Интервью:

Владимир Мишарин

30.07.2012

1356

– Владимир Васильевич, своим поведенческим стилем Вы производите впечатление человека, прибывшего из XIX века. Притчей во языцех стали Ваши деловые письма, где Вы именуете собеседников сударями и сударынями. Именно поэтому хочется начать наш разговор с коммуникативных правил, нарушаемых сегодня не столько в быту, сколько в публичных форматах… Взять хотя бы ситуацию, возникшую недавно в парке "Ривьера" на шоу участников "Битвы экстрасенсов на "ТНТ". Со сцены Зеленого театра то и дело звучали нецензурные слова, однако речь вовсе не шла о создании специфического художественного образа. Нужен ли сегодня, по-вашему, худсовет или цензор, регламентирующий культуру поведения в учреждениях культуры и определяющий творческое качество представлений?
– ...Недавно народный артист России и председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Александрович Калягин отмечал юбилей, и в своей проникновенной речи, в частности, говорил о мате. Мне очень понравилась одна из его шуток на эту тему: поскольку в нашей стране нет цензуры, то нецензурная лексика становится своеобразным нормативом. Иногда и театральное искусство отражает неприглядные реалии жизни. Например, в пьесе братьев Пресняковых "Изображая жертву" и одноименном фильме, снятом по ней Кириллом Серебренниковым. А в жизни? Люди без повышенных интонаций и крепкого словца подчас, к сожалению, не способны воспринимать адресованных им замечаний. Однако во всем необходимо чувство меры.


