Решение о начале строительства, как ожидается, должно быть принято до конца текущего года
1973
Правда, полгода назад, в начале марта, официально сообщалось, что госэкспертиза начнётся в апреле, а строительство – летом. Но сроки по необъяснённым причинам были сдвинуты. Тогда же сообщалось, что «начато проектирование подъездных автотранспортных путей и разработка технико-экономического обоснования железнодорожной ветки».
Модернизацией транспортного узла занимается компания «Аэродинамика» совместно с администрацией края. Как отмечают эксперты, за этой компанией «стоит международный консорциум, располагающий крупными финансовыми, техническими и административными ресурсами». А вообще, если по-простому, – «Аэродинамика» – это всё тот же и давно знакомый жителям края «Базэл Аэро» во главе с Олегом Дерипаской. В созданное СП вошёл также вездесущий Сбербанк. Ну и, видимо, для солидности и придания международного веса, третьим в компанию взяли сингапурский аэропорт Changi. «Большая тройка» живёт дружно, правда, российские компаньоны регулярно выясняют отношения. В 2017 году они едва не завершились разводом. Возможность разрыва не исчезла и сегодня и проходит в экспертных оценках по статье «Риски». Также, впрочем, как и возможность ужесточения санкций, и даже уголовного преследования американской Фемидой Олега Дерипаски.
Тем не менее, планы развития территории впечатляют. В 2023 году в чистом поле, в 2,5 км восточнее нынешнего аэропорта, должно возникнуть новое огромное трёхэтажное здание площадью 84000 кв. м (для сравнения: нынешний почти вчетверо меньше – 16500 кв. м). К нему подведут подъездные пути со стороны трасс М-4 «Дон» и Р-251 «Краснодар-Кропоткин». А к 2026 г. поблизости появится мультимодальный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), в который войдут автовокзал, железнодорожная станция, гостиница для экипажей и пассажиров. До центра города можно будет добраться не только автотранспортом, но и электричкой. Кроме того, обещается, что «дополнительные развязки, съезды и маршруты городского транспорта улучшат дорожную ситуацию в Карасунском округе Краснодара».
Авторы проекта предполагают, что благодаря новому объекту пассажиропоток удастся увеличить с 4,64 млн человек в 2019 г., до 6-7 млн – в 2024 году и до 10,5 млн человек – в 2030 году.
Планы администрации края, однако, далеко не ограничиваются одним аэропортом. К 2042 г. вокруг этого ядра, на территории 2500 га, должны заработать индустриальный парк, технопарк, логистический и выставочный центр, конгресс-холл, туристические и досуговые объекты.
Есть, однако, серьёзные проблемы, которые могут буквально обрушить этот проект. И это вовсе не только обыски и возможный арест активов у главного акционера. Так, в марте т. г. сообщалось следующее: «По масштабам затрат и планируемых работ проект станет одним из самых крупных в транспортной сфере Юга России. Общий объём инвестиций в строительство АВК и ТПУ – свыше 30 млрд рублей». А уже в конце октября важнейшая цифра изменилась – «ключевым объектом в нем должен стать новый аэровокзал. Предварительно, он будет трёхэтажным и на него потратят около 100 млрд рублей». Если даже предположить, что последняя формулировка касается в действительности не только аэровокзала, а транспортного узла целиком, то рост стоимости проекта с 30 до 100 миллиардов рублей – почти в 3,5 раза, всего за полгода, – не может не впечатлять. Такие кидания обычно не проходят даром. Если, конечно, это серьёзный бизнес-проект, а не унылый попил очередного бюджета.
Представьте себе, что вы решили купить квартиру. Миллиона за два. Накопили на первоначальный взнос, договорились с банком об ипотеке, решили множество разных вопросов. И тут вам сообщают, что цена выросла в 3,5 раза! Не 2 миллиона, а 7! Ведь это не просто изменение одной цифры в больших планах. Это означает, что все договорённости, абсолютно всё идёт прахом, и проект, скорее всего, просто не будет реализован.
В большом бизнесе всё намного сложнее. Но возьмём самое простое. За счёт чего сможет окупиться проект? Тариф ведь не вырастет в три раза, да и постоянные угрозы закрытия целых направлений турпотоков, в связи с COVIID-19, стабильности бизнесу не прибавляют. Помощь со стороны региональных властей тоже не может компенсировать столь резкого удорожания. Пока эти вопросы остаются без ответа.
Хотя планировать, конечно, можно. Так сообщается, «Аэродинамика» уже потратила на проект 450 миллионов рублей. Важно не повторить ростовскую ситуацию, когда построенный новый аэропорт «Платов» встал, ибо инвестиционная составляющая сделала экономически обоснованный тариф просто неконкурентоспособным.
Помимо финансовой стороны вопроса, вызывает сомнения и чисто техническая. На наш взгляд, сроки строительства просто фантазийные – к Новому 2022 году получить разрешение, а уже в следующем, 2023 году, – сдать в эксплуатацию и гигантское, очень сложное с инженерной точки зрения, строение, и транспортную инфраструктуру, и многое-многое другое. Но в любом случае после Нового года ситуация должна проясниться. Будем ждать важного сигнала – начала строительства.