Экономика:

Вернутся не все: каким иностранным компаниям будут не рады в России

03.06.2025

Условия пришествия западных брендов обсуждают в Правительстве и Госдуме

Автор: «Парламентская газета»

376

Путин поручил кабмину проработать условия возможного возвращения компаний из недружественных стран в Россию. Законопроект, устанавливающий порядок возврата иностранных брендов в Россию и ограничивающий обратный выкуп активов, Госдума может рассмотреть уже в июне во втором и третьем чтениях. Согласно поправкам, иностранные компании смогут вернуть активы только при согласии нового владельца и ведомств. Вместе с законодателями и экспертами «Парламентская газета» выясняла, какие бренды в ближайшее время могут вернуться в нашу страну.

Отечественные производители в приоритете

За последние три года, по подсчетам экспертов, Россию покинули более полутора тысяч западных компаний, в том числе производителей электроники, автомобилей, одежды, мебели, косметики. По данным Reuters, их убытки превысили 107 миллиардов долларов, включая недополученные доходы и списание активов с баланса. Однако с потеплением отношений между США и Россией те заговорили о желании вернуться. Вот только не всем здесь будут рады.

Россия должна обеспечить защиту отечественных производителей при возвращении западных брендов, заявил 6 мая Владимир Путин на встрече с главой «Деловой России» Алексеем Репиком:

«Здесь баланс должен быть между развитием конкуренции и защитой национального производителя, тем более, если наши национальные производители проинвестировали в те или другие предприятия».

Слова президента приведены на сайте Кремля

Напомним, 18 апреля Путин поставил перед кабмином задачу утвердить список иностранных компаний, покинувших Россию после начала СВО. В него войдут и сведения об условиях ухода брендов из России, их акционерах, участниках и бенефициарных владельцах. Перечень таких компаний нужно будет регулярно обновлять.

Базовым критерием для возвращения иностранных компаний станет соблюдение рыночных условий с учетом отраслевой специфики, сообщил журналистам директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев.

Ранее рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей направила в Правительство и Администрацию президента предложения об условиях возвращения в страну иностранного бизнеса,  сообщил 14 мая РБК. Например, это нахождение более 50 процентов акций компании у российских резидентов. Кроме того, зарубежные компании должны передать право собственности на технологии и «обеспечить присутствие в России всех элементов управленческо-производственно-интеллектуальной цепочки».

Путин: Иностранные компании ушли с рынка РФ по принуждению элит своих стран

Еще одним условием возвращения названо отсутствие блокировки или ограничения поставок необходимого оборудования и комплектующих российскому партнеру. Кроме того, иностранная компания не должна иметь долгов перед российскими налоговыми органами и компаниями. Также она не должна была допускать одностороннего разрыва контрактов, бенефициаром которых являлась российская компания, и не препятствовать исполнению ранее заключенных договоров российской стороной.

Право отказа

Госдума в июне может рассмотреть во втором и третьем чтениях законопроект, устанавливающий порядок возврата иностранных брендов в Россию и ограничивающий обратный выкуп активов, сообщили «Известия» со ссылкой на источники. Согласно законопроекту, зарубежные компании смогут вернуть активы только при согласии нового владельца и ведомств. Отказ возможен, если компания зарегистрирована в недружественной России стране, в договоре на обратный выкуп указана цена ниже рыночной или с момента сделки прошло более двух лет. Законопроект также наделяет федеральные органы правом отказа в возврате активов, если компания работает в стратегически важных отраслях, влияющих на социально-экономическую стабильность страны. А активы в отраслях, влияющих на финансовую стабильность и обороноспособность страны, смогут возвращаться только по согласованию с президентом.

При отказе в возврате активов иностранным инвесторам могут предусмотреть компенсацию, размер которой определит Правительство или суд. Если иностранная сторона не исполнила перед уходом свои обязательства, сумму компенсации могут снизить.