Будучи представителем муниципального учреждения культуры и имея опыт работы в Министерстве культуры РФ, могу сказать, что, согласно существующей законодательной базе, учреждение культуры (театр или концертная организация), к счастью, вправе самостоятельно формировать и утверждать свой репертуар, а государство не в праве что-либо диктовать. Более того, когда государственные чиновники пытаются регулировать этот процесс (вменять, обязывать, рекомендовать), они, как правило, попадают в неудобное для себя положение. Культурой управлять невозможно (особенно по принципу: нравится – не нравится). Культуре можно или помогать, или мешать.
А качество продукта определяется разными точками зрения, в том числе и позицией профессионального экспертного сообщества. Если на представлении все кричат "браво!", это первый повод усомниться в подлинности успеха. Искусство можно сравнить с церковью, создающей нужное направление веры. Искусство создает эмоцию, запрограммировать которую не представляется возможным. Вдруг во время театрально-концертного действа у вас заболела голова, повысилось артериальное давление, испортилось настроение из-за косого взгляда контролерши, и вы не смогли вникнуть в авторский замысел. Кто в этом виноват?!
– Объясняя полупустые залы на концертах и спектаклях, Вы однажды сказали, что в Сочи рекреационное предложение превышает спрос. Но, может, дело в низком уровне досугового продукта?
– Отнюдь. Например, на Южном моле несколько дней работает Live Site Sochi 2014: в рамках Марафона регионов России в режиме нон-стоп идут концертные представления высочайшего качества (я провел там полтора часа и ни минуты не скучал). Но обратите внимание, собрать на них зрителей весьма непросто. Культурный бум, наблюдающийся в Сочи в последние годы, вызвал естественное притупление интереса…
При этом три жарких июльских вечера концерты классической музыки на сцене Зимнего театра в рамках фестиваля Дениса Мацуева Crescendo прошли при аншлагах, хотя продажа билетов началась за три недели. Мы не проводили социологического исследования, но могу сказать, что 80% заполнивших зал – сочинцы. Конечно, экономика этого события опиралась не только на сбор от продажи билетов. В этом проекте принимали участие и государство, и бизнес.
В рамках закона, сформулированного еще в 50-е годы, расходы исполнительских искусств академического свойства растут объективно быстрее, чем доходы от их деятельности. Это аксиома. Поэтому для исполнительских искусств, как для птицы, необходимы два крыла: государственная поддержка и поддержка общества. На сегодняшний день в системе госфинансирования учреждений культуры наблюдается явный перекос: деньги выделяются на количество проведенных мероприятий, но не выделяются на создание продукта (у Сочинского концертно-филармонического объединения есть несколько профессиональных творческих коллективов).
Еще один аспект этой проблемы заключается в том, что за двадцать лет в нашей стране выращено поколение, не сформировавшее в процессе своего физиологического, психологического и интеллектуального развития потребности воспринимать искусство в принципе. И успех Дениса Мацуева в Сочи зиждется на пятилетней непрерывной кропотливой работе маэстро Башмета и Зимнего фестиваля искусств, поддержанного государством. Однако государство сегодня должно финансировать не только создание продукта, но и его распространение, просветительскую деятельность в этом направлении. Это плата за двадцать лет бездумного отношения к сфере искусства. Отсюда и потребность в бесплатных концертах для целевых аудиторий…
Сегодня в Сочи, как и в мировом бизнесе на заре XX века, необходимо наращивать маркетинговые технологии. Поэтому мне часто приходится объяснять нашим учредителям, а также коллективу причину приема на работу новых менеджеров, создающих новые проекты и наполняющих новыми смыслами имеющиеся.
К примеру, в российском обществе сложилось несколько предвзятое отношение к свадьбам. А мы какое-то время назад подключились к довольно распространенному в мире направлению – организовали проведение церемоний бракосочетания в величественных интерьерах Зимнего театра. Считаю, что церемония бракосочетания – высшее проявление человеческого саморазвития. И люди, планирующие это событие особым образом, заслуживают только уважения. Подобную деятельность можно рассматривать как форму антрепризной театральной деятельности, в основе которой – творческая самореализация.
– Хорошо, а как Вы объясните такой парадокс: образовательные учреждения продолжают штамповать специалистов в области культуры и искусства, но отраслевые учреждения как испытывали кадровый голод, так и испытывают?
