ГК «Автодор» не отказалась от мегапроектов
1691
Пресс-служба администрации Сочи сообщает, что ГК «Автодор» представила проект строительства новой скоростной трассы Горячий Ключ – Адлер. Он включает в себя обходы Туапсе, Лазаревского, Лоо, Дагомыса и Адлера. На выбор предлагается даже два варианта трассировки.
Первый – это дорога от Горячего Ключа в Туапсе, а затем в Сочи. Второй вариант – прибрежный, по маршруту Горячий Ключ – Джубга – Сочи с выделением обходов населённых пунктов Туапсе, Лазаревское и строительством третьей очереди обхода Сочи. Также рассматривается прокладка альтернативного участка дороги в обход Адлера.
Когда начнётся строительство и во сколько оно обойдётся – не уточняется. Но работы, хотя и бумажные, не прекращаются. Сейчас вот, как сообщается, «завершается инженерное обследование на основе архивных данных, и начаты работы по актуализации транспортной модели».
Есть такая известная фраза, которую приписывают то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину и суть которой сводится к тому, что если разбудите меня через 100 лет и спросите, что в России происходит, я отвечу: пьют и воруют. К этому набору можно добавить: а ещё продолжают рассматривать проект скоростного шоссе от Джубги до Сочи. По-прежнему «эта музыка будет вечной», сам проект давно уже смахивает на суслика в поле, которого никто не видит, но он есть. Точнее, он, конечно, существует во множестве макетов, мультимедийных презентаций, стендов и картинок, на которые все мы годами и десятилетиями могли любоваться на всевозможных форумах в Сочи, Санкт-Петербурге и вообще везде. Но от этого его существование не становится менее виртуальным. Тем более что, может быть, этих макетов давно уже нет: от форума к форуму они хранились в каком-нибудь пыльном чулане, где и были съедены мышами.
В прошлом году мы об этих проектах-сусликах довольно подробно писали. (См., например, «Сочи-Новороссийск: сроки опять сдвигаются», 22.08.21). Напомним, что их корни уходят ещё в советские времена. Более того, тогда успели провести и проектно-изыскательские работы, и даже приступили к строительству некоторых участков. И до сих пор кое-где виднеются следы начавшихся работ в виде спрямленного серпантина. Полуснесенная гора на участке Новороссийск – Кабардинка – часть того замысла.
А в нынешней транспортной стратегии России ещё год назад трассу вдоль Черноморского побережья в очередной раз отложили в долгий ящик, а конкретно – к 2030 году. Да и то, в том далеком году она только лишь «может начаться».
Что же касается стоимости, то пусть в ГК «Автодор» и не уточняют её, но проект настолько «с бородой», что порядок цифр мы можем себе представить. Они менялись, поэтому возьмем последние: 120 километров (Джубга-Сочи) за 2,4 трлн рублей! Или 20 миллиардов за километр! И это год назад, без учёта инфляции, «импортозамещения», без проведения геологических изысканий и многих других вещей, которые значительно удорожают строительство. Плюс стоимость участка от Горячего Ключа до Джубги. Так что конечный ценник каждый может представить сам, но в любом случае понятно, что речь идёт о многих триллионах рублей. Их, понятно, нет, и в ближайшие годы вряд ли появятся. Но музыка потому и вечная, что продолжается при любых обстоятельствах, невзирая на них.