Ольга Неподоба: «Больше всего меня вдохновляют люди, совершающие что-то прекрасное»
1285
Ольга Неподоба: "Больше всего меня вдохновляют люди, совершающие что-то прекрасное"
Среди многочисленных писателей Краснодарского края Ольга Неподоба всегда стоит как бы особняком. Без преувеличения самобытный, интересный автор, член Союза российских писателей, автор нескольких сборников, как в стихах, так и в прозе, она редко посещает писательские "тусовки", оставаясь "кошкой, гуляющей сама по себе". Причем "гуляющей" не абы где, а по горам, Ольга Неподоба – настоящий фанат альпинизма, самозабвенно отдающаяся главному увлечению своей жизни. Именно эта тема гор и людей, которые не могут жить без гор, является основной в ее творчестве. Об этом и о многом другом спрашивал недавно журналист "НГК" в интервью у писательницы-альпинистки.
– Ольга, что повлияло на ваш выбор жизненного пути, на то, чтобы стать писателем?
– Этот выбор был предопределен с самого рождения. Я не верю, что человека можно как-то сформировать, подтолкнуть к выбору своего призвания. Считаю, что каким человек пришел в этот мир, таким он и в нем и останется. Я начала что-то сочинять чуть ли не с того момента, как научилась читать и писать, мой первый рассказ "Собачье сердце" был опубликован в журнале "Кубань" в 1987 или 1988 году, я уже точно не помню. В этом рассказе я попыталась передать через чувства и ощущения животного движение человеческих чувств, мыслей. То, что мой рассказ, ранний, довольно наивный, был опубликован в журнале, в котором публиковались уже столь именитые авторы, как Егоров, Черепанов, Есипов, конечно, вдохновило меня на дальнейшее творчество. С тех пор у меня вышло несколько сборников, как стихов, так и прозы: "Душа января", "Перевал оставшихся дома", "Зимний марш", "Спящий поток". Сейчас я работаю над большой книгой не менее пятисот страниц.
– Вы можете рассказать, что является главной темой вашего творчества? О чем вы пишете? Есть ли вещи, которыми вы особо гордитесь, о которых можно сказать, что вы в них вложили душу?
– Может, это нескромно звучит, но, вообще, душу вкладываю я во все свои законченные произведения, то, о чем так сказать нельзя, просто "уйдет в стол". Так что мне сложно выделить что-то отдельно из моих произведений. Что же до того, что является основной темой моего творчества… Пожалуй, это человек и его поступки – поступки неординарные, выходящие за рамки обычной повседневности. Больше всего меня вдохновляют люди, совершающие что-то прекрасное, то, что обычно позволяет человеку именовать себя человеком. Это всегда прекрасно. Но, к сожалению, так редко. Впрочем, в горы обычно ходят люди, у которых такие качества встречаются чаще, чем у других, или предоставляют больше возможностей для таких поступков, не знаю. Я вспоминаю случай на одной альпинистской базе в Грузии, рядом с Казбеги. Там остановились несколько альпинистских команд из разных стран: наша, российская, потом альпинисты из Грузии, Германии и откуда-то из Прибалтики, я точно не помню, по-моему, Литва. И между нами и прибалтами какое-то время существовал определенный антагонизм до тех пор, когда не выяснилось, что одна женщина из их группы серьезно больна, находясь буквально "на грани". И все альпинисты: и наши, и грузинские – приложили все силы, чтобы доставить эту женщину до больницы как можно скорее, что в условиях горной базы было непросто. Все трения, весь антагонизм был сразу забыт, когда стало ясно, что у человека – беда. И после этого отношения между нашими группами стали намного лучше. Вот такие вещи меня часто вдохновляют на творчество, которое зачастую является своего рода литературным отсчетом о том, как прошел тот или иной поход, о нашем впечатлении от гор.
– А как, вообще, вы пришли к такому достаточно необычному для женщины увлечению?
– Тут, как и с писательством, я считаю, что мое увлечение было предопределено от рождения. В моей семье, вообще, среди тех, кто меня окружал с детства, никто не увлекался альпинизмом, и тем не менее это всегда была моя мачта. Едва окончив школу и став самостоятельным человеком, я устремилась туда, где могла приобщиться к альпинизму. Сначала это был клуб походов выходного дня в Краснодаре, потом я просто старалась попасть в любую компанию, собирающуюся в горы, и так это стало моей жизнью.
