Культура:

110 лет музею им. Ф.А. Коваленко

09.04.2014

Финансовый документ из фондов Крайгосархива бесценен для реконструкции культурной жизни Екатеринодара и его культурной среды

2369

Проект реконструкции и развития Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко выполнен ООО "Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А." (Санкт-Петербург). Получил:

Диплом и ГРАН-ПРИ архитектурного смотра-конкурса "Архитектон" за проект реконструкции Краснодарского краевого художественного музея, 2005 г.

Золотой диплом "Дни архитектуры", IX краевой открытый смотр-конкурс 2010 г. лучших архитектурных произведений в номинации "Реставрация и реконструкция зданий и сооружений", 2010 г.

Диплом за активное участие в XIX Южном архитектурно-строительном форуме и VIII-ом Международном фестивале "Дни архитектуры" в городе Краснодаре, 2009 г. – за разработку проектов музейных комплексов Кубани.

Финансовый документ из фондов Крайгосархива бесценен для реконструкции культурной жизни Екатеринодара и его культурной среды

К сожалению, последние издания министерства культуры Кубани пестрят ошибками в именах и датах, а исследования ученых, изучающих историю музея, допускают к публикации в музейных сборниках не по степени научной новизны и значимости,
а по степени лояльности к министерству

Кажется, что за 110 лет благодарные потомки должны были внимательно изучить историю высокого гражданского служения Отечеству. Ведь деятельность знаменитого Ф.А. Коваленко, основавшего один из первых на Северном Кавказе художественный музей, была примером бескорыстного служения своему народу. Кубанские деятели культуры рискуют прослыть неблагодарными наследниками.

В третьем томе генерального каталога Краснодарского краевого художественного музея (редактор Ю.А. Солодовников) одна из ошибок касается детища Ф.А. Коваленко – Художественного Кружка, который был одной из важнейших сторон деятельности Екатеринодарской городской картинной галереи. Кружок объединил лучших людей города и края в деле организации будущего художественного училища (до революции – Школа Живописи и Рисования), распространения и популяризации знаний об искусстве, широкой выставочной и благотворительной деятельности.
Организационное собрание, на котором было решено создать Кружок состоялось 7 июня 1909 года, а не в 1911 году, как сказано в вышеупомянутом издании минкульта. А первое заседание правления – 5 сентября того же года. Председателем Кружка Ф.А. Коваленко избрали сразу на организационном собрании. К этому событию предварительно были отпечатаны бланки с приглашением на собрание по делу учреждения Кружка от 5 июня 1909 года. Документы о деятельности Кружка, хранящиеся в фондах Крайгосархива, свидетельствуют об очень серьезной подготовке Ф.А. Коваленко к организации этого объединения. У Кружка были специальные бланки для различных документов (для внутреннего пользования и переписки с иными организациями и инстанциями), печать. Последняя дает возможность уточнить официальное название Кружка, которое звучит следующим образом "Художественный Кружок при картинной галерее им. Ф.А. Коваленко".
Кружок был общественной опорой основателя музея в реализации многих идей, как сейчас принято говорить, проектов и инициатив в области художественного образования. Ему нет равных и в современной музейной деятельности в крае. Документы, касающиеся деятельности Кружка, наиболее полно представлены в фондах Крайгосархива. К сожалению, эти документы редко используются при подготовке даже юбилейных изданий. Так, масса неточностей и ошибок обнаруживается при знакомстве с выпущенным министерством альбомом к 100-летию Краснодарского художественного училища (автор текста А.Л. Филиппова).
Среди документов, собранных в фондах ГАКК, особый интерес представляет "Личный состав Художественного Кружка". По сути, это финансовый документ, в котором отражен не только полный состав членов Кружка, но и вносимые ими членские взносы на нужды объединения по годам.
Судя по записям, это был единственный сводный документ о численном составе Кружка. Первоначально список членов объединения был составлен в алфавитном порядке. Затем фамилии новых членов дописывались по мере их поступления. Список возглавлял Почетный Президент, профессор Императорской Академии художеств (далее ИАХ) И.Е. Репин. Первоначальный состав был представлен 12 членами-учредителями Кружка, 7 почетными членами (в числе которых упоминаются 2 члена-учредителя И.Н. Дицман и Н.М. Калашников). После перечисления вышеназванных членов Кружка приводится список под названием "действительные члены" из 49 человек (включая самого Ф.А. Коваленко, И.Н. Дицмана и Н.М. Калашникова). Всего в документе представлены 94 фамилии. Самая поздняя запись в документе датируется 25 декабря 1918 года. Это резолюция Ф.А. Коваленко напротив двух имен (вероятно, супругов) Свирских, Льва Рафаиловича и Татьяны Васильевны. Резолюция, скорее всего, подытожила записи за 1918 финансовый год. Она звучит следующим образом: "Деньги не получены, членами считаться не могут". Членский взнос все годы существования Кружка составлял 3 рубля в год. Не сильно обременительная сумма по тем временам. При этом напротив многих фамилий отметки о сдаче взносов отсутствуют. Следует отметить, что в записях 1917-1918 годов есть отметки об уплате взносов в размере 5 (А. Петрова), 10 (Рабинович, Мелещенко), одна фамилия написана неразборчиво) и даже 15 рублей (П. Леин).
Известно, что к 1918 году основной состав Кружка был представлен 68 членами. Под № 70 было зарезервировано место, а в графах отсутствуют персональные данные члена Кружка. Достоверно известно, что в 1918 году изъявили желание вступить в Кружок 18 человек, из которых взносы уплатили только семеро.
Бесстрастный финансовый документ дает исследователям дореволюционной истории Екатеринодара интересную информацию не только о делопроизводстве, но и о существовавших в те годы екатеринодарских традициях и нравах городской элиты.
Членами Кружка нередко становились супруги, т.к. принимать участие в деятельности учреждения культуры было делом престижным, показательным, это поднимало авторитет известных людей, представителей власти, деловой элиты в глазах широкой общественности. Здесь упоминаются такие имена, как их Высокопревосходительство начальник Кубанской области и Наказный Атаман Кубанского казачьего войска Михаил Павлович и Софья Иосифовна Бабычи, председатель педагогического совета 1-й Екатеринодарской женской гимназии Николай Михайлович Калашников и его супруга Софья Мироновна, преподаватель 2-й женской гимназии, Вареники Евгений Константинович и Евгения Михайловна, Преображенский Николай Александрович с супругой (ее персональные данные отсутствуют).
По традиции тех лет, иногда вместо официального адреса проживания членов Кружка упоминаются имена хозяев дома. К примеру, напротив фамилии члена Кружка А.А. Акопджальянц стоит запись "Красная, д. Волика", напротив фамилий Василия Кондратовича и Таисии Григорьевны Рубежанских – "Красная, собственный дом", а рядом с фамилией Султана Давлет Гирея – "Европейская гостиница".
Иногда достаточным было упоминание места пересечения улиц (Насыпная и Екатерининская, В.В. Шахов) или просто улицы (Е.Н. Хаджи-Баронов, Г.П. Кисель-Загорянский, в обоих случаях обозначена Бурсаковская ул., Е.Ф. Сумовская, Николаевский проспект). Видимо, упоминаемые члены организации были хорошо известны горожанам и работникам почтовой службы, приносившим повестки о заседаниях Кружка по таким ориентирам.


Интересен и профессиональный состав Кружка. В него входили художники. К примеру, соратники Ф.А. Коваленко Г.А. Аветисьян, В.М. Ступников, П.С. Краснов, А.Н. Курочкин, А.И. Марин, К.Г. Григорянц, а также преподаватели рисования различных учебных заведений Кубанской области: П.Г. Милованов, О.Л. Минервина, Н.С. Старожилов, Г.Г. Иванов. Встречаются имена преподавателей и других дисциплин: Н.Е. Бедрицкого, В.А. Егунова, преподавателя математики 2-й женской гимназии Л.Г. Тона, музыкального училища Е.Е. Тимонова. Эти люди были опорой для Ф.А. Коваленко в его обширной многотрудной деятельности. И это понятно, ведь предметом главных забот Кружка была Школа Живописи и Рисования, открытая в 1911 году в Екатеринодаре. Интересно, что в состав Кружка входили преподаватели, проживавшие за пределами области. Это преподаватель 3-го кадетского корпуса в Москве В.М. Новиков, инспектор мужской гимназии из с. Петровского в Ставропольской губернии И.П. Аксенов. Один из членов Кружка был некто М.В. Виноградов, который проживал в Петрограде.
Среди членов объединения были люди и других профессий, сочувствовавшие развитию детища Ф.А. Коваленко. Среди них такие известные личности, как заведующий Пушкинской библиотекой Г.В. Доброскок, директор Александровского реального училища В.В. Скидан, помощник управляющего городской чертежной Н.С. Иваненков. В списке встречаются имена работников 1-го Общества Взаимного Кредита А.И. Литовкина, Кубанского Областного Правления Н.А. Лихованова, Государственного Банка В.В. Дегтярева, К.В. Лободы, Кубанского Центрального Союза Мелкого Кредита Л.Н. Кайгородского, членов правлений Черноморской железной дороги С.А. Шавловского, Армавиро-Туапсинской дороги Н.Н. Бутагина. В последних записях по традиции нового времени под фамилией В.А. Меркулова значился работник Комиссариата.
"Личный состав Художественного Кружка" – один из наиболее информационно насыщенных документов фонда, который открывает новые перспективы для краеведов и искусствоведов. Судя по всему, после смерти Ф.А. Коваленко в 1919 года, никто из членов Кружка не решился сделать в нем какие-либо записи. Кружок пережил своего вдохновителя и организатора. Достоверно известно, что его деятельность еще продолжалась в 1919 году. Даже когда в советские годы галерея была преобразована в художественный музей, а деятельность Кружка прекращена, такие его члены, как Г.А. Аветисьян, П.С. Краснов продолжили дело Ф.А. Коваленко, радея за развитие художественного образования в крае.
Уже на первой выставке художников Краснодарского края соратники "кубанского Третьякова" экспонировали свои произведения рядом со своими студентами, будущими известными художниками Н.П. Евсой, В.И. Бирюковым, А.Т Зубцовым, Т.Т. Андрющенко, демонстрируя живую связь поколений.

ЩУРИК Н.Л.,
ст. научный сотрудник
Краснодарского краевого выставочного зