15168
«НГК»: Амбарцум Робертович, подготовка учителей – основное направление работы АГПУ. Изменились ли требования к профессии за последние годы? Как это отразилось на программах обучения в АГПУ?
А. ГАЛУСТОВ: Вы совершенно правильно поставили акцент, сказав о том, что подготовка педагога – это ключевое направление деятельности университета. Именно поэтому Армавирский государственный педагогический университет традиционно работает в тесной коллаборации с потенциальными стейкхолдерами: Министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, управлениями образования муниципалитетов Кубани, руководителями школ и организаций системы среднего профессионального образования, выявляя их острейшие потребности в кадрах. Мониторинг такой потребности даёт вузу представление о том, кого ждёт современная школа. Нет никакого сомнения, что образ учителя меняется год от года. Сегодня это профессионал, обладающий не только знаниями в предметной области, но и человек с развитыми soft skills. Но думаю, что об этом мы ещё поговорим. Так вот, университет всегда гибко реагирует на вызовы современности, формируя перечень профилей подготовки. Не стал исключением и год нынешний. Вы прекрасно знаете, как много внимания на уровне государства уделяется формированию у школьников элементов инженерного мышления. В 2021 году АГПУ осуществит набор на профиль «Технология и Образовательная робототехника». Набирает обороты государственный проект «Самбо в школу». В связи с этим мы планируем к открытию направление подготовки «Физическая культура и Дополнительное образование (самбо)». Мы прикладываем максимум усилий, чтобы сделать выпускника университета конкурентоспособным на рынке труда. Это и обусловливает сочетание профилей подготовки ребят.
«НГК»: Какими личными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать молодой специалист, чтобы быть востребованным на рынке труда?
А. ГАЛУСТОВ: Говоря о будущих педагогах, мы понимаем, что особую ценность в ближайшее время будет иметь тот выпускник, который обладает компетенциями, ликвидирующими основные профессиональные дефициты школы. Выпускник педагогического университета должен на высоком уровне владеть цифровыми технологиями. Это поможет говорить с современным школьником на одном языке, понимать мир поколения «цифровых» детей и грамотно погружать ребёнка и подростка в современное открытое образовательное пространство.
Быть инновационным учителем, умелым модератором, который руководит деятельностью школьника, в том числе проектной, помогает осуществить выбор цели и сопровождает на пути её достижения. Уметь доступным языком говорить об инновациях в науке и технике с одной стороны и научить решать нестандартные задачи в предметной области – с другой. Быть генератором инновационной среды, в которой рождаются новые проекты.
Не утрачивать традиционных навыков педагога, глубоко знать свой предмет, быть организатором внеурочной работы, поддерживать инициативу ребят, вместе с ними петь, танцевать, заниматься спортом, играть, ходить в походы: быть разносторонне развитой личностью, способной к эмпатии.
Быть мобильным и организованным, обладать высоким уровнем современных профессиональных педагогических компетенций в области предметной подготовки, организации проектной деятельности школьников, правовой и финансовой грамотности, школьного делопроизводства, культурно-просветительской работы с родителями, командной работы. Следовать основной образовательной парадигме: учиться на протяжении всей жизни, не бояться инноваций. Таким мне видится выпускник педагогического вуза сегодня.
«НГК»: Как изменился образ студента АГПУ с момента вашего вступления в должность ректора?
А. ГАЛУСТОВ: Я без малого 10 лет руковожу университетом и на протяжении всех этих лет не теряю прямого контакта со студентами. Два-три раза в год мы проводим встречи в формате «Задай вопрос ректору». На них приходят только студенты. В отсутствии своих преподавателей и кураторов они совершенно свободно делятся своими проблемами, обозначают перспективы, которые им интересны. Так вот, за все годы работы в должности ректора я не могу не отметить, что студенты изменились. Они стали раскованнее, смелее, их взгляд более открыт всему новому. Конечно, они лучше ориентируются в информационном пространстве, более умело используют ресурс социальных сетей как для коммуникации, так и для учёбы, работы… Отрадно то, что неизменно студентам АГПУ интересны спорт, творчество в различных его проявлениях.
«НГК»: Какие специальности и факультеты университета наиболее популярны у абитуриентов? Есть ли направления, на которые существует недобор?
А. ГАЛУСТОВ. Позвольте ответить на этот вопрос, начав с его последней части. В АГПУ нет направлений и профилей подготовки, на которые бы осуществлялся так называемый недобор. Традиционно выделяемые Минобрнауки России контрольные цифры приёма, то есть бюджетные места, вуз закрывает всегда. И это связано и с возрастающей популярностью профессии учителя, укреплением её авторитета в обществе, и с доброй репутацией университета.
Каждый год лидеры конкурса меняются, поэтому скажу о том, как прошла приёмная кампания 2020 года. В её ходе наибольший конкурс был на следующие профили подготовки: «Экономика и управление», «Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (второй иностранный язык)», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Русский язык и Иностранный язык (английский)», «Дошкольное образование и Начальное образование», «Математика и Экономика».
«НГК»: Можно ли в АГПУ с первого курса включиться в научную работу, и как это сделать? Есть ли в вузе программы для студентов, развивающих свои проекты?
А. ГАЛУСТОВ: Отвечу так: в АГПУ не только можно, но и нужно с первого курса включаться в научную деятельность. В нашем вузе научно-исследовательская деятельность студентов является углублением и продолжением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в студенческих научно-технических объединениях: научных кружках, проблемных группах, научно-учебных лабораториях, на базе федеральной инновационной площадки для детей и студенческой молодёжи образовательных организаций Южного федерального округа в области образовательной робототехники, а также в коллаборации с преподавателями вуза при реализации проектов, поддержанных грантами региональных и федеральных структур.
Научное студенческое общество АГПУ уже с 1-го курса объединяет студентов, проявивших интерес к научным проблемам и творческой работе. Многие абитуриенты нашего вуза уже знакомы с направлениями и формами научной работы в вузе, благодаря участию в ежегодных выставках, мастер-классах, круглых столах Всероссийского фестиваля науки NAUKA0+, которые проводятся университетом в целях популяризации науки, привлечения в эту сферу талантливой молодёжи.
Освоению научно-исследовательских и проектных компетенций способствуют проводимые вузом конкурсы исследовательских, социальных, учебно-методических проектов «Задумайтесь!», «Учитель будущего», «Олимп успеха: Созидание. Профессия. Наука.». Полученный опыт проектной деятельности находит применение при выполнении выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ.
Так вот, за все годы работы в должности ректора я не могу не отметить, что студенты изменились. Они стали раскованнее, смелее, их взгляд более открыт всему новому. Конечно, они лучше ориентируются в информационном пространстве, более умело используют ресурс социальных сетей как для коммуникации, так и для учёбы, работы…
«НГК»: Как Вы относитесь к идее дистанционного обучения? Используется ли оно сейчас в вузе?
Скажем сразу, дистанционные формы обучения сегодня уже никак нельзя назвать новыми. АГПУ, как и другие вузы, постоянно использует дистанционные формы для реализации различных программ. Так, посредством ДОТ реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ряд основных образовательных программ. Так что сам дистант не нов, новы условия стопроцентного или частичного ухода в опосредованные формы взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Думается, что, конечно, и студентам, и педагогам не хватает «живого» общения, которое создаёт на занятиях совершенно особенную атмосферу, но сейчас сложились условия для более индивидуализированного обучения. Поэтому, наверное, в подготовке будущего учителя дистанционные формы полностью заменить традиционные не должны. Ну, а о конкурентоспособности дистанционных курсов лучше всего скажет их обилие в сети. Посмотрите, как много предложений, и какие они все разные! Есть спрос, есть и предложение.
В текущий момент в связи с эпидемиологической ситуацией АГПУ реализует смешанную форму обучения: студенты 1-2 курсов осваивают образовательные программы в традиционном формате, находясь в университетских аудиториях, а вот старшекурсники учатся в дистанционном формате.
«НГК»: На официальном сайте АГПУ размещена информация о «горячей линии» психологической поддержки. Как давно работает эта линия, почему она была создана, и сколько людей обратилось за психологической помощью за последний год?
А. ГАЛУСТОВ: Действительно, специалистами кафедры социальной, специальной педагогики и психологии организована работа «горячей линии» психологической поддержки. Этот шаг стал ответом на те вызовы, что поставила перед коллективом вуза пандемия, переход на дистанционное обучение. У многих преподавателей, студентов в ситуации стресс-фактора возникал психологический дискомфорт. Разрешить его помогали наши психологи. Кроме того, помощь оказывалась школьникам и их родителям.
«НГК»: Большинство современных образовательных инноваций преследуют две цели: сделать обучение в вузе междисциплинарным и приблизить его к практике. Однако сама организация наук и их преподавание зачастую приводит к тому, что вузовские профессора преподают «чистую» науку, игнорируя требования практической сферы. Как АГПУ удаётся совмещать теорию с практикой?
А. ГАЛУСТОВ: Я хочу сказать, что главное достояние нашего университета – это люди. Люди, которые связали свою жизнь с подготовкой будущего учителя. Наши сотрудники постоянно проходят повышение квалификации, чтобы не отставать от тех тенденций, которыми живёт школа. Кроме того, в подготовке студентов принимают участие сами учителя, завучи, директора школ, заведующие детскими садами. Именно они ведут практические занятия дисциплин профилизации. Это даёт возможность полного погружения в будущую профессию. Да и сами вузовские преподаватели доценты и профессора – не теряют контакт с современной школой, работая с одарённой молодёжью.