– Вы правы, дефицит актерских кадров, например, в музыкальном театре составляет почти 50%! И хотя в советской России насчитывалось около 300 театров, сейчас их – 600. Примерно такая же динамика и с концертными организациями, однако количество концертов уменьшилось вдвое…
Нельзя не сказать об оттоке наших специалистов за рубеж. Муниципальный симфонический оркестр Вашингтона в подавляющем количестве своих музыкантов состоит из представителей русской музыкальной школы. К сожалению, у нас очень плохо со статистикой. Государство не определяет и не вычисляет эффективность затрат, вложенных в образование. Почему? Нет соответствующих методик и опыта.
Но в подобных случаях я обычно предлагаю посчитать не количество выпускников театральных училищ, оказавшихся не востребованными в театрах, а сколько из них… попали в разряд преступных элементов и были осуждены за нарушение закона. Еще любопытно сопоставлять затраты государства на содержание малолетнего преступника в специализированных учреждениях и затраты на дополнительное музыкально-художественное образование детей. Государство такие подсчеты, увы, пока не производит.
И все-таки я бы не изображал действительность исключительно в темных тонах. В Сочи бурной весенней рекой шумит культурная олимпиада. И если мы не используем этот шанс "прыжка в будущее", наши потомки нам этого не простят. Настало время великих свершений, когда многое можно успеть за короткий срок и благодаря незначительным усилиям. Мне понадобилось написать только три бумаги, чтобы фестиваль Crescendo впервые приехал в Сочи. Еще несколько бумаг и встреч – рояль Yamaha, который в течение пяти лет до этого специально привозили в Зимний на концерты, получил на нашей сцене постоянную прописку…
– На одной из пресс-конференций Вы вскользь упомянули о трех китах глобальных проблем, удерживающих на своих спинах профессиональную культуру. Пожалуйста, расскажите о них подробнее.
– Во-первых, проблема финансирования. Я не имею в виду проблему недостатка денег, а перезагрузку этой системы. Государство должно сбросить с себя огромный груз балласта среди театральных и музыкальных коллективов.
Во-вторых, инфраструктурная проблема. Если бы в Российской Федерации Зимних театров, подобных сочинскому, было 10-20, это способствовало бы развитию проектно-фестивальной деятельности и деятельности продюсерских агентств. Сегодня по всей стране есть целый ряд субъектов, где нет ни одного стационарного театра. Сталин понимал, что на курорт всесоюзного значение съезжается огромное количество передовиков производства из разных уголков страны – из городов, где они ни разу не сталкивались с профессиональным театральным искусством. И, думаю, именно поэтому отец народов замыслил Зимний театр в Сочи как открытую сценическую площадку. Но теперь не проходит и дня, чтобы не возникла дискуссия на тему создания на базе Зимнего стационарной театральной труппы. А ведь это лишит и сочинцев, и гостей курорта встреч, в том числе с творчеством Дениса Мацуева…
С точки зрения наличия молодых талантов, на мой взгляд, сегодня и Сочи, и Россия на подъеме. Если уж говорить в нашей стране об инвестиционной привлекательности, то на первое место, разумеется, выйдет добыча газа. Однако природные ресурсы исчерпаемы. Чтобы их восстановить, понадобится не один миллион лет. А вот национальные культурные ресурсы предполагают естественное самовоспроизводство. В этом смысле искусство прорастает сквозь асфальт.
Третья проблема – кадры. Сегодня множество продюсерских факультетов. Один из них, в частности, в РАТИ-ГИТИСе. Но для меня кадровая проблема не в количестве специалистов, а в отсутствии культуры преемственности. Не знаю, думает ли о своем преемнике, к примеру, уважаемый Евгений Иванович Паснюк, директор знаменитого концертного зала "Фестивальный"?..
– …Или, скажем, уважаемая Ирина Александровна Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, отметившая в этом году 90-летний юбилей.
Вот и следующий мой вопрос – о неравнодушных и инициативных людях. Даже сегодня, когда в Олимпийском парке строятся величественные сооружения, призванные после 2014 года заполнить в Сочи вакуум профессиональных сценических площадок со световым и звуковым оборудованием мирового уровня, все равно возникает ощущение, что властям предержащим удобнее возводить "времянки" под разовые проекты, нежели вкладываться в нечто капитальное. При этом находятся молодые предприниматели, которые без чьей-либо помощи не боятся рисковать. Нет, они не строят, но берут в аренду старые помещения и создают на их базе прекрасные рестораны и клубы – новые площадки для уровневых культурных программ. Почему, на ваш взгляд, у нас не помогают тем, кто что-то может и хочет?

