Интервью:

Вячеслав Легкодух: «Омбудсмен и АККОР – два крыла одной птицы»

15.04.2021

Респондент: Вячеслав Легкодух - полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими хозяйствами

Интервьюер: Денис Шульгатый

7642

Данную статью предваряло иное интервью: не так давно «НГК» разместила текст беседы с председателем регионального отделения Ассоциации крестьянских хозяйств Кубани Александром Шипулиным. В статье «АККОР: страсти не стихают» лидер кубанских аграриев дал понять, что существующие сегодня противоречия в Ассоциации возникают, среди прочего, и при участии «фермерского омбудсмена» Вячеслава Легкодуха. Следуя правилу журналистской объективности, редакция «НГК» решила предоставить слово на страницах издания и второй стороне. Общаться вживую Легкодух отказался, попросил вопросы. Присланные ответы мы публикуем в том виде, в котором получили. Автор счёл нужным начать со своей биографии, и мы решили оставить так, как есть, сохраняя авторскую орфографию.

Основные вехи биографии:

– 1993 г. – фермерское хозяйство «Легкодух», отец и сыновья;

– 1994-1996 гг. – срочная служба в Российской армии;

 – 2007 г. – возглавил КФХ «Легкодух»;

– 2010 г. – получил звание «Заслуженный фермер России»;

– 2010 г. – возглавил НП «Ейская фермерская АККОР»;

– 2010 г. – депутат Ясенского сельского поселения Ейского района;

– 2012 г. – депутат Совета муниципального образования Ейский район;

– 2014 г. – НП «Ейская фермерская АККОР» названа лучшей районной ассоциацией в Российской Федерации;

На сегодняшний день КФХ возглавляет сын омбудсмена Легкодух А. В.

«НГК»: В чём, на Ваш взгляд, суть противоречий между Александром Шипулиным и оппозицией в АККОР, и есть ли, на Ваш взгляд, вообще конфликт в Ассоциации?

В. ЛЕГКОДУХ: В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Конфликта в ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых форм хозяйствования Краснодарского края (далее – АККОР КК) не наблюдаю. Из опыта моего участия в Советах АККОР КК в 2020 г. были определённые тонкости переходного периода, которые заключались в доступе к информации о деятельности организации членов АККОР КК. На сегодняшний день вопрос урегулирован, необходимая информация есть на сайте общественной организации: http: //www.akkor-kuban.ru/.

«НГК»: Как отражается конфликт интересов на состоянии фермерского сообщества в целом? Не чревато ли всё это повторением «Тракторного марша»?

В. ЛЕГКОДУХ: Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что закреплено в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В общественной организации априори не может быть конфликта интересов. АККОР КК объединяет всего 10% от всех фермеров Кубани, при этом организация фермерского самоуправления открыта для участия всех желающих (для справки: по статистическим данным, в Краснодарском крае насчитывается 14 500 крестьянских (фермерских) хозяйств).

«НГК»: Считаете ли Вы притязания оппозиции в АККОР разумными и конструктивными?

В. ЛЕГКОДУХ: Статус АККОР КК, как общественной организации, подразумевает свободу действий и высказываний любого члена. Для урегулирования внутренних конфликтов и при наличии таковых, согласно Уставу, существуют специальные площадки: Общее собрание (съезд), Совет АККОР КК, третейский суд АККОР КК (п. 2.1 Устав).

«НГК»: Информирован ли губернатор В. И. Кондратьев о раздрае в фермерском движении?

В. ЛЕГКОДУХ: Руководство администрации Краснодарского края, исполнительные органы государственной власти Краснодарского края на протяжении многих лет принимают участие на общих собраниях (съездах) фермеров Кубани.В рамках данных мероприятий ведётся открытый диалог, о котором вы упоминаете в статье «АККОР: страсти не стихают».

НГК: Насколько справедливы слова Шипулина о том, что АККОР «выживают» из его прежнего офиса на ул. Рашпилевской, 36? Когда возник вопрос, и почему в бытность руководителя АККОР Виктора Сергеева он не возникал?

В. ЛЕГКОДУХ: С моей стороны претензии на выживание никогда не было. Это помещения, которые являются собственностью администрации Краснодарского края. Соответственно, выстраивание отношений должно происходить между АККОР и управделами администрации Краснодарского края.

НГК: В чём суть предложения по введению должности исполнительного директора в АККОР? Действительно ли она «забирает» часть полномочий у председателя ассоциации?

В. ЛЕГКОДУХ: Изменения структуры АККОР КК с вводом должности исполнительного директора были предложены Шипулиным А. В. на встрече фермерского актива с заместителем главы (губернатором) Краснодарского края Коробка А. Н. 23 ноября 2021 г. В подтверждение можете запросить аудиозапись встречи в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. В принятом Уставе АККОР КК 12 марта 2021 г. должности исполнительный директор не предусмотрено, поэтому прокомментировать не могу.

«НГК»: С какими вопросами чаще всего обращаются фермеры?