О том, что мечта сбылась, говорит все творчество Ольги Неподобы: тема гор и походов занимает там оправданно доминирующее место. Ольга известна так же, как организатор и руководитель горных спортивно-туристических походов и экспедиций на Кавказе и Памире, в том числе высшей категории сложности, участница многочисленных восхождений на Казбек и Эльбрус. В России ее по праву считают экспертом в области горного туризма. Она же является на сегодняшний день единственной женщиной в регионе, в 2003 году проведшей (то есть возглавившей) поход шестой категории от Казбека до Эльбруса, занявшего 66 дней.
– Есть какая-то вершина, покорением которой вы особенно гордитесь? Есть ли какая-то гора, которую вы мечтаете покорить в будущем? Есть какая-то "любимая" гора?
– Для начала я скажу, что "покорить" вершину невозможно, тот, кто так говорит, ничего не понимает в альпинизме. Что такое человек, пусть даже альпинист, – песчинка, прах, как он может покорить гору. У нас принято говорить после спуска с новой горы: "Вершина отпустила". А насчет мечты… да нет, такого, чтобы я "болела" какой-то горой – нет такого. Я не гонюсь за рекордами. Насчет "любимых гор", пожалуй, Казбек, я очень люблю эту вершину. Эльбрус вот – суровая гора, а вот Казбек – любимая.
– Вернемся к творчеству. Вы член кубанского отделения Союза Российских писателей, но ваше имя нечасто поминается среди авторов этого Союза? Как вы оцениваете нынешнее состояние этого Союза?
– Сказать по правде, я не так часто там бываю, чтобы как-то оценивать нынешнюю деятельность Союза. Мне там многие помогли и помогают: и нынешний председатель Союза Лариса Новосельская, и прежний его руководитель Виктор Домбровский, я им очень благодарна, но все же мое участие в деятельности Союза незначительно. Я не любитель официоза, не любитель какого-то демонстративного участия в общественной жизни.
– В вашем творчестве, помимо гор, хватает и иных, что называется, "вечных" тем. Таких, как, например, любовь. Как вы считаете, в наше прагматичное, в чем-то даже циничное время насколько может быть востребовано подобное творчество?
– Насколько сейчас востребовано, сказать не могу, но…Знаете, есть такой анекдот: "Внуки спрашивают у бабушки с дедушкой: "Как вам удалось прожить так долго вместе?". А старики отвечают: "Мы родились в ту эпоху, когда поломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать". Сейчас иное отношение к таким вещам, к отношениям между мужчиной и женщиной: разругались, в чем-то не сошлись, так проще бросить друг друга, поискать себе новую привязанность. Я же в своем творчестве стараюсь описывать именно тех людей, которые "чинят" свои отношения, не бросают друг друга после первых же сложностей, умеют их ценить.
– Раз уж у нас зашел разговор об этих отношениях, не могу не спросить о вашей семье? Вы ведь из творческой семьи, ваш отец, известный кубанский поэт Вадим Неподоба, способствовал ли он как-то вашему становлению как творческого человека? А ваша мама, муж, дети поддерживают ли вас в ваших увлечениях и начинаниях?
– Как уже я говорила, я не верю в то, что можно кого-то сформировать, я считаю, что человек таков, каким приходит в этот мир, самое большее, только подвергается определенной "шлифовке". Мой отец мне помогал, гордился мной, но уже когда я сформировалась, как поэт и писатель. Тем более что это произошло, когда у отца уже была другая семья, и с нами он не жил. Что же до семьи, то, конечно же, помогали. Бабушка – учитель, дед – ветеран войны, они привили мне любовь к чтению, дома была очень большая библиотека. А мама, так вообще, мой самый главный редактор, который всегда строго, даже в хорошем смысле, безжалостно критикует мои тексты, после чего они становятся значительно лучше. В семье меня также все поддерживают и в творчестве, и в моих увлечениях. С мужем так мы и вовсе познакомились в горах, когда у меня возникла полубезумная мысль собраться группой и уйти в горы зимой, без палаток, без альпинистского снаряжения и припасов, жить только на "подножном корму", обогреваться, как придется. Собралось, на удивление, много народу, и среди них и мой будущий супруг. Как я уже говорила, в горах многие люди показывают себя с самой лучшей стороны. Что до дочери, она тоже неоднократно бывала со мной в горах. Она также творческий человек, хотя и в другой области, чем я: она очень хороший фотограф.
– Мы сейчас живем в сложное, тревожное время, когда все вокруг стремительно меняется и в России, и в мире. Любой писатель чувствует эти изменения тоньше, чем простой человек. Собираетесь ли вы как-то отразить это в своем творчестве?
– Если и будет, то довольно косвенно. Считаю, что писатель не обязан быть актуальным.
Писал
Денис ШУЛЬГАТЫЙ