– Прежде всего, нужно понять: что человеком – творчески ориентированным биологическим существом – движет. Желание творить! Творчество заложено в нашей с вами природе. Каждый хочет сделать как лучше, поэтому стремится на доверенном ему участке работы усовершенствовать процесс, внести рационализаторские предложения… Что этому мешает? Убеждение, что нам кто-то что-то обязан, хотя на самом деле это не так. И на второй день благородных порывов и усилий доброхот начинает громко отчитывать окружающих: "Я же все это делаю для вас, поэтому вы должны…"
Для предприимчивых и энергичных людей сегодня есть масса возможностей самореализоваться. К примеру, самые различные гранты (в России их сотни, в Америке – тысячи). Более того, в Америке доля государственной поддержки в самом счастливом проекте не более 10%. Между тем, только 5% из бродвейских проектов являются успешными ("Кошки", "Чикаго"...)
– Несменяемость обоймы звезд российской эстрады обеспечивает на афишах эстрадных концертов в Сочи одни и те же фамилии и лица из года в год. Но, как считаете, не оскудела на таланты матушка-Русь?

– В советское время существовали различные конкурсы, помогавшие молодым исполнителям найти свою нишу на эстрадном Олимпе. Например, II Всероссийский конкурс исполнителей советской песни, проходивший в Сочи в 1978 году. Неожиданно в число его лауреатов буквально ворвалась молодая солистка Сочинской филармонии Татьяна Остудина (меццо-сопрано), обойдя мало кому известную тогда Ларису Долину. Именитое жюри единодушно присудило сочинке первую премию. Так был открыт путь на большую эстраду этой одаренной вокалистке. Обладая ярким талантом и бесспорным сценическим обаянием, Татьяна Остудина объехала с гастролями полстраны, выступала в авторских концертах выдающихся композиторов Фрадкина, Птичкина, Аедоницкого, Баснера, Казенина. Зачастую – как первая исполнительница их новых песен. Но столичным эстрадным подмосткам Татьяна Ивановна предпочла курортные, и в этом смысле она для меня – героиня.
Мне и моим коллегам понадобился год, чтобы подготовить ее бенефис, прошедший с душой и эффектно: с выпуском качественного диска, рекламной кампанией (об Остудиной, заслуженной артистке РФ, за короткий временной отрезок журналистами было написано столько, сколько не писали за всю ее профессиональную деятельность). На бенефис приехал председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, входивший в жюри памятного конкурса, давшего "путевку в жизнь" певице. И вот, уезжая из Сочи, Владислав Игоревич сказал: "Сделаю все от меня зависящее, чтобы Татьяне присвоили звание "Народная артистка России". Уверен, он сдержит слово. Мною подготовлены и отправлены по инстанциям все необходимые документы, так что полку "народных", возможно, скоро прибудет...
История Татьяны Остудиной – одна из многих, подпадающих под рубрику "через тернии к звездам". Это частный случай, сквозь призму которого можно посмотреть на ситуацию в целом. Если тебя не показывают с утра до вечера по телевизору, это не значит, что твоя лепта в культурно-духовное строительство России мала и бессмысленна!
– Тема авторских прав, все чаще и громче звучащая в контексте мероприятий досуговой сферы, коснулась ли Зимнего театра?
– Больше чем вы думаете! Два года назад, принимая дела в качестве директора Сочинской филармонии, среди множества проблем я вдруг обнаружил и такую: в академическом учреждении на протяжении многих лет тотально нарушались авторские права. Отчисления просто не производились и все. После длительных переговоров с РАО мы пришли к консенсусу, даже вопреки драконовским ставкам, вызывавшим возмущения всего концертного сообщества России. Все-таки любой труд в цивилизованном обществе должен оплачиваться. И мы в СКФО целенаправленно формируем правовую культуру. Все дела в этом отношении были приведены в порядок.
И вот не так давно произошло беспрецедентное событие. В результате деятельности института гражданского общества – Союза концертных организаций России – действующие ставки авторского вознаграждения в академическом концертном деле благополучно отменены. Суть в чем? Права на произведение охраняются 70 лет после ухода из жизни его автора, и, если в концерте исполняется хотя бы одно охраняемое произведение, отчисления вздымаются со всей суммы концертного сбора. Сейчас принята новая методика, основанная на процентном соотношении. То есть авторские права будут соблюдаться без ущерба для чувства меры и художественно-экономической целесообразности. Но поскольку Россия вступает в ВТО, для соблюдения авторских прав государство примет повышенные меры контроля. И во внимание будут приниматься даже дискотеки в сельском клубе.
– Как считаете, меняются ли духовные запросы публики?
– В театральном искусстве сегодня есть один Моцарт театроведения – Геннадий Григорьевич Дадамян, занимающийся системными исследованиями. В частности, в театральном искусстве он фиксирует следующее: общество требует от искусства (и театрального, и музыкального) возвышенного продукта. И мы стараемся соответствовать этому требованию. 2 и 3 августа в рамках Культурной олимпиады "Сочи 2012" в Зимнем театре выступят лучшие оперные и инструментальные солисты России: сочинцы и гости курорта смогут насладиться шедеврами классического искусства в исполнении оперных звезд Петербурга и Москвы, победителей Международного конкурса имени Чайковского, а также Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Эту уникальную возможность зрителям подарят Культурная олимпиада и Министерство культуры РФ.


Виктор ТЕРЕНТЬЕВ

Владимир Васильевич МИШАРИН – член Союза театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийского театрального общества). Решением Секретариата СТД РФ в декабре 2010 года награжден Золотым знаком СТД РФ (ВТО) за вклад в развитие театрального искусства России. Лауреат премии Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной "За многолетнее служение театральному искусству и актерскому братству" (2001 г.), дипломант Первого городского профессионального конкурса "ПРОФИ-ЕКАТЕРИНБУРГ" в номинации "Искусство" с формулировкой "За реальный и благотворный вклад в жизнь людей искусства" (2000 г.), лауреат Премии имени П.И. Роддэ за творческий вклад в создание имиджа Дома актера Екатеринбургского отделения СТД России (2003 г.).
Родился в 1967 году в городе Полевской Свердловской области.
Образование: педагогическое (Свердловский пединститут); театральное (Екатеринбургский театральный институт). В 1998 году получил диплом менеджера сценических искусств высшей квалификации Высшей школы деятелей сценических искусств (научный руководитель – профессор Г. Г. Дадамян). В 1994-м стажировался по программе информационного агентства США "Менеджмент исполнительских искусств".
С 1994 по 2003 гг. – директор Екатеринбургского Дома актера. С 2002 по 2005 гг. работал в Москве: заместителем председателя в центральном аппарате СТД, затем начальником отдела театрального искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии.
12 декабря 2005 года решением VI Отчетно-выборной конференции Свердловского отделения СТД РФ (ВТО) избран председателем отделения СТД Екатеринбурга на пять лет, в связи с чем и вернулся из Москвы в Екатеринбург. С апреля 2009 года – член коллегии Министерства культуры Свердловской области. С июня 2010 года – член Общественной палаты Свердловской области. С июля 2010 года – директор Сочинской филармонии. С декабря 2010 года – генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения.
Женат. Воспитывает сына.
С 2011 года – член рабочей группы по культуре Совета при Президенте Российской Федерации по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.