1160
Г. ДОРОШЕНКО: В прошлом, 2012 году, к нам поступило 158 обращений, а за 1 квартал текущего года – 39 обращений по школьным проблемам, что несколько больше, чем в прошлом году. Если взять динамику за 3 года, она неравномерная. С 2010 года был спад, затем всплеск. Полагаю, что в этом году мы будем на уровне 2012 года.
«НГК»: На какие группы условно можно подразделить школьные конфликты?
Г. ДОРОШЕНКО: Если посмотреть на причины школьных конфликтов, то их можно систематизировать следующим образом: учитель – ученик, учитель – родитель, ученики – родители. Иногда группа родителей входит в конфликт с одним учеником. Случаются некорректные, порою оскорбительные высказывания учителя в адрес ученика. Имели место обращения, когда учитель позволял себе рукоприкладство. Проблема конфликтов отмечается не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, там тоже возникают аналогичные ситуации. Чаще с жалобами обращаются горожане, но и в сельских школах тоже эта проблема есть. Одна из причин кроется в уровне подготовки учителя, его педагогическом опыте. Зачастую молодому учителю не хватает опыта, он допускает ошибки, и в результате возникает конфликт. Бывают и чисто психологические моменты, когда у учителя возникают проблемы личного характера, и он не в состоянии справиться с ними. В результате негативная ситуация отражается на учениках. Есть особенности и у самих учащихся. Сегодня отмечается тенденция увеличения численности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети нуждаются в помощи и педагогов, и психологов, и медицинских специалистов. Необходимо и постоянное внимание родителей. Однако проведенный мониторинг показал, что самой распространенной формой общения родителей и детей стал совместный просмотр телепередач. Сегодня родители мало беседуют со своими детьми, обсуждают прочитанные книги или какую-либо жизненную ситуацию. Гиперактивность, как правило, отмечается у детей с дошкольного возраста. Дети этой возрастной группы очень активные, они кричат, бегают, прыгают. В этот самый период ребенок поступает в начальную школу. Не удивительно, что эти дети становятся проблемными. Они часто травмируются, травмируют других, портят вещи одноклассников, ломают школьную мебель, сметают все на своем пути. Вот тут опыт учителя, его положительный настрой по отношению к ученику позволяют нивелировать эту проблему. Хороший учитель грамотно ее использует: «Ты будешь главный!» – предложит он ребенку. В ответ ребенок охотно помогает учителю во многих организационных делах. А у учителя, которому не хватает знаний и опыта, активный ученик вызывает раздражение. И тогда ребенок переносит это раздражение на окружающих: кого-то толкнул, что-то поломал, сорвал урок. Начинается конфликт интересов между ребенком, одноклассниками и родителями. В одной из школ был случай, когда мама по совету учителя привела ребенка к психиатру. Осмотрев ребенка, врач заявил: «Зачем вы его ко мне привели, он абсолютно здоров». Это симптом не психического нездоровья ребенка, а психолого-педагогической недоработки. Есть проблемы и у самих родителей. Родителям подчас кажется, что его ребенок самый-самый, что по отношению к его ребенку повышены требования, что все его обижают. Случается, что родители сами провоцируют конфликт с одноклассниками и их родителями, втягивают в конфликт своего ребенка. В школе необходима постоянная работа с родителями, их тоже надо учить. Есть даже такое выражение «воспитать воспитателя». Родитель должен знать нормы закона, правила и требования, по которым работает школа. Мы столкнулись с ситуацией, когда бабушка, не являясь законными представителями ребенка, начала довлеть над родителями ребенка, диктовать им свои условия воспитания. Ее не устраивало отношение к внуку в школе, она обвиняла всех. Родители в данной ситуации заняли пассивную позицию. К сожалению, взаимоотношения педколлектива и бабушки стали отражаться на ребенке. В результате возник школьный конфликт, из-за которого пострадал ребенок, его интересы.
