Интервью:

Ольга Медведева: Требование времени - строить школы и садики

27.11.2020

Респондент: Ольга Медведева - начальник управления по образованию и науке администрации г. Сочи

Интервьюер: Георгий СЕРГЕЕВ

3121

«НГК»: Ольга Николаевна, пандемия внесла коррективы в образовательный процесс. Как сочинские образовательные учреждения справляются с работой в этих непростых условиях?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: Пандемия внесла существенные изменения в образовательной системе не только города Сочи, но и всей страны. Опыта работы в режиме дистанционного образования не было, но нам удалось организовать работу, что называется, с колёс. Одновременно делали всё: мониторили ситуацию, учились сами, обучали педагогов, консультировали, проводили апробации. В сжатые сроки выясняли, у кого из учеников отсутствуют технические средства для дистанционного образования. По инициативе главы города Алексея Копайгородского была организована работа по обеспечению школьников всем необходимым для обучения онлайн на дому. Объединились предприниматели, операторы сотовой связи, депутаты Городского Собрания Сочи для приобретения средств связи. В итоге сочинским семьям были переданы безвозмездно в личное пользование более 800 гаджетов: ноутбуков, телефонов, планшетов смартфонов. В результате переход на дистанционные рельсы мы осилили, закончили прошлый учебный год и имеем хорошие результаты по ЕГЭ. В школах города увеличилось количество медалистов, количество «стобальников». К началу 2021 учебного года мы подошли во всеоружии. «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг», – как сказал поэт Пушкин» – помог нам без спешки и суеты не только начать новый учебный год, но и быть готовыми к новым вызовам пандемии.

«НГК»: Налаживание дистанционного обучения в отдалённых сельских школах наверняка отличалось от той же работы в городских школах?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: Основное отличие сельских школ от городских – доступ к интернету. Нам пришлось заниматься и этим вопросом. Например, там, где интернета не было, работали в телефонном режиме, в режиме офлайн. Делали записи уроков в видеоформате или даже на бумажных носителях, передавали и проверяли задания. Разумеется, поначалу случались накладки. Но мы перестраивались на марше, процесс компьютеризации сельских школ тем самым значительно был ускорен.

«НГК»: Население г. Сочи растёт. Потребность в школах и детских садах растёт, соответственно. Что опережает?

О. Н. МЕДВЕДЕВА: В городе 69 муниципальных школ, одна краевая школа-интернат, одна негосударственная школа-гимназия. За последние десять лет количество учеников в этих школах выросло практически вдвое. Сейчас это 73 тысячи детей. Тысяча учеников поступила в наши школы только в период с сентября по ноябрь, то есть это целая школа детей, которые переехали со своими родителями, бабушками и дедушками в Сочи, чтобы переждать пандемию или работать дистанционно в более теплом климате. Классы в Центральном районе, в центре Адлера, во всём Хостинском районе переполнены. Переуплотнённость даётся нелегко и учителям, и детям. В некоторых классах количество учеников достигает 44 человека. Особенно это касается начальной школы. Как я уже сказала, причин этому несколько. Главные из них – большой приток новых жителей в Сочи и рост рождаемости. Выход в этой ситуации глава города Сочи Алексей Копайгородский и вся команда администрации видит в строительстве новых школ, детских садов и увеличении количества мест в учреждениях школьного и дошкольного образования.  

«НГК»: Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами на этот счёт.

О.М. МЕДВЕДЕВА: Я скажу о том, что уже удалось сделать. В прошлом году нам удалось создать 1 900 новых учебных мест, возвести две пристройки к школьным зданиям и отремонтировать бывшее здание Сочинского государственного университета – теперь это гимназия № 6 на ул. Макаренко. Также по инициативе главы города при поддержке администрации края мы начали строительство еще четырёх школ на две тысячи мест совокупно – это школа в Красной Поляне на 400 мест, с детским садом на 80 мест, две пристройки к лицею № 23 и школе № 11, школа на Мамайке на 800 мест. В стадии проектирования ещё одна школа и три пристройки к школам на 2 300 мест.  Пристройки к школам № 87, № 18, № 4 и школа на ул. Калараш на 1 100 мест в посёлке Лазаревское. Это без учёта того, что инвесторы заканчивают проектирование школ в Дагомысе на 1 150 мест, занимаются сейчас проектированием школы в Кудепсте на 2 000 мест и школы на 275 мест в районе села Раздольное. То есть процесс проектирования и ввода школ в эксплуатацию идёт непрерывно. Всего мы запланировали в ближайшей перспективе построить не менее 20 школ разной наполняемости в микрорайонах города. При проектировании и строительстве самая большая проблема – земельные участки. Там, где есть свободная территория в действующих школах, мы используем её под пристройки, но этот ресурс фактически исчерпан. Требуются новые участки в тех местах, где существует проблема с местами в школах, а это густонаселённые центры наших городских районов. Быстро решить это вопрос не получится, но мы работаем в этом направлении на перспективу. У нас есть чёткий план действий с учётом демографической ситуации в городе, и мы его реализуем благодаря федеральной и краевой поддержке.

«НГК»: В Сочи остро стоит вопрос детских садов. В имеющихся не хватает мест для всех желающих. Не во всех микрорайонах есть дошкольные учреждения. Как решается эта проблема?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: В настоящее время в очереди в детские сады стоит почти 20 тысяч детей, из них 8 тысяч – дети в возрасте от 3 до 5 лет. Всего в детских садах у нас создано 18,5 тысяч мест. На этих местах на сегодняшний день воспитывается 25 тысяч детей. Сейчас строим пять детских садов – это в общей сложности плюс ещё 400 мест к имеющимся. Одновременно новые дошкольные учреждения проектируем на 2021-2022 гг. за счёт собственных бюджетных средств. Основную нагрузку по строительству детских садов несёт казна города. В этом году начинает работать программа по краевому софинансированию, в том числе и проектных работ дошкольных учреждений. К примеру, проект небольшого детского сада стоит от 4 до 5 млн рублей. Проект школы – от 12 до 40 млн рублей, в зависимости от количества учеников. Кроме того, детские сады проектируют и строят инвесторы. Как я уже сказала, сейчас они проектируются в микрорайоне Министерские озера, в Дагомысе и в Кудепсте.

«НГК»: Есть ли планы по расширению сети учреждений дополнительного образования в г. Сочи?

О.Н.МЕДВЕДЕВА: В отрасли образования города Сочи работают 22 таких учреждения. Из них 11 – многопрофильные центры дополнительного образования, одна станция юных техников и 10 спортивных школ. В них занимаются порядка 35 тыс. детей. Ещё при школах работают школьные спортивные клубы, а в сельских школах мы добавили ставки педагогам дополнительного образования, чтобы дети могли заниматься дополнительным образованием на базе образовательного учреждения. Кроме этого, в городе на базе департамента физической культуры и спорта функционирует 16 школ, по линии управления культуры – 13 школ искусств. Также в Сочи работают частные секции и кружки. В общем в городе Сочи охват детей от 5 до 18 лет кружковой работой, секциями, разными видами и формами дополнительного образования составляет порядка 95%. Чтобы увеличить количество мест и вовлечь ещё больше детей в творчество, спорт, науку, мы открываем новые учреждения дополнительного образования. Так, в 2018 году открыта детско-юношеская школа № 17 и центр дополнительного образования «Новое поколение» на 800 человек. В этом году, в соответствии с распоряжением губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» в Сочи создан «IT-куб». Здесь ежегодно будут обучаться программированию 400 детей. Ещё порядка 1500 школьников смогут принять участие в различных мастер-классах и тренингах.

«НГК»: Какие сферы дополнительного образования пользуются наибольшей популярностью у юных сочинцев?

О.Н.МЕДВЕДЕВА: Прежде всего, это спортивное и творческое направления, программирование. Большой популярностью пользуются Центр творческого развития гуманитарного образования, центр детско-юношеского туризма, эколого-биологический центр.

«НГК»: Существует ли в школах города, особенно в сельских, нехватка педагогических кадров?

О.Н.МЕДВЕДЕВА:  Проблема существует. Однако, среди приезжающих на постоянное место жительства в Сочи есть учителя и воспитатели. Очень помогает программа «Земский учитель». Она впервые стартовала в 2020 году – и Краснодарский край, и город Сочи принимают участие в этой программе. Благодаря ей, 10 учителей пришли к нам на работу. Педагоги получают грант в размере 1 миллион рублей, который могут потратить по своему усмотрению. По договору они обязаны отработать в сельской школе не менее 5 лет.
Есть и приток молодых педагогических кадров. Ежегодно в школы города приходят на работу от 30 до 40 молодых педагогов. Конечно, не все задерживаются в системе образования, но большая часть всё же остаётся. Мы  поддерживаем молодых педагогов. В школах молодых специалистов доплатами и надбавками из бюджета города.

«НГК»: Насколько сочинские школы оснащены современным оборудованием, прежде всего компьютерной техникой и интернетом? Как внедряются современные технологии в образовательный процесс?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: В решении этого вопроса помогает национальный проект «Образование». По региональным проектам «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» нам уже поставлено более 1 160 компьютеров, 48 интерактивных панелей, 8 3D-принтеров, 27 многофункциональных устройств. Как видите, технический парк школ обновляется. Нужно понимать, что сегодня это не роскошь, а необходимость, связанная в том числе с организацией дистанционного школьного образования. В очной форме обучения это тоже очень важно. Нужно расширять образовательные возможности ребенка и методические возможности педагога. По национальным проектам 11 школ получили профильные кабинеты. Одной из позиций выполнения национального проекта стал доступ всех сочинских школ к высокоскоростному интернету. В настоящее время 44 школы уже имеют высокоскоростной интернет. До конца 2021 года его получат ещё 8 школ.

«НГК»: Как вы можете оценить уровень знаний современных выпускников сочинских школ?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: Если говорить о цифрах, то они обнадеживают. У нас увеличилось количество высокобальных результатов по ЕГЭ. Так, в прошлом учебном году их было более 1200 – это ученики, набравшие от 80 до 99 баллов. Также увеличилось количество «стобальников» и медалистов – 24 и 218 выпускников, соответственно. Выпускники сочинских школ традиционно поступают в престижные вузы страны, причём в большинстве случаев на бюджетной основе.

«НГК»: Как пройдут нынче школьные новогодние ёлки в Сочи?

О.Н. МЕДВЕДЕВА: В Краснодарском крае действует режим повышенной готовности. Традиционных массовых гуляний для детей, городских утренников и ёлок не будет в связи с риском распространения коронавирусной инфекции. Однако, в каждом классе, в каждой группе детского сада будут проведены свои отдельные локальные мероприятия.  Запланирована масса акций в онлайн-формате: конкурсы на лучший новогодний костюм, новогоднее блюдо своими руками для Деда Мороза, на лучшую новогоднюю игрушку. В соцсетях во время зимних каникул пройдёт марафон стихов и песен об этом празднике, а на сайте управления по образованию и науке администрации города Сочи ежедневно будут организованы мастер-классы специалистами наших центров дополнительного образования. Дети смогут узнать, как изготовить сувенир из солёного теста, новогоднюю открытку в различных техниках, или изготовить символ 2021 года своими руками. Всех взрослых приглашаем принять участие в этих мероприятиях со своими детьми. В период новогодних каникул не стоит забывать о мерах предосторожности, соблюдать масочный режим и социальную дистанцию в местах массового скопления людей, проводить время в кругу семьи.