Экономика:

Приедут ли на Кубань отечественные электромобили?

02.08.2022

О радужных перспективах отечественного электромобиля из деревни Гребенкино

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

5522

Дилерские центры по продаже электромобилей планируется открыть в девяти городах России, в том числе в Краснодаре и Сочи. В дальнейшем география продаж будет расширена.

Производство электрокаров собираются наладить всего через месяц на липецком заводе «Моторинвест». Название им дали, правда, не очень отечественное, - «Evolute».

Ожидается, что модельный ряд будет состоять из пяти моделей: седан, минивэн и три кроссовера, оснащенных электродвигателями, мощностью от 150 до 693 лошадиных сил, а также литий-ионными батареями емкостью от 53 до 88 кВт*ч.

Конечно, сразу возникает вопрос, - а откуда взялся этот модельный ряд? Производители стараются не акцентировать на этом внимание, но простой анализ данных быстро дает результат: из Китая, вестимо.

Это:

- седан i-Pro, т.е. DongFeng Aeolus Е70, представленный еще 5 лет назад, в 2017 году. Мощность его электромотора – 150 л.с., запас хода – 420 км.

- минивэн Evolute i-Van, он же Dongfeng LingZhi EV, построенный на старом шасси Mitsubishi Delica. Двигатель - 123 л.с., запас хода – 410 км. (интересно, это русские «партнеры» придумали добавить такую каплю «патриотизма»? Заметьте, - i-Van, Evolute i-Van.  Кто б мог подумать, что Иван станет каким-то китайцем i-Van-ом?).

- три кроссовера. Первый – это i-Joy, «в девичестве» DFSK Glory E3 или Seres S. Мотор – 163 л.с., запас хода - 405 км. Второй - i-Jet мощностью 693 (!) л.с. и запасом хода 500 км (т.е. Seres SF5). Третий - без имени (компания заявляет его просто как SUV Е-класса). Он будет оснащаться 695-сильным мотором и мощной батареей, обеспечивающей запас хода до 750 км.

О будущих ценах пока дипломатично умалчивается, хотя некоторые эксперты уже предположили, что «стоить такая «электричка» будет как крыло «Боинга».

Немаловажный вопрос, - а что за компания такая «Моторинвест»? Откуда взялось вообще в Липецке автомобилестроение, и разве нельзя сегодня подобрать среди множества опустевших автосборочных цехов со всей инфраструктурой и квалифицированным персоналом что-то более подходящее?

О самой компании известно немного. В былые годы она пыталась выпускать внедорожник «Великая Стена», - Great Wall Hover, а потом собирать кроссоверы Changan. С одинаковым, впрочем, результатом, - провалом. Причем в кратчайшие сроки. Первый проект был запущен в 2014-м и окончательно закрыт уже в 2015 году. Второй просуществовал чуть дольше, менее трех лет, - с 2017 по 2019-й.  За это время из осязаемых результатов можно назвать полученные от Минпромторга субсидии на 224 млн. руб. В том же 2019 году сборочную линию Changan разобрали и производство машин прекратили. Отчего такое фиаско. Говорят, что не в последнюю очередь на решение китайцев повлиял отказ московского Арбитража удовлетворить иск их соотечественников на 50 млн долларов. Тогда российская сторона просто прекратила перечислять деньги, а виноватыми назначили фирмы-пустышки, к тому времени давно испарившиеся. Классическая схема «кидалова».

И вот третий заход в Поднебесную. На этот раз за электромобилями. От прежних провалов осталось сооружение, которое именуется «заводом, стоящим на консервации», но что осталось от него после 2019 года – сказать сложно. Ничего не понятно и со сроками. Как  за месяц набрать весь необходимый персонал, расконсервировать здание, решить множество проблем с поставщиками ресурсов (от коммуналки и электричества до вывоза мусора), - одному Богу известно. А уж про проведение маркетинговых исследований на предмет востребованности рынком будущих изделий и говорить не приходится. Но вот несколько штрихов к этому инвестиционному проекту, которые помогут прояснить ситуацию.

ООО «Моторинвест» зарегистрировано в деревне Гребенкино Краснинского района Липецкой области в 2011 году. Уставный капитал – 10 тыс. рублей!!!  На 100% принадлежит зарегистрированной в Белизе офшорной фирме Oakmore Developments Ltd.

А вот как выглядит финансовая деятельность «Моторинвеста». 2018 год – оборот  171 млн. руб и 54 млн убытка, 2019-й – 128,6 млн руб оборота и 57 млн убытка, и, наконец, 2020-й - выручка 8 млн рублей и 235,6 млн чистых убытков. Кстати, по данным за 2019 год, краткосрочные обязательства компании составили 533 млн, а всего непокрытый убыток в пассивах составил 1,33 млрд! Вот это бизнес! Впечатляет. И не только нас. В июне арбитражный суд Липецкой области начал производство по иску Федеральной налоговой службы. По данным ФССП, объём действующих исполнительных производств по взысканию с компании налогов превышает 30 млн рублей.

То есть в выпуске традиционных моделей – полное фиаско, финансовые результаты катастрофичны. Какой выход? Выбора нет. Разумеется, самое время заняться «инновациями» и заключать многомиллиардные контракты. И вот с Минпромторгом и Правительством Липецкой области заключается Специальный инвестиционный контракт, по которому за 11 лет в предприятие будет инвестировано 13 млрд. рублей и выпущено 240 тысяч электромобилей. Приблизительно такие же планы озвучивались восемь лет назад.

Конечно, «Моторинвест» компания не случайная. Она не только имеет свое предприятие в областном Индустриальном парке «Рождественское», но и является его Управляющей компанией. У нее старые связи, как с региональными властями, так и с Минпромторгом, большой опыт работы с китайскими партнерами.  

Но все же сравним наш «стартап» с тем, как начиналась та же электромобильная отрасль в любой стране, где добились хоть какого-то успеха. Ничего похожего на «Моторинвест» и всю историю вокруг него вы нигде не обнаружите. Поэтому радостные возгласы о радужных перспективах, а тем более объявления будущего изделия из деревни Гребенкино «Заменой «Теслы» и даже «Убийцей «Теслы» представляются, мягко говоря, весьма преждевременными.