к нам с Сахалина, где также работал в куклах. На "Сказках дедушки Мазая" он покажет нам, на что способен. Но впереди его ждет еще одна крупная работа. К первому июня 2016 года он вместе с группой единомышленников намерен нам показать детский мюзикл по мотивам сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес". Детский театр песни под руководством Инны Артемовой вместе с Новым театром представит нам кому-то известную, кому-то малознакомую музыкальную историю, где автором стихов и музыки выступит Владимир Высоцкий, неожиданный, романтичный и загадочный.
Елена ПЕТРОВА.Фото Марины Богдан к спектаклю "Миледи"