Впрочем, есть и другие предложения. На круглом столе в Госдуме 27 мая зампредседателя Комитета по экономической политике Станислав Наумов отметил, что сценарии диалога «с согрешившими, но не покаявшимися западными эмиссарами», могут быть разными. В том числе, по его словам, условия возвращения иностранных компаний можно записать «путем внесения изменений в уже рассматриваемый Госдумой законопроект». Например, за основу можно взять закон о технологической политике, где следует описать критерии партнерства с западными и восточными компаниями в промышленной сфере.

Упор на технологическую составляющую в вопросе возвращения не совсем корректный, считает председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

«Потому что, если мы, допустим, берем автомобилестроение, то локализация на территории нашей страны предполагает и трансфер технологий. Но если бы это произошло в соответствии со специальными институционными контрактами, которые эти компании заключали ранее, то после их ухода мы могли бы выпускать эти комплектующие. Но получилось наоборот», — напомнил депутат «Парламентской газете».

Обещанной локализации достичь не удалось, хотя все иностранные компании пользовались налоговыми преференциями. Поэтому сейчас «давать новые возможности под обещание входить на льготных условиях на наш рынок» нет никакого смысла, полагает законодатель.

Избыточная строгость

Пока окончательно сформулированных условий «приземления» зарубежных брендов нет.

«Есть ряд инициатив, которые высказывают общественные организации, ряд партийных лидеров, исполнительные власти. И хотя они достаточно сильно расходятся в оценках, звучит мысль, что надо дифференцированно подходить к вопросу», — подчеркнул Гутенев.

В первую очередь, по его мнению, должно учитываться поведение компании «и с точки зрения отношения к нашей стране, и с точки зрения чистоты ведения бизнеса на нашей территории». Вторично, но важно, как страна, где зарегистрирована компания, проявляет себя на внешнеполитическом треке.

«Но в любом случае мы не должны очень сильно желать их возвращения, потому что эти ниши заняли или наши, или альтернативные компании, которые не побоялись возможных вторичных санкций, — добавил Владимир Гутенев. — Поэтому считаю, что никаких преференций для возвращения быть не должно. Ожидание появления этих компаний, мне кажется, очень сильно перегрето».

Сенатор Артамонов призвал не судить строго ушедшие из России компании

С другой стороны, не следует слишком жестко относиться к компаниям, которые захотели вернуться на российский рынок, поскольку их инвестиции выгодны отечественной экономике, убежден председатель Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. 

«Для нас важно сохранить репутацию надежного партнера и страны, благоприятной для инвесторов. Чем больше у нас будет инвесторов, тем больше приток капитала и тем лучше будет развиваться экономика, — пояснил сенатор «Парламентской газете». — А иностранные инвестиции будут, когда мы создадим привлекательные условия для инвесторов, прежде всего обеспечивая их нашим постоянством».

Артамонов тоже поддержал идею дифференцированного подхода к «беглецам»: одно дело, когда кто-то ушел сам, хлопнув дверью, а другое, когда его вынудили уйти:

«И зачем же мы будем ограничивать их стремление вернуться? Пожалуйста, пусть работают. Они же придут с деньгами, с технологиями».

Кто первый?

Японский концерн Toyota вновь начал продавать свои автомобили в России через московский автосалон, сообщила 30 мая газета «Взгляд». В объявлениях есть VIN-номера, по которым видно, что машины поступили с японских предприятий.

Ранее, 17 апреля, стало известно, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала новый товарный знак IKEA. Это восприняли как намек на возвращение. По данным РИА «Новости», аналитики оценили вероятность этого до конца года в 70 процентов, а во втором квартале 2026-го — 95 процентов.

Вполне вероятным эксперты считают и возвращение южнокорейской Kia. Это якобы предусматривает обновленный план продаж Hyundai Motor Group. В апреле компания оплатила регистрацию товарных знаков до 2034 года. К тому же, продавая активы российской фирме «Арт-Финанс», корейцы записали в договоре возможность обратного выкупа в течение двух лет.

В Калужской области потихоньку продолжают работу Peugeot и Citroen.

«Просто им стало тяжело производить автомобили в полной комплектации, потому что цепочки поставок запасных частей разрушились», — заметил Артамонов.

 

Валерий Филоненко