Сегодня в школах Кубани отмечается нехватка квалифицированных психологов. Раньше на это не очень обращали внимания, не видели особой значимости этого специалиста. Сейчас в школах назрела необходимость в грамотных психологах. Это не просто человек с дипломом психолога, а именно человек с опытом и с хорошим знанием детской психологии. Именно он правая рука и завуча по воспитательной работе, и директора, и родительского сообщества. Это тот человек, который должен поддерживать психологический климат в школе, изучать этот микроклимат, проводить исследования в разных возрастных группах школьников, чтобы исключить конфликты между старшими учениками и младшими. Мы также всеми доступными нам способами помогаем, просвещаем детей и родителей, помогаем педагогам увидеть и решить проблему. В свое время мы предложили ввести уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Краснодар ввел эту должность во всех школах. Это был 2010 год, когда в Краснодаре был всплеск конфликтов. После введения пошел спад, ситуация изменилась, она, конечно, не будет идеальной, конфликты будут возникать, это жизнь. Но, тем не менее, они гасятся. Конфликт в школе возникает и в школе разрешается, не доходя до Уполномоченного, до администрации города или края. Мы тесно сотрудничаем с краевой прокуратурой и со следственным комитетом. При прокуратуре края создана рабочая группа, в состав которой вошел мой заместитель. Я надеюсь, что эта совместная работа будет помогать защищать интересы несовершеннолетних граждан.
«НГК»: Галина Степановна, Вы 5 лет работаете в должности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае. Как за это время поменялся психологический климат в школах края по отношению к детям?
Г. ДОРОШЕНКО: Школа – это зеркало наших общественных отношений, отношений в семье. Спокойно в обществе – спокойно в семье и в школе. У нас есть проблемы, они были всегда и будут всегда. Дети сегодня более активные и требовательные, более информированные. И если дети в чем-то виноваты, то, прежде всего, в этом виноваты мы – взрослые. Значит, мы что-то просмотрели. Вот сегодня мы получили ответ из Министерства культуры РФ, его копию я его обязательно отправлю П. Астахову. К нам обратился житель края, который увидел на экране ребенка, занятого в фильме с возрастным ограничением 18+. По его мнению, ребенок снимался в фильме, где присутствуют элементы эротики, а это может негативно отразиться на его нравственности. Мы отправили это обращение для рассмотрения в Министерство культуры РФ. Пришел ответ за подписью заместителя министра культуры РФ о том, что «этот фильм идет с титрами 18+, дети не должны его смотреть, а тот мальчик, который снимался в этом фильме, не участвовал в эротических сценах, а снимался лишь в допустимых сценах. Поэтому Министерство культуры РФ не видит в этом ничего предосудительного. К тому же, этот фильм был отснят не на государственные средства, а на частные. Если вы недовольны ответом, то обращайтесь к производителю». То есть Министерство культуры РФ в лице государства отстранилось. В то время как государство должно контролировать подобные ситуации. Если «нет» детям в педофилии, гомосексуализме, то «нет» должно быть и в эротике. Ясно, что мальчик получил за съемки деньги, но он не мог самостоятельно заключить договор и получить гонорар, за него выступали его законные представители, которые согласились на участие ребенка в съемках. Наверное, здесь надо было глубже вникнуть в проблему, дать оценку производителю и законным представителям в правомерности их действий. Зачастую нарушают права детей их законные представители: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Дети – это наше зеркало, пока общество не воспитает нравственно здоровое поколение родителей, которые будут понимать, какова их мера ответственности перед детьми, мы будем сталкиваться с подобными проблемами.
«НГК»: Куда родителям обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в школе?
Г. ДОРОШЕНКО: Если человек не знает, как поступить, главное – не принимать неверных решений. Для этого есть местные органы образования. Если не устраивает позиция органов образования, есть уполномоченный по правам участников образовательного процесса, есть уполномоченные и на муниципальном уровне в отдельных районах. Можно обращаться к нам. Есть центр «Доверие», там работают профессиональные психологи. Надо просто не бояться рассказывать о проблеме своего ребенка, чтобы вовремя ее решить.
«НГК»: Галина Степановна, ежегодно происходят случаи суицидов среди подростков. На что, по Вашему мнению, следует обратить внимание родителям?
Г. ДОРОШЕНКО: Предрасположенные к суициду дети требуют к себе повышенного внимания родителей. Спровоцировать суицид такого ребенка может любая, казалось бы, безобидная ситуация. Был случай, когда мама не пустила дочку гулять – девочка покончила с собой. Сложность суицида в том, что дети, как правило, об этом не говорят, они все носят в себе. И если ребенок попытку сделал, то, как правило, и вторую, и третью предпримет. В школе – это обычный ребенок. Никто, кроме собственных родителей, не может видеть каждодневные перемены в настроении детей. В лучшем случае, ребенок может что-то рассказать подруге или другу. Родители должны наблюдать за детьми, за его друзьями, связями и ненавязчиво подсказывать, как поступать, подводить их к принятию решения. В нашей практике был случай, когда отца девочки судили, а девочку привезли на процесс. После судебного заседания она не перенесла стресса и покончила с собой. Разные моменты бывают. Переходный возраст – одна из причин. Неразделенная любовь или кто-то что-то сказал не так… Думаю, чем больше родители будут общаться со своими детьми, тем больше вероятность, что их дети будут благополучными и успешными в жизни. Иногда дети винят себя в разводе родителей. Для ребенка это сильный стресс. Особенно ранит ребенка, когда родители заняты только собой. А потом наступает время, когда ребенок отдаляется от родителей, и важный период в жизни семьи упущен.
Суицидальное поведение детей остается на сегодняшний день актуальной проблемой. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми, нами совместно со специалистами в области психиатрии и психологии подготовлены и изданы пособия «Детская агрессия и суицид. Как избежать беды», «Проблемы суицидального поведения у детей и подростков»
«НГК»: А как объяснять детям случаи суицида, совершенного другими детьми, например, в классе или в школе?
Г. ДОРОШЕНКО: Я уверена, что детям нужно объяснять, что это не выход из создавшейся ситуации. Если ребенку плохо, если есть какая-то проблема и он не хочет, чтобы об этом знали родители, существует анонимный телефон доверия, по которому можно позвонить, рассказать о своей проблеме. Ребенка выслушают и подскажут, как правильно поступить. Еще раз подчеркиваю, сегодня, с учетом повышенного эмоционального фона, в школах обязательно должны быть психологи. Мы не любим обращаться к Западу, но иногда стоит. В Европе у каждой семьи есть психотерапевт. Когда возникает проблема, к нему обращаются за помощью. Порой мы недостаточно серьезно относимся к детским проблемам и просьбам. Наше недопонимание детской психологии подрывает доверие детей. Чтобы этого не случилось, школьный учитель должен работать в тесном контакте с родителями и обращать их внимание на любые изменения в поведении ребенка.
Задача школы – дать детям знания и подготовить их к жизни. Бывает, что из троечника выходит блестящий руководитель, прекрасный специалист, который понял смысл жизни, у него появляется интерес к чему-либо, и он развивается. А бывает отличник, но человек внутренне не сформировался – разочарование, озлобленность, зависть. Школа должна дать определенный комплекс знаний, но, прежде всего, научить коммуникациям, социальным аспектам, подготовить ребенка к жизни, рассказать, что в жизни есть справедливость и несправедливость. Этому учат в школе. Ненавязчиво. В Кропоткине я была в одной школе. Захожу в школу, а учитель русского языка там – любительница Пушкина. Дети переписываются с потомками Пушкина, вошли в сообщество пушкинистов, учитель вовлекла в это своих учеников, выпускников. Они все занимаются русским языком. Пока есть язык – есть нация. Не думаю, что из-за каких-то высокопарных целей учительница этим занимается. Но вот ее любовь к предмету привлекла учеников. Пусть дети не станут филологами, но они будут образованными людьми и передадут это своим детям и внукам. А это и есть патриотизм. Школа – это такой организм, где не может быть рецептов, но должен быть талант и любовь к детям, к своему делу.
«НГК»: Как Вы смотрите на проблему дефицита кадров в школах?
Г. ДОРОШЕНКО: Пока мы не поймем, что в профессию должны идти те, кто хочет этим заниматься, и им за это надо платить, вряд ли что-то изменится. Нелишне сегодня вернуться к системе распределения молодых специалистов после окончания педагогических вузов. Я думаю, это объективно. Государство платит за ваше образование. Хочешь получить бесплатное образование – отработай в бюджетной сфере, касается ли это медицины, школы или культуры. Не хочешь работать в бюджете, значит, стоимость своего образования ты должен государству оплатить. Система отработки существует и в европейских странах, когда студент получает образование за счет бюджетных средств. Если ты за счет налогоплательщика получил образование, будь любезен – верни или деньгами, или трудом, за который ты еще получишь заработную плату. Тогда мы, возможно, закрыли бы потребность во врачах и учителях. Разговор об этом идет, предложения рассматриваются в Правительстве. Думаю, такой законопроект будет принят. В 2001 году мы пытались об этом говорить в Госдуме. Но нам сказали, что на данном этапе это невозможно. Но и тогда я была уверена, и сейчас, что мы не только не нарушим ничьи права, наоборот, их защитим! Вот и получается, что сегодня приходится довольствоваться тем, что имеем.
Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА