Экономика:

Виды на урожай очень хорошие!

21.03.2022

Агросезон-2022

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

886

В последние годы было сломано немало копий в бесконечных дискуссиях об импортозамещении. Есть оно, или его нет вообще? Накормит ли отечественный производитель отечественного потребителя? Скоро мы увидим ответ на этот вопрос в своих магазинах. Ну а пока послушаем, что говорят профессионалы.

Своими мыслями о ходе весенне-полевых работ, видах на урожай и ценах с нами поделился председатель правления ассоциации зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий Кубани Петр Светличный.

– Пока ничего особенного не произошло. Ведь в сельском хозяйстве ничего не решается в один день. И к посеву, к весенне-полевым работам готовятся очень загодя. Поэтому перед нами сейчас не стоит вопрос о закупке средств защиты растений, семян или чего-то еще.

Всё делать заранее – это в природе селян. Более того, в последнее время многие операции – пахоту, боронование, дискование, выравнивание почвы – мы начали проводить в предыдущем году. Оставляя лишь посевную. Так что изменение внешних условий хотя и было неожиданным, но особого ущерба не нанесло, ведь всё необходимое для нынешнего сева было заготовлено ещё с лета и осени прошлого года.

Сеем, как говорится, по полной программе. Я недавно проехал по полям, так любо-дорого посмотреть: всё четко, никаких просевов (незасеянные участки почвы – И. Я.), потому как сеют по JPS. Плюс, конечно, семена очень высокого качества, причем немалая часть из них – наша, отечественная. Пшеница почти полностью, а с недавних пор к ней добавилась кукуруза. Сейчас уже, думаю, не меньше 60% хозяйств работает с её посадочным материалом местной селекции.

В последние годы мы испытывали существенный дефицит влаги, а сейчас, даже если представить, что осадков больше вообще не будет, её достаточно. Так что ожидаем более высокого, чем в прошлые годы, урожая.

– Как складывается на данный момент ситуация с ценами и каковы ваши прогнозы на ближайшую перспективу?

– Важно отметить, что ни по одному виду культур в мире нет падения цены. Наоборот, только рост, рост и рост. Доходит до какой-то фантастики. Последний тендер правительства Египта по пшенице: 500 долларов за тонну! Просто невероятно, – по нынешнему курсу тысяч 60 рублей. При себестоимости 6 тысяч. Рентабельность – 1000%! Такая, наверное, только на наркотиках. Это был шок. Египтяне своими ценами встряхнули весь мир. Видимо, всерьёз опасаются дефицита продовольствия. Думаю, что и остальные покупатели не заставят себя долго ждать. Сегодня они вздрогнули, увидев египетские цены и объёмы. А завтра сами организуют подобные торги. Да и, по большому счету, кто сейчас и в чём может быть уверен? Вы видели, до каких значений на европейских биржах доходила цена на газ? Так газ ещё заменить можно (например, углем), а продовольствие – нет. Нечем.

А что касается перспективы, то есть такое понятие, – «ощущение опасности». Если вы ощущаете её, то вместо булки хлеба покупаете три, сметаете сахар и крупы. Другие люди ведут себя также. Начинается ажиотажный спрос. Поведение государств ничем не отличается от поведения обычных граждан. Сейчас такое «ощущение опасности» есть. В общем, ничего удивительного, особенно если учесть, что Россия и Украина вместе занимают четверть мирового рынка пшеницы и пятую часть рынка кукурузы. Такие объёмы имеют для мирового баланса спроса-предложения колоссальное значение.

– Ощущается ли влияние санкций на наших аграриев сейчас, и Ваш прогноз на перспективу.

– Санкции на селян практически не действуют. Дело в том, что средства химической защиты производят в России, семена нам сейчас не нужны, а до осени ещё есть время. К осенне-полевым работам успеем разобраться с санкциями, замещением фирменной продукции аналогами и т. д.

Тем более, если раньше у нас была 7-9-польная система севооборота, то сейчас нередко можно встретить и трёхпольную. Т. е. выращивается всего три культуры. Например, пшеница, свёкла, соя (или горох). Их можно сеять без ограничения. К тому же они насыщают землю азотом. Плюс подсолнечник, но его в общем клине не более 14% (обычно им не пренебрегают, ибо уж очень выгоден). Правда, болеет. Есть и множество других тонкостей. Зная их и грамотно распределив риски, выгоду, заботу о почве, рынках сбыта и учтя многие другие факторы, каждый грамотный фермер строит модель своего хозяйства. Если выбор сделан правильный, то она устойчива, и может противостоять неблагоприятным обстоятельствам, даже форс-мажору.

Из отрицательного. Конечно, география наших поставок резко сократилась. Если в позапрошлом году мы поставляли свою продукцию в 65 стран, осенью прошлого года – в рекордные 82 страны по всему миру, то сейчас их осталось совсем немного, – Египет, Китай, Индия… Сейчас экспорт заблокирован решением Минсельхоза. Даже в страны ЕАЭС. Видимо, чтобы через них не отправляли в другие страны. За исключением «особых случаев». Но мы не в обиде, поскольку основную часть продукции уже продали. Причем по очень хорошей цене. 

Насчет ближайшей санкционной перспективы пока трудно прогнозировать. С точки зрения стороннего наблюдателя, казалось бы, всё ясно. Но когда начинаешь разбираться, всё выглядит не столь однозначно. А есть ли этот единый, монолитный фронт? Пусть даже только западных стран. Возьмём такую важное европейскую страну, как Германия. Да, она ввела санкции. На всё, кроме небольшого списка менее чем из десятка товаров, в числе которых значится газ, цветные металлы и продовольствие. Т. е. для нашей отрасли санкций как бы и нет.

Взлетели цены на продовольствие, взлетели на удобрения, на энергоносители и т. д. Такая ситуация никому не выгодна. Думаю, будет торг, очень большой торг, где у каждого есть свои козыри на руках, которые он, как в покере, будет предъявлять не сразу, а постепенно. Но мы пока не ждём чего-то экстраординарного. Просто тылы прикрыли и выжидаем.

Зависимость от импорта? Да, мы покупаем семена сахарной свёклы. Но пусть их не будет, засеем все пшеницей. Ничего страшного не произойдёт. В финансовом плане даже выиграем. Нынешний уровень сельской инженерии, технологий позволяет гибко и оперативно реагировать на изменение ситуации. Пшеница, соя, подсолнечник не переведутся. А наша земля в её нынешнем качестве будет кормить нас без проблем. Хотя цены, конечно, будут расти.  

 – А в чём Вы видите основную причину роста цен, помимо, конечно, инфляции?

– Самое главное, страны перестали верить друг другу. Доверие в экономике, как и в человеческой жизни, очень важно. Если его нет, каждый запасается на чёрный день, ожидая всяких напастей, из-за этого цены взлетают, создаются локальные дефициты, которые ещё больше их разгоняют. Более бедные страны остаются в проигрыше, что вызывает озлобление, усиливает напряжённость и придаёт дополнительное ускорение раскручиванию этой спирали ужаса, страха, угроз, всеобщего недоверия.

– Я слышал, что многие, если не все, иностранные бренды в отечественном сельскохозяйственном производстве не ушли из России. Какая у Вас информация на этот счет?

– Не ушли, и не уйдут. Ни в одной стране мира нет такой маржинальности, как в России. Представители этих компаний нас сами предупреждают: вы, мол, имейте ввиду, санкции продовольствия не касаются, мы остаёмся. Тем более, что все опасаются, как бы их место не заняли китайцы, которые, кстати, легко могут нарастить объёмы, чтобы получить столь привлекательный рынок. Вообще рынки стали очень динамичными, и то, на что раньше уходили года, теперь делается за месяцы.

Я довольно тесно общался с директором одного из заводов по выпуску передовой немецкой сельхозтехники, и он мне как-то, парясь в бане, сказал, что они долго искали идеальную по условиям работы страну. И нашли её после долгих поисков в лице России, а точнее, Краснодарского края, выбрав его из 15 регионов. Думаете, они рады будут разрушать своими руками то, что создавали большим трудом в течение десятилетий, во что вложены сотни миллионов долларов и евро? Вдумайтесь, ведь их предприятие даже Росагролизинг поддерживает! Иностранного производителя за госсчет! Мало в какой стране такое возможно. Хотя, конечно, в последние годы много сделано для локализации производства.

– В целом, подытоживая, вы тоже придерживаетесь точки зрения ряда опрошенных нами экспертов, что виды на урожай в этом году хорошие?

– Даже не просто хорошие, а очень хорошие. И не только и нас в регионе, не только по Югу России, но и по средней полосе, и в других местах тоже не жалуются. Я недавно проехал по Тамбовской и Воронежской областям. Ещё 10-12 лет назад они выглядели просто убого: брошенные, заросшие поля, покосившиеся, полуразрушенные строения... Сейчас ничего такого нет и в помине. Я уж не говорю про черноземную Липецкую область. У них средняя урожайность по прошлому году – 48 центнеров с га. У нас в крае – 60-62. Но они, конечно, молодцы.

Сдвиг за последние годы произошёл повсеместно. И очень существенный. Ещё лет 15 назад у нас не было фундамента, и отрасль была очень неустойчива. Некому было работать: старики поуходили, молодёжь разбежалась. Сейчас, я уже говорил, всё изменилось. И на работу на престижной новой технике не так-то просто устроиться. Да посмотрите хотя бы, на чём ездят фермеры. «Вечные», казалось бы, «Нивы» куда-то делись, все пересели на «Крузаки» и прочие импортные внедорожники.

Самый главный вывод из этого, который я делаю: у нашей отрасли есть фундамент, есть люди, продукция востребована и в стране, и в мире. И мы по-прежнему будем развиваться, ибо обратной дороги нет.