«НГК»: Расскажите, пожалуйста, о внеучебной жизни вуза. Сложно ли получить студенту АГПУ место в общежитии? Какие условия в общежитиях, сколько их, планируется ли увеличение мест в них?
А. ГАЛУСТОВ: Спасибо за этот вопрос. Скажу, что убеждён в том, что личность учителя должна быть максимально разносторонне развитой. Этому и способствует внеучебная работа, которая в нашем вузе организована на высоком уровне. Мы ведём активную молодёжную политику, направленную на реализацию различных талантов наших ребят.
Обозначу некоторые из направлений внеаудиторной работы. Это, конечно же, спорт. И здесь студенты АГПУ добиваются поистине выдающихся успехов. Так, например, нашим студентом является самый молодой в истории самбо чемпион Европы Арам Григорян, которому несколько недель назад было присвоено звание заслуженного мастера спорта России. Кроме того, в составе сборной Краснодарского края четверо студентов АГПУ стали чемпионами Всероссийской универсиады. Один из них, Александр Тельминов, был приглашён на торжественный приём губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Сборная по волейболу «СКИФ» заняла 3-е место на чемпионате края среди мужских команд. Перечислять могу долго, потому что талантливых ребят у нас по-настоящему много.
Ну, и особая гордость АГПУ – это развитое КВНовское движение. Думаю, что вся Кубань с замиранием сердца следит за успехами сборной АГПУ «Русская дорога», ставшей финалистом Высшей лиги Международного союза КВН. Так как ребята – выпускники педагогического вуза, они были удостоены чести открывать Всероссийский конкурс «Учитель будущего. Студенты».
Перейду к следующей части вопроса. Места в общежитии получают, прежде всего, те ребята, которые остро в этом нуждаются: сироты, ребята из малообеспеченных семей, иностранные граждане. Как всякому руководителю, мне бы хотелось, чтобы мест в общежитиях было больше, чтобы у университета был большой кампус (это, кстати, в планах!).
Условия жизни в общежитиях хорошие. Во многом уют и комфорт ребят зависят от них самих, от того, насколько они поддерживают порядок. Мы сделали ремонт системы отопления, душевых, поэтому ребятам будет тепло и комфортно.
«НГК»: Назовите, пожалуйста, известных выпускников вуза. Поддерживают ли они связь с альма-матер?
А. ГАЛУСТОВ: Вы знаете, для нас значим каждый выпускник. Многие ребята, выходя из стен АГПУ, продолжают поддерживать тёплые отношения со своими педагогами, наставниками. При этом мы можем гордиться и настоящими знаменитостями. Например, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2016» Александр Шагалов. Президент федерации самбо Юга России Рудольф Бабаян также наш выпускник. Всех не перечислить!
«НГК»: Бездуховный учитель – это робот, который дает студентам сумму знаний. Как в Вашем вузе формируют духовно богатую, всесторонне развитую личность педагога?
А. ГАЛУСТОВ: Эта работа ведётся как в аудиториях, на занятиях, так и во внеучебной деятельности. В вузе существует комплексная программа социальных практик «Память», в рамках которой осуществляется патриотическое, нравственное воспитание обучающихся. Ребята изучают прошлое вуза, города, восстанавливают, работая в архивах, биографии воинов-фронтовиков, работников тыла, ведут поисковую работу, чтобы установить место захоронения ветеранов вуза, а затем на постоянной основе поддерживают порядок на могилах. Хочу сказать слова признательности в адрес Совета ветеранов АГПУ и его председателя В.М. Пелих, которая регулярно проводит просветительские мероприятия со студентами. И это лишь малая часть той большой работы, которая ведётся в АГПУ.
«НГК»: Какой общественной деятельностью Вы занимаетесь, и как Вам удаётся совмещать её с основной работой?
А.ГАЛУСТОВ: Сегодня я являюсь активистом регионального штаба Общероссийского народного фронта в Краснодарском крае, куратором проекта «Народная карта тыла и фронта» в Армавире. А совсем недавно я был избран депутатом Армавирской городской Думы VII созыва.Как видите, деятельность в ОНФ напрямую связана с той патриотической работой, которую мы ведём в университете. Эти направления созвучны.Новый статус депутата, как мне видится, позволит включиться в социальную повестку дня, что для меня, в первую очередь, означает новые возможности для развития университета.
«НГК»: Амбарцум Робертович, как выпускнику исторического факультета АГПУ мне не сложно представить, какие позитивные перемены произошли за последние годы в университете. Спасибо Вам за исчерпывающие и содержательные ответы!