Интервью с министром социального развития и семейной политики Краснодарского края Еленой Ильченко
784
Интервью с министром социального развития и семейной политики Краснодарского края Еленой Ильченко
С 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Закон Краснодарского края № 3051-КЗ от 5 ноября 2014 года "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края", которые внесут кардинальные изменения в систему социального обслуживания населения
"НГК": Елена Сергеевна, какие существенные изменения предусматривает новый Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в отличие от действующего федерального законодательства в социальной сфере?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не затрагивает вопросы, связанные с социальными выплатами, он регулирует только основания, порядки и процедуры оказания непосредственно социальных услуг. Основные понятия, которые закрепляются в законе, это "социальное обслуживание", "поставщики и получатели социальных услуг", сам термин "социальные услуги". Вводятся также новые понятия – "нуждаемость гражданина в социальных услугах" и "индивидуальная программа предоставления социальных услуг".
"НГК": Какие категории населения непосредственно "затронет" данный федеральный закон? Какие изменения ждут пенсионеров, инвалидов и другие категории населения, требующие в первую очередь социальной защиты государства?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Федеральный закон № 442-ФЗ закрепляет право на социальное обслуживание всех граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Законом вводится понятие получателей социальных услуг. Статьей 15 данного закона установлено, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. В связи с принятием данного федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых в Краснодарском крае, а также условия их предоставления, не сокращается по сравнению с действующим перечнем на сегодняшний день.
"НГК": Законопроект очень активно обсуждался в Общественной палате РФ, и некоторые ее члены утверждают следующее: "Статья 29 Федерального закона устанавливает, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляется, в том числе, путем "обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий". При этом в законе не говорится о том, что к профилактическим мерам соответствующие службы должны приступать после обращения гражданина за какой-либо помощью в органы социального обслуживания. Следовательно, органы межведомственного взаимодействия будут иметь право входить в жилища, проводить "обследование" и "выявление причин" еще до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание. Можно ли утверждать, что исполнение с 1 января 2015 г. указанных норм, позволяющих входить в жилище и собирать информацию о частной жизни без согласия и заявления гражданина или без решения суда, в "целях профилактики", повлечет массовое нарушение прав граждан, в том числе статью 55 Конституции РФ?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Согласно статье 4 Федерального закона № 442-ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Одним из принципов социального обслуживания является добровольность. Нарушений прав граждан, в том числе установленных статьями 23 (неприкосновенность частной жизни) и 25 (неприкосновенность жилища) Конституции Российской Федерации реализация данного федерального закона не повлечёт.
"НГК": Подпункт 5 пункта первого статьи 15 "Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании" в качестве обстоятельства, ухудшающего или способного ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, влекущего необходимость в социальном обслуживании, указывает на "наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье". Можно ли считать, что наличие внутрисемейного конфликта является поводом для обращения граждан в социальные службы? Прокомментируйте, пожалуйста.
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье, согласно статье 15 Федерального закона № 442-ФЗ, является одним из обстоятельств, влияющих на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В целях получения необходимых социальных услуг гражданину необходимо будет обратиться с заявлением в управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, расположенное на территории соответствующего муниципального образования края. Помощь женщинам, ставшими жертвами насилия в семье, в том числе в преодолении конфликтных ситуаций, в настоящее время уже оказывается государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Краевой кризисный центр помощи женщинам "Перекресток".
"НГК": При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), ст. 22 закона. Кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в Законе не установлено. Согласно статье 28 Закона, механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению осуществляется на основе регламентов межведомственного взаимодействия, определяющих содержание и порядок действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Имеются ли такие регламенты в Краснодарском крае?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 442-ФЗ, мероприятия по социальному сопровождению указываются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. Пунктом 7 части 1 статьи 12 данного правового акта установлена обязанность поставщика социальных услуг осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 указанного закона. Исходя из принципа добровольности при предоставлении социального обслуживания, закреплённого в статье 4 Федерального закона № 442-ФЗ, а также положений части 2 статьи 16 данного закона, устанавливающих, что индивидуальная программа составляется, исходя из потребности гражданина, мероприятия по социальному сопровождению будут включаться в индивидуальную программу по тем же принципам (добровольности; исходя из потребности гражданина).
В настоящее время проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания" проходит согласование в установленном порядке.
"НГК": Каков порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и порядок составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании определен статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Данные обстоятельства перечислены в указанной статье. Требования к индивидуальной программе закреплены в статье 16 Федерального закона № 442-ФЗ.
"НГК": Елена Сергеевна, в Законе декларируется, что социальное обслуживание осуществляется на принципах добровольности. Однако, согласно статье 14 Закона, заявление о социальном обслуживании могут подать как сам гражданин, так и другие граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также субъекты межведомственного взаимодействия (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и другие организации, занимающиеся защитой прав детей). В Законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг. Так ли это?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4 Федерального закона № 442-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности. Согласно статье 14 указанного Федерального закона, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Вместе с тем принцип добровольности сохраняется, в том числе на получение социальных услуг требуется личное согласие гражданина, нуждающегося в данных услугах.
Данная позиция отражена в письме Минтруда России от 5 февраля 2014 года № 12-5/10/В-547, согласно которому социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. С заявлением о предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.
"НГК": Составлен ли реестр поставщиков социальных услуг в Краснодарском крае? Где можно с ним ознакомиться? Планируется ли включение в него наряду с уже существующими бюджетными организациями, коммерческих (предпринимателей) и общественных организаций? Каков порядок привлечения к этой деятельности коммерческих структур, общественных организаций?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 442-ФЗ поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. Формирование реестра будет осуществляться министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края с 1 января 2015 года на официальном сайте ведомства.
"НГК": Оказание социальных услуг, согласитесь, довольно специфический вид деятельности. Не отразится ли в худшую сторону на "получателях" этих услуг: пенсионерах, инвалидах, детях – возможная "коммерциализация" этой деятельности (привлечение к этой деятельности коммерческих структур, предпринимателей?)
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Условия и порядок предоставления социальных услуг одинаков для всех поставщиков социальных услуг. Гражданин вправе выбрать любого поставщика независимо от организационно-правовой формы.
"НГК": Имеется ли в министерстве точный объем потребности в социальных услугах населению как по краю в целом, так и в городах и районах, или он будет формироваться в процессе деятельности, по мере обращения получателей услуг?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: При формировании объема потребности в социальных услугах министерством учитываются данные об оказанных социальных услугах за предыдущий период. Объем социальных услуг спрогнозировать не представляется возможным по причине их предоставления на основе заявительного характера.
"НГК": Каков порядок финансирования социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг? Не будет ли такой же ситуации, как с финансированием оплаты путевок на санаторно-курортное лечение для льготных категорий населения (где путевку получает, к примеру, только каждый пятый), или оплаты лекарственных средств по системе дополнительного лекарственного обеспечения для инвалидов?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания Краснодарского края осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета края в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ.
"НГК": Кому будут предоставляться социальные услуги за плату, а кому – бесплатно? Много ли будет таких людей, которые до 1 января 2015 г. получали социальные услуги бесплатно, а с 1 января 2015 г. будут получать уже за плату?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, рассчитанный в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную в Краснодарском крае в размере полуторной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения. Увеличение получателей социальных услуг, которые будут получать услуги за плату, не прогнозируется.
"НГК": Законами Краснодарского края могут быть предусмотрены "иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно". Какие это категории?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Статьей 31 Федерального закона № 442-ФЗ предусмотрены категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, законами Краснодарского края не предусмотрены.
"НГК": Статья 34 Федерального закона предусматривает, что общественный контроль в области социального обслуживания осуществляется общественными объединениями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. По мнению общественников, данное положение ограничивает право общественных объединений на участие в осуществлении общественного контроля в области социального обслуживания по другим вопросам в соответствии с их уставными задачами. Что Вы можете пояснить по этому вопросу?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Согласно статье 34 Федерального закона № 442-ФЗ общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Частью 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия, в случае их подтверждения, мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.
"НГК": Изменяться ли с 1 января 2015 г. меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания на территории Краснодарского края?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания на территории Краснодарского края остались прежними.
"НГК": Готово ли министерство к реализации своих полномочий в сфере социального обслуживания населения края в полном объеме с 1 января 2015 г.? Или предусмотрен "переходный период"?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: Министерство готово к реализации полномочий в сфере социального обслуживания.
"НГК": Ведется ли какая-либо разъяснительная работа в муниципалитетах, в городских и районных отделах соцзащиты, составлены и утверждены ли планы по реализации данного закона?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: В настоящее время в рамках информирования о порядке и условиях предоставления социальных услуг населению с 1 января 2015 года, предусмотренных Федеральным законом № 442-ФЗ, в государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края проводится информационно-разъяснительная работа. Министерством утвержден план проведения информационно-разъяснительной работы по реализации Федерального закона № 442-ФЗ, в соответствии с которым сотрудниками министерства проводятся совещания с директорами государственных (бюджетных, казенных, автономных) учреждений социального обслуживания Краснодарского края, в ходе которых изучаются и обсуждаются основные положения Федерального закона № 442-ФЗ, даются разъяснения по вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг. В указанных учреждениях в целях изучения Федерального закона № 442-ФЗ проводятся технические учебы для сотрудников всех структурных подразделений с разъяснением аспектов, вызывающих наибольшие затруднения специалистов. Вопросы организации социального обслуживания с учетом новых требований рассматриваются также в ходе семинаров с руководителями и сотрудниками УСЗН в муниципальных образованиях Краснодарского края. Проводятся рабочие встречи с представителями общественных организаций Краснодарского края с целью разъяснения новых положений законодательства в сфере социального обслуживания населения в крае.
"НГК": Планируете ли Вы организовать в министерстве "горячую линию" по реализации данного Федерального закона в связи с его социальной значимостью?
Е.С. ИЛЬЧЕНКО: В настоящее время в министерстве по рабочим дням организована "горячая линия" с 10-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00, телефон 259-03-27.
Беседовала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА