Интервью:

Владимир Лыбанев: «Моя идея – заменить мигрантов на вахтовый метод»

07.02.2022

Респондент: Владимир Лыбанев - депутат Законодательного Собрания края, председатель комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Интервьюер: Денис Шульгатый

10493

«Все работы хороши, выбирай на вкус» – нехитрое присловье из старого стихотворения не теряет своей актуальности и по сей день. Принятый в некоторых кругах снобизм по отношению к рабочим профессиям оказался полностью несостоятельным, а сами эти специальности по-прежнему востребованы в современном мире. А это значит, что не теряют своей значимости и «кузницы» рабочих кадров – те, что ранее пренебрежительно именовались ПТУ. О том, как сейчас обстоит дело с профессиональным техническим образованием, как вернуть должный почет и уважение «человеку труда», журналисты «Новой газеты Кубани» говорили с депутатом Законодательного Собрания края, председателем комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Владимиром Лыбаневым.

«НГК»: Владимир Викторович, в СССР система профессионального технического образования была доведена практически до совершенства. Удалось ли сохранить в Краснодарском крае учебные заведения советских времен и созданные ими наработки?

В. Лыбанев: И не только сохранить, но и приумножить! Система среднего профессионального образования Краснодарского края считается одной из крупнейших в Российской Федерации по количеству образовательных организаций и контингенту студентов. В крае подготовку кадров осуществляют 165 организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, из них: 137 колледжей и техникумов всех форм собственности, как государственных, так и частных, 9 организаций высшего образования и 19 филиалов. Училищ сейчас нет. Подготовка ведётся по 67 профессиям и 143 специальностям среднего профессионального образования.

Общее количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составляет 140 тысяч человек, в том числе около 65 тысяч обучающихся за счёт средств краевого бюджета. Ежегодно растёт число поступающих в учреждения среднего профессионального образования.

Краевые колледжи и техникумы реализуют около 950 программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, по которым обучение, переобучение и повышение квалификации ежегодно проходят более 15 тысяч человек. Количество педагогов и мастеров в организациях профобразования – 6,5 тысяч.

Летом прошлого года я вместе со своим заместителем Батырбием Тутаришевым принял участие в открытии окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Строймастер», который состоялся в Краснодарском монтажном техникуме. Батырбий Тутаришев является организатором конкурса и координатором ассоциации «Национальное объединение строителей» по ЮФО. Он отметил значимость проводимых конкурсов для повышения престижности рабочих специальностей, которые необходимы для развития строительной отрасли. Я же, в свою очередь, от имени председателя ЗСК Юрия Бурлачко поздравил участников конкурса с возможностью проявить себя в конкурсных испытаниях. Уверен, что придёт время, когда общество окончательно пересмотрит свои взгляды на рабочие специальности, для приобретения которых на Кубани создана отличная учебная база. Развитие Краснодарского края напрямую связано с развитием строительной отрасли, а ей всегда нужны будут профессионалы, уровень подготовки которых необходимо поддерживать

«НГК»: Популярно ли среди молодёжи образование в техникумах? Какие профессии наиболее востребованы?

В. Лыбанев: Среди молодёжи техникумы и колледжи очень популярны. Об этом говорит статистика – 140 тысяч человек обучающихся в них. Ежегодно высоко востребованными у поступающих остаются профессии и специальности, связанные с информационно-телекоммуникационными технологиями (25 %), педагогикой (24 %), сферой услуг (23 %), машиностроением (18 %), строительством (17 %), обслуживанием автомобильной техники (11 %). Менее востребованы следующие специальности: слесарь и мастера жилищно-коммунального хозяйства (7 %), тракториста (5 %), деревообработчика (3 %). При этом наибольший прием по основным направлениям – инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, науки, касающиеся сферы обслуживания.

При формировании объёмов контрольных цифр приёма за счёт средств краевого бюджета на 2021 и 2022 годы проведён анализ, по результатам которого были перераспределены объёмы подготовки в сторону увеличения квалифицированных специалистов в области металлообработки, энергетики, информационной безопасности, информатики и вычислительной техники, транспорта, технологий продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительства за счет уменьшения приёма на юридические и экономические специальности.

«НГК»: На закате советской власти профтехучилища были местом, куда «сплавляли» детей из неблагополучных семей их собственные родители. Тем самым, по мнению многих, эти учебные учреждения становились рассадниками малолетней преступности. Сложилось предубеждение против рабочих профессий: рабочий – это неудачник. Что нужно сделать, чтобы вернуть уважение к человеку труда?

В. Лыбанев: Ну, во-первых, я бы поспорил с тем, что имелось такое отношение к человеку труда. Я сам начинал с рабочего: в 1979 году я не поступил на исторический факультет и перед армией работал рабочим по складу, стропальщиком. Несколько, в общем, было профессий. Тогда я зарабатывал по 200-220 рублей. А когда после армии я окончил гидромелиоративный факультет и поступил на работу, то моя зарплата была 120 рублей. Было это в 1988 году. Тогда же у меня возникла мысль, а стоило ли пять лет учиться, чтобы получать в два раза меньше, чем когда я работал простым рабочим?

«НГК»: Мы говорим о разном. Есть деньги, а есть общественное признание…

В. Лыбанев: Ну, не мной было сказано, что бытие определяет сознание. Добиться признания без денег? Когда мы приглашаем сантехника или электрика, разве это не признание его профессионализма, его нужности в обществе? Конечно, в последующие тридцать лет мы многое упустили. В 1998 году, кстати, был принят закон, инициировавший создание своего рода «трёхсторонней комиссии»: представителей профсоюзов, работодателей и краевых властей, того же Минтруда. Мы сейчас должны реанимировать этот закон: подписывать коллективные договоры, поднимать заработную плату, чтобы создавать приемлемые условия труда для рабочих.

«НГК»: Сейчас положение рабочих на частных предприятиях совершенно бесправное…

В. Лыбанев: Не на всех. Уже подросло поколение относительно молодых бизнесменов, которые чувствуют ответственность и за само предприятие, и за людей, которые на нём работают. Нередко они получили фирму в наследство от родителей. Они следят за коллективом, следят, чтобы работники получали достойную заработную плату, стараются помогать им, участвуют в ипотеке, решают какие-то социальные вопросы. То есть эти предприниматели понимают, что эти люди их содержат, что благодаря рабочим, они имеют тот уровень, на который они поднялись. У них есть ответственность, они многое понимают. Конечно, прогресс не остановить, широко внедряется автоматизация, из-за чего многие рабочие места высвобождаются, люди оказываются на улице. Их переобучение, устройство в жизни – это тоже наша задача.

«НГК»: Эффективно ли осуществляется взаимодействие и партнерство организаций профессионального образования с предприятиями?

В. Лыбанев: В последние годы техникумами и колледжами были заключены договоры о социальном партнёрстве с более чем 3 тысячами предприятий. Взаимодействие осуществляется в форме участия представителей предприятий в разработке образовательных программ, участие в госэкзаменах, мероприятиях профориентационной направленности, проведении стажировки преподавателей и мастеров на своей базе.

В 2021 году в рамках реализации «Регионального Стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста» определены 23 ключевые компетенции (специальности) под потребности работодателей промышленных предприятий Краснодарского края, в том числе: инженер-конструктор (машиностроение, швейное производство), механизатор, оператор сортировочной линии, специалист по холодильному оборудованию, техник (металлообработка), токарь, тракторист, швея, электрик, слесарь механо-сборочных работ.

Ещё одной особенностью реализации Стандарта является выстроенная система прогнозирования потребности рынка труда в кадровых ресурсах до 7 лет. В настоящее время министерством развития промышленности определена дополнительная потребность в квалифицированных кадрах по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» до 2028 года – 23 тысяч человек по 300 специальностям.

Для обеспечения ускоренного профессионального обучения всех категорий граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям и компетенциям, профориентации школьников в крае на базе Краснодарского машиностроительного колледжа создан Центр опережающей профессиональной подготовки. Из федерального и краевого бюджета выделено 52 миллионов рублей на закупку оборудования для оснащения Центра. Численность граждан, охваченных деятельностью Центра, составляет 6,4 тысячи человек; разработано 252 программы, из которых 99 реализованы.

По данным управления занятости населения министерства труда и социального развития Краснодарского края, на период 2022 по 2026 год самыми востребованными специальностями в строительной сфере являются: бетонщик, арматурщик, монтажник, электрогазосварщик, маляр, крановщик, слесарь-сантехник, плотник, прораб в строительстве. По-прежнему, нужны разнорабочие и подсобные рабочие.

«НГК»: По нашим наблюдениям, сейчас стало меньше гастарбайтеров – видимо, вследствие COVIID-19. Что сейчас происходит на рынке рабочей силы, и есть ли вероятность, что в будущем рабочих из-за границы все же заменят подготовленные местные кадры?

В. Лыбанев: На самом деле, впервые число гастарбайтеров стало уменьшаться уже после 2014 года, когда, как вы помните, резко вырос доллар, и многим стало экономически невыгодно у нас работать. А тем, кто остался, сильно испортил всё COVID-19, и иностранные рабочие большей частью ушли. Хотя, конечно, какая-то часть продолжает работать. Но дефицит рабочей силы всё равно имеет место быть – не только в крае, но и по всей стране – более двух миллионов заявок. У нас в крае 18 тысяч заявок на рабочие специальности. А что насчет наших кадров, если вы поедете по учебным учреждениям, то вы поразитесь молодым лицам, сияющим энтузиазмом. Там есть плиточники, штукатуры, каменщики, кто угодно. Они уже со 2-3 курса начинают практику, а потом получают диплом и становятся мастерами, прорабами и так далее. Я говорил Людмиле Головченко, депутату гордумы Краснодара, руководителю ГУК «Краснодар» – забирайте к себе на предприятие, ребята обученные, молодые. Есть и хорошие программы в крае – как я уже говорил, у нас 140 тысяч обучающихся. Мы заслушиваем доклады и от Минтруда, и от Минобразования. Наше образование этих ребят не проспало, сумело вовремя их обустроить. У нас вообще в крае трудолюбивое, работящее население, и молодежь такая же растёт, как их родители. Так что мне кажется, что у нас нет проблем с новыми кадрами рабочих специальностей. Есть образовательные программы, создаются ресурсные центры для того, чтобы уходить от воспитания экономистов, юристов и переходить на практические рабочие специальности. В советское время, конечно было проще. Если готовили стройку, так под неё уже сразу специальности готовили. Вот сейчас у нас 68 миллиардов рублей идёт на Азово-Черноморское побережье по инфраструктурным проектам, в частности, по замене очистных сооружений. Задачи стоят колоссальные, и я уже говорю специалистам нашего Минтруда, готовьте сварщиков, готовьте каменщиков, электриков, другие рабочие специальности! Моя идея – заменить мигрантов на вахтовый метод, как это было в СССР. Привлечь, к примеру, работой в краснодарской агломерации людей, проживающих в радиусе 50-60 километров от неё. По этому вопросу мы планируем провести ряд совещаний с участием глав городов и станиц, с руководителями расположенных в них отделений служб занятости.

Организовать хотя бы одну-две вахты, чтобы показать, как это будет работать, а там, может, оно пойдёт. Зарплата в 35-40 тысяч рублей, на мой взгляд, вполне приличная для работников неквалифированного труда.

«НГК»: То есть внутрегиональный вахтовый метод.

В. Лыбанев: Конечно. Он показал свою эффективность в советское время – из разных районов, в том числе и из Адыгеи, люди ехали трудиться в Краснодар. Но и мы отправлялись на работу в соседние с ним районы. За двадцать лет после развала СССР мы, конечно, подрастеряли молодое поколение, но в последние десять лет ситуация, как мне кажется, начала улучшаться.

«НГК»: А какие законодательные акты сейчас приняты или планируется принять Законодательным Собранием края с целью развития профтехобразования?

В. Лыбанев: Задачи кадрового обеспечения должны решаться комплексно. В рамках наших полномочий отмечу, что в краевой закон об образовании были внесены изменения в части организации дуального обучения. Под дуальной моделью обучения понимается теоретическое обучение в техникумах, а практическое – в организациях, обладающих ресурсами, необходимыми для проведения учебной и производственной практики, в том числе с применением института наставничества. Это позволит не только привлекать высокопрофессиональные кадры практиков для обучения студентов, но и постоянно модернизуемую, современную технику и оборудование частных организаций, которую не всегда могут приобрести бюджетные образовательные учреждения. Также есть потенциальная возможность будущего трудоустройства таких специалистов в те организации, где они проходили практику.

На сегодняшний день в рамках реализации дуальной модели обучения ГБПОУ KK «Краснодарский машиностроительный колледж» и ГБПОУ KK «Тихорецкий индустриальный техникум» заключены соглашения о прохождении обучения на базе предприятия с ООО «КЛААС», где организованы специальные аудитории, оснащённые современным оборудованием. В результате проекта выпускники получают сертификаты международного образца о прохождении обучения наряду с дипломом о среднем профессиональном образовании.

Необходимо распространить опыт внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения на другие учреждения среднего профессионального образования. Комитеты 3CK совместно с профильными органами исполнительной власти работают в этом направлении.

В крае уже оборудовано 54 лаборатории и мастерских в 34 колледжах. Они тесно сотрудничают с предприятиями, в том числе с промышленными, строительными.

Есть прекрасный пример сотрудничества с Абинским электрометаллургическим комбинатом. Около 5 миллионов рублей было вложено на создание мастерской «Профи-Альянс» в Ахтырском техникуме, где ученики будут учиться металлургии, а практику проходить на производстве.

В рамках контрольных полномочий 3CK было принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края «О подготовке педагогических кадров в системе среднего профессионального образования Краснодарского края», в котором был проведён анализ подготовки отраслевых кадров, а также даны рекомендации по совершенствованию системы подготовки.

На развитии профессионального образования неоднократно акцентировал внимание и председатель ЗСК Юрий Бурлачко, подчеркивая, что в данном направлении Кубань должна работать на опережение. По его мнению, в некоторых отраслях, в том числе и в строительной, должны трудиться специалисты, подготовленные краевой системой профобразования, поскольку это является потенциалом для развития региональной экономики.

Совсем недавно – в декабре прошлого года – было принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края «О подготовке квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям на базе профессиональных образовательных организаций Краснодарского края», также проведен детальный анализ в названной области и даны рекомендации. Например, главам муниципальных образований Краснодарского края мы рекомендовали вовлекать работодателей в организацию практико-ориентированной подготовки кадров в соответствии с потребностями муниципального образования при совместном участии профессиональных образовательных организаций; а краевому министерству образования – создать условия для расширения сетевого взаимодействия (участие нескольких образовательных организаций в освоении программ) между образовательными организациями. В декабре также мною было проведено в Краснодаре выездное совещание, главной темой которого стала подготовка квалифицированных кадров для строительной отрасли. Я убежден, что одна из главных задач на сегодня –заинтересовать молодежь в получении рабочих профессий. А для этого, в свою очередь, необходимо создавать условия, чтобы у ребят, отучившихся на строителей, была твёрдая уверенность в завтрашнем дне. Нам надо воспитать таких мастеров и прорабов, которые станут в дальнейшем грамотными руководителями и будут развивать строительную отрасль на только на Кубани, но и в стране.

«НГК»: Готовы ли работодатели участвовать в процессе подготовки кадров?

В. Лыбанев: Естественно, они заинтересованы в подготовке профессиональных кадров, чтобы после трудоустройства меньше тратить времени, а значит и средств на их переобучение. Ведь саму модель практико-ориентированного образования предложила компания «КЛААС» (ред. крупнейший производитель зерноуборочных комбайнов, иной сельхозтехники). Система среднего профессионального образования призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объёме и к какому времени.

В ноябре состоялся «Круглый стол» с работодателями на базе Краснодарского архитектурно-строительного техникума по вопросу подготовки и трудоустройства специалистов среднего звена строительной отрасли.  Я участвовал в этом круглом столе, так же, как и председатель комитета Законодательного Собрания края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский. Он, кстати, занимается вопросами профтехобразования уже более двадцати лет, так что обсуждение оказалось более чем продуктивным. Перед тем, как рассмотреть данную тему за круглым столом, мы с Виктором Васильевичем побывали в мастерских, оборудование которых было закуплено за счёт средств федерального гранта, пообщались с учащимися. Обращаясь к присутствующим, Виктор Чернявский отметил, что такая встреча назрела давно, в регионе активно развивается строительный сектор, которому нужны соответствующие специалисты. Он также отметил, что мы не можем сегодня ограничиваться практикой только в стенах техникума, необходимо выходить на производство.  Я же, в свою очередь, заявил о необходимости всячески популяризировать рабочие специальности, показывать их значимость в региональной и национальной экономике. Считаю, что мы должны помочь нашей молодежи найти себя, а нашим предприятиям – получить высококвалифицированных сотрудников. А для этого необходимо объединить усилия властей, бизнеса и учебных заведений. По итогам «круглого стола» было принято решение создать отраслевые координационные советы с участием работодателей, профобразовательных организаций и представителей законодательной власти. Комитеты 3CK совместно с профильными органами исполнительной власти работают в этом направлении.

«НГК»: Какие меры предпринимаются для совершенствования материально-технической базы техникумов?

В. Лыбанев: На обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций в 2019-2021 годах было    направлено более 370 млн рублей, из них 174 миллионов рублей – из краевого бюджета.

С 2020 года предусмотрены средства краевого бюджета на обеспечение проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – путём проведения демонстрационного экзамена, в ходе которого выпускники демонстрируют свои навыки и умения на практике. Их оценивают независимые эксперты, в том числе представители предприятий. В 2022 году более 50 млн рублей (в 2021 году – 30 млн рублей) на это направление выделено из краевого бюджета, что обеспечивает качественную подготовку выпускников.

На базе профессиональных образовательных организаций функционируют 28 ресурсных центров профессионального образования, 9 центров прикладных квалификаций для обучения взрослого населения, 2 центра компетенций, соответствующих международным стандартам, и 169 центров проведения демонстрационного экзамена.

«НГК»: Каким новым профессиям сейчас обучают в профессиональных учебных заведениях?

В. Лыбанев: В образовательный процесс введены новые программы среднего профессионального образования по 13 актуализированным и перспективным профессиям и специальностям («Гостиничное дело», «Информационные системы и программирование», «Сетевое и системное администрирование», «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Мастер отделочных, строительных и декоративных работ»).

В 75 профессиональных образовательных организациях идёт подготовка по 34 профессиям и специальностям в соответствии с перечнем ТОП-50 – (перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей). В их числе такие, как «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства», «Поварское и кондитерское дело», «Технология парикмахерского искусства», «Мастер слесарных работ», «Оператор станков с программным управлением», «Технология металлообрабатывающего производства».

Эти профессии уже востребованы на Кубани. Полагаем, что в ближайшее время получившие эти специальности смогут трудоустроиться. При этом у них будет право выбора более комфортных и высокооплачиваемых мест.

«НГК»: Испокон веков в России, да и на Кубани тоже, ценились умелые ремесленники. Это отразилось и в художественной литературе, тот же «Левша» Н. С. Лескова.

В. Лыбанев: Ещё с тех пор, когда я был руководителем департамента промышленности, зрела идея: как привнести на Кубань утраченные народные ремесла. И в Туапсе, в бытность главой района, тоже хотел сделать что-то подобное. Пусть это будет матрёшечное производство или гжель, или изразцы... Сейчас ведь ремесленничества считай, что нет. Приехала с Урала семья Фоминых в посёлок Октябрьский, начали куклы делать – так они на «ура» идут!

 Это чисто народное ремесло. Людям надо помогать развивать что-то подобное, чтобы они ремеслом зарабатывали себе на жизнь. Это как раз то самое «народосбережение», о котором говорил Солженицын. Научить человека хотя бы полотенца ткать или, вот, например, были у нас армянские сёла, а в них умели делать прекрасные ковры. Сейчас это мастерство умирает, почему бы его не возродить. Найти в Армении одного-двух мастеров, купить им дома, и они научат молодежь, передадут им свой опыт. Или вот, я помню, делали ручной работы обувь и конские седла и много чего ещё. Сейчас мы в ЗСК собираемся заняться этим вопросом, с привлечением и Минкультуры и промышлености, чтобы совместно способствовать развитию в крае ремесел.

В январе 2022 года настрой более оптимистичный, чем в сентябре прошлого года. Я был год назад пессимистом в отношении нашего профессионального образования, думал, честно говоря, что это просто слова. Я благодарен Виктору Чернявскому, ведь именно он предложил мне проехаться по этим учебным заведениям, посмотреть на обучающихся в них детей, позадавать им вопросы. Я вижу, что им интересно, что у них глаза горят. Конечно, строителям неохота их брать, мне руководители предприятий так и говорят: «Да вы понимаете, я возьму его на практику, а потом что-то случится…». Я говорю, что понимаю, вам возиться неохота. Проще, понятно, использовать иностранных рабочих, приехавших к нам, скажем, из среднеазиатских государств. Они послушные ребята, все выполнили, что от них требуется, и вы их отправили назад. А нам-то как быть? Нам ведь надо поколение целое воспитать в уважении к труду, к рабочим профессиям».

Уже сейчас я вижу, как зарождаются рабочие династии, как будущие супруги работают, знакомятся на производстве. И конечно, человек, прошедший все ступени рабочего процесса, уже годам к 35 становится начальником – вот это и есть нормальная цепочка, то, что было в советское время и то, к чему мы должны прийти. Но над этим надо долго работать, а у нас любят, чтобы было легко и быстро. Стать, например, блогером, быстро разбогатеть, паразитировать на том, что люди верят в сказку, верят в чудо. А выключи им свет, например, – и кончится весь этот бизнес. Поэтому мы сейчас должны работать со СМИ, чтобы формировать уважение к труду у подрастающего поколения. Стать мастером на предприятии – это успех, это престижно. Но чтобы добиться этого успеха, нужно пройти все этапы обучения, поработать на производстве. Я решил, что своего внука, когда он будет в 9 классе, я буду убеждать поступать в техникум.