В. ЛЕГКОДУХ: На постоянном контроле темы:

– использовании земель сельскохозяйственного назначения в предгорной зоне Краснодарского края;

– предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения с целью использование пастбище и сенокошение;

– земля фермеров без торгов;

– заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков в условиях пандемии на основании

– сельскохозяйственная деятельность в водоохранных зонах и особо охраняемых природных территориях;

– сохранение договорных отношений земельных участков сельскохозяйственного назначения;

– отношения между семеноводческими организациями и крестьянскими хозяйствами, сохранение пространственной изоляции и интересов всех сторон;

– взаимоотношения между охотоведческими организациями и сельхозтоваропроизводителями;

– передвижение крупногабаритной техники по автомобильным дорогам;

– расчистка мелиоративных лесных насаждений - лесополос;

– пролонгация кредитных договоров;

– формирование и заключение договоров аренды земельных участков, под животноводческими фермами;

– реализация произведенной продукции малых форм хозяйствования;

– ведение деятельности в особо охраняемой природной территории (памятники природы, национальные парки, заказники);

– доступ к земельным участкам сельскохозяйственного назначения в связи со строительством объектов РФ и Краснодарского края;

– документальное сопровождение передвижения продукции сельхозтоваропроизводителей (декларации соответствия);

– агрострахование.

«НГК»: Опровергните или подтвердите разговоры о том, что Вы состоите в родстве или кумовстве с вице-губернатором Андреем Коробкой?

В. ЛЕГКОДУХ: Все родственные связи проверяются уполномоченными органами в соответствии Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«НГК»: Нет ли ощущения, что АККОР и уполномоченный по правам фермеров –  это «два медведя в одной берлоге»?

В. ЛЕГКОДУХ: Считаю оскорбительным называть Кубань «берлогой». Однажды мне пришлось столкнуться с таким вопросом: а нужен ли фермерский омбудсмен, если АККОР хорошо работает?

Да, пусть не просто хорошо, а отлично работает АККОР. Мы лишь дополняем друг друга. Здесь широчайшая палитра самых разных вопросов, и работы хватит всем. Я бы сказал, что мы усиливаем друг друга. У меня, как представителя губернатора в фермерской среде, есть свои преимущества. И в первую очередь возможность быстро устанавливать контакты по самым разным вопросам с властными структурами. У ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств палитра вопросов несколько иная. Здесь главное – эффективная экономика и формирование благоприятных условий для этого (из Устава АККОР КК).

Принято говорить, что раз ты омбудсмен, то должен кого-то защищать. И это правильно. Защищать от нападок власти, контролирующих органов, холдингов, рейдерских схем, разруливать, если того требует ситуация, отношения между самими фермерами. Вот пример по Крымскому району. Там в течение нескольких лет длилось противостояние между фермерами. Никак не могли согласовать семеноводческие зоны, чтобы пыльца одних сортов культуры не попадала на другие. То есть нужно было сохранить чистоту генетических линий той или иной культуры. Жёсткое было противостояние, постоянные «укусы» по земельным вопросам, переманивание пайщиков.

Площадкой для решения многолетнего спора стала местная АККОР. Спасибо говорю, пользуясь случаем, председателю Крымской организации Александру Титову за его активное участие и стойкую позицию. Ещё немного и эмоциональные споры могли чуть ли не до рукопашной дойти. «Поднятая целина», одним словом. Как по Шолохову. На одной из встреч мне даже пришлось ударить кулаком по столу и чуть ли не закончить совещание. А ведь по моей настоятельной просьбе туда приехали представители администрации края, министерства сельского хозяйства, Росреестра и других структур. Вот так складывается моя работа. Полномочный представитель губернатора – это как связующее звено между фермерами и структурами краевого и федерального уровня. Яркий пример такого взаимодействия.

Или звонок из АККОР Каневского района. К местным фермерам пришёл ОБЭП с комплексной проверкой. Куча всевозможных вопросов. Порой несуразных. Я – член общественного совета при прокуратуре края. Попросил прояснить ситуацию. Нашли взаимодействие и буквально за полдня решили все вопросы. А сотрудники ОБЭП Каневского района получили предостережение от прокуратуры края о превышении своих должностных полномочий.

Я получаю сигнал с мест, а вся информация аккумулируется в районных фермерских ассоциациях. И по всем возникающим вопросам работаем вместе, как я уже сказал, дополняя друг друга.

Так что мы не лебедь, рак и щука, как гласит мораль известного произведения, а, я бы сказал, что мы – два крыла одной птицы.

«НГК»: Назовите тройку самых эффективных фермеров Кубани. По каким критериям оценивают сегодня в администрации края работу фермеров?

В. ЛЕГКОДУХ: Результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей всех правовых форм ежегодно подводятся министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и по запросам предоставляются, а также публикуются в СМИ.

НГК: Является ли, на Ваш взгляд, фермером экс-губернатор Александр Ткачёв, а его предприятие – фермерским хозяйством?

В. ЛЕГКОДУХ: Думаю, следует воспользоваться общедоступными источниками информации, например, https://egrul.nalog.ru/index.html, и узнать о регистрации любого предприятия независимо от организационно - правовой формы.

НГК: Какова доля фермерского продукта в совокупном кубанском продукте с/х за 2020 г.?

В. ЛЕГКОДУХ: Фермеры Краснодарского края обрабатывают 30% кубанской пашни. Их вклад в экономику отрасли более 30%. На конец 2020 г. произведено:

– молока – 31 %

– овощи открытого и закрытого грунта – 51 %

– КРС – 36,6 %

– МРС – 93,6 %

– птица – 46 %

– теплицы – 46 %

За 5 лет размер экономики малых форм хозяйствования вырос с 80 млрд рублей до 150 млрд рублей.

Урожаи в 100 центнеров первоклассной пшеницы уже далеко не редкость на их полях, где широко используются цифровые технологии. В последние годы фермеры всерьёз занялись развитием животноводства. Строят не просто высокомеханизированные фермы, а даже роботизированные. Множатся сельскохозяйственные кооперативы.