Экономика:

Рисоводство поставили на паузу

18.01.2023

Проблемы Федоровского гидроузла, похоже, более серьёзны, чем нам сообщалось ранее

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

7761

Во-первых, гидроузел будут не «восстанавливать», как успокоительно заявляли «ответственные лица», а строить заново. Об этом так и говорит в своем сообщении одно из главных действующих лиц всей драмы – ФГБУ «Управление Кубаньмелиоводхоз»: «Строительство подпорного гидроузла вместо разрушенного в 2022 году Федоровского гидроузла…». Более того, место строительства нового объекта до сих пор не определено. А по итогам проектно-изыскательных работ компания АО «Институт Гидропроект» планирует предложить на утверждение заказчику не менее трёх различных вариантов его размещения.

Во-вторых, в отличие от первоначальных планов, быструю стройку нам даже не обещают, планируя её провести, согласно конкурсной документации, в 2023-2026 годах. То есть ещё года три. Но это не точно. Зная повальное увлечение подрядчиков переносом всевозможных сроков на план-графике «вправо».

Парадокс заключается в том, что стоявшее более полувека могучее сооружение, в которое были закачаны десятки тысяч кубометров бетона, рухнуло 22 апреля 2022 года во время ремонтных работ, которые продолжались с осени 2021 года. Произошло, как говорят специалисты, «частичное разрушение несущих конструкций». На эти цели было выделено из федерального бюджета почти 430 млн рублей. По факту получается, что за счёт траты многих сотен миллионов рублей «строители» вели работы, которые в итоге не восстановили, а уничтожили объект.

Вообще-то когда-то давно не без основания считали, что у каждой катастрофы «есть имя, фамилия, отчество». Но сейчас должностные лица по каким-то причинам всячески избегают называть виновников. Вот уже много месяцев. Известно лишь, что контракт до 22 апреля исполняло краснодарское ООО «Инженерные технологические системы». Созданное в 2017 году двумя физическими лицами – Александром и Ириной Раздоровыми – и обладая уставным капиталом лишь в 100 тысяч рублей, оно регулярно выигрывает очень «вкусные» тендеры у двух весьма и весьма мощных и уважаемых федеральных структур. Причём на торгах нередко пребывает почему-то в гордом одиночестве.  

Ну а теперь наступил час расплаты. Вот краткие итоги. Часть из них мы подвели выше. А вот ещё. Новое строительство даже сейчас, до проведения проектных работ, оценивается в 7,35 млрд рублей. Это бюджетные деньги. Скорее всего, уйдёт больше. А ещё теперь, после разрушения моста, жители окрестных станиц и хуторов могут добраться до Краснодара  лишь по большой дуге, через станицу Мингрельскую. О восстановлении старого моста пока даже речь не идёт.

Ну и, конечно, какие бы небылицы  не сочиняли фантазеры, рисоводческой отрасли края нанесён огромный ущерб. В прошлом году, к примеру, урожай риса рухнул почти на 30%, в то время как почти по всем остальным основным культурам год был рекордным. Такова цена ошибки, криворукости и многих других составляющих, которые регулярно усугубляют и без того непростую жизнь.