Интервью:

Наталья Корсакова: «Хороший директор музея – это редкий экспонат»

27.04.2021

Респондент: Наталья Корсакова - заслуженный работник культуры Кубани

Интервьюер: Галина Ташматова

4452

Справка «НГК»: Наталья Александровна Корсакова – заслуженный работник культуры Кубани. Автор более 100 научных статей, трёх книг, учебных пособий и многочисленных музейных экспозиций по истории казачества. Корсакова Н. А. является инициатором комплектования коллекции по истории кубанского казачества в эмиграции и возвращения на историческую Родину кубанских казачьих регалий. Провела шесть научных командировок в США в места проживания потомков кубанских казаков. В результате в фонды музея и Краевой госархив поступило более 3 тыс. документов. В настоящее время занимается научной деятельностью, связанной с дореволюционной историей Кубани.

«НГК»: Наталья Александровна, после истфака КубГУ Вы пришли работать в государственный музей-заповедник имени Фелицына. Проработали там с 1973 года 47 лет: сначала заведующей отделением дореволюционной истории, позже – старшим научным сотрудником. В Вашей трудовой книжке отмечено единственное место работы. Выйдя на пенсию, Вы продолжаете поддерживать тесное общение с учёными, потомками казаков в дальнем зарубежье, краеведами. Какой период, на Ваш взгляд, можно назвать расцветом музейного дела на Кубани?  

Н. А. КОРСАКОВА: Несомненно, это период с 1976 по 1995 годы. Таманский музейный комплекс был открыт в 1976 году. Он включает в себя Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, Археологический музей и Музей под открытым небом «Городище древних поселений Гермонасса – Тмутаракань». Сегодня ТМК является филиалом Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына. Кстати, 2 ноября 1990 г. музею-заповеднику было присвоено имя его основателя – Евгения Дмитриевича Фелицына. А в 1992 году в его состав вошли филиалы: Тихорецкий историко-революционный, Славянский историко-краеведческий и Крымский военно-исторический. В 1994 г. сдан в эксплуатацию новый музей семьи Степановых. Указом Президента РФ в 1995 году Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына с филиалами внесён в Перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения. Именно в этот период из маленького краеведческого музея он превратился в государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края с целым рядом филиалов.

«НГК»: С чьим именем связан этот период становления музеев края, должно быть, только незаурядной личности такая работа по плечу?

Н.А.КОРСАКОВА: Вы правы, за всяким большим делом обязательно стоит масштабная личность. Этот расцвет музейного дела Кубани наступил не сам по себе, а во многом благодаря Инессе Васильевне Шевченко. В 1961 году Инесса Васильевна возглавила Краснодарский историко-краеведческий музей и 26 лет была его бессменным руководителем. Одна из главных заслуг Инессы Васильевны заключается в том, что она сумела создать коллектив единомышленников невероятно работоспособных, талантливых, влюблённых в историю Кубани, буквально фонтанирующих новыми идеями.  Она была для нас высочайшим примером служения профессии. Я считаю, что мне как молодому специалисту несказанно повезло с руководителем. Инесса Васильевна для нас, вчерашних студентов, была образцом во всём. К примеру, она требовала, чтобы музейные работники – женщины приходили на работу обязательно с прической и в обуви на каблуке, а экскурсии проходили как театральные постановки одного актёра – на одном дыхании. Именно в этот период наш музей стал привлекать специалистов из Москвы, Питера, известных актёров, писателей, художников. Кроме организации выставок, экспозиций мы занимались просветительской работой среди населения Кубани. Впервые для передвижных выставок стал использоваться вагон-музей. Была проделана обширная археологическая работа по исследованию территории строительства Краснодарского водохранилища, было раскопано более тысячи древних и средневековых погребений. В фонды музея за один только 1972 год поступило 7200 экспонатов! Проводились этнографические экспедиции по сбору экспонатов по истории и быту кубанских казаков, адыгов, других народов Кубани. В 1977 году Постановлением Совета Министров РСФСР был создан Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник на базе Краснодарского краевого, Тимашевского, Анапского, Темрюкского краеведческих музеев и памятников археологии в городах Анапа и Тамань.  Именно под руководством Инессы Васильевны создавались новые музейные комплексы и экспозиции: Дом-музей М. Ю. Лермонтова и археологический музей в Тамани, Музей семьи Степановых в Тимашевске, Литературный музей Кубани. Повысился уровень научно-исследовательской работы в музеях края, укрепилась материальная база, на Кубани было создано около 300 общественных и народных музеев. Это время пролетело на одном дыхании. А потом началась в музее череда смены руководителей. В последние 5 лет директора в музее им. Фелицына меняются через год-два, едва успев познакомиться с подчинёнными. Бывало и так, что директор на приветствие сотрудников не отвечал даже кивком головы, видимо, не различал их с посетителями…

«НГК»: Наталья Александровна, помнится, лет 15-20 назад активно обсуждали тему расширения выставочного пространства музея Фелицына за счёт приобретения соседних с ним зданий, а потом эта идея почему-то заглохла.

Н. А. КОРСАКОВА: Идея эта возникла с приходом на пост генерального директора музея Дмитрия Михайловича Саетовича. Вскоре после его назначения в гости в музей пришёл губернатор Александр Ткачёв. За чаем мы обратились к Александру Николаевичу с предложением приобрести отреставрированный по соседству двухэтажный особняк для расширения выставочного пространства, хранения фондов научной деятельности. Была идея соединить все здания одной прозрачной крышей, как это давно уже делают за рубежом известные музеи. Губернатору идея эта понравилась, он её поддержал, обещал выделить из бюджета деньги. Но Саетович не проработал в музее и полгода, а идея эта так и осталась нереализованной. Как мы уже говорили с Вами, многое, если не всё, зависит от того, кто возглавляет процесс. 

«НГК»: В первые же дни работы в музее Дмитрий Саетович дал нашему изданию в мае 2013 года интервью, в котором сказал: «Проблем на самом деле множество, одна из первых –категорическая нехватка «жизненного пространства» для экспонатов и работников. Музейщики работают в чрезвычайно стеснённых условиях. Хранилища фондов находятся в полуподвальных помещениях, часто полусырых. А в них культурные ценности, настоящая гордость Кубани!» Выходит, что за прошедшие 8 лет главная проблема нехватки площадей так и не была решена, и культурные ценности по-прежнему приходят в негодность в полусырых подвальных помещениях. Отчего такое безразличие у работников музея, у местной власти? Ведь особняк, о котором говорили с Ткачёвым, до сих пор стоит пустой. Почему никто не довёл до конца эту идею? Выходит, что главная проблема кроется в кадрах руководителей, людях, которые по-настоящему болеют за своё дело и не боятся ставить перед краевым начальством неудобные вопросы?

Н. А. КОРСАКОВА: Вы правы, проблема в том, что к руководству музеем в последние 5 лет приходят люди, как правило, со стажем чиновничьей работы и видят себя в роли завхозов, в лучшем случае, как теперь модно говорить, – менеджеров. А музей – это учреждение культуры. Тут требуется помимо обычного высшего образования высокая внутренняя культура. Ведь музей Фелицына изначально был научным центром всего Северного Кавказа, а затем постепенно утратил свой авторитет. Достаточно проследить, куда уходят на работу после музея его директора, чтобы понять, что всё это время в музее были случайные люди, а значит, годы прошли для музея впустую.  Вопросы кадровой политики – в ведении руководства Краснодарского края. Я надеюсь, что за чередой других важных дел у руководства края найдётся время для того, чтобы всерьёз задуматься о том, что период застоя и безвременья в музейном деле Кубани затянулся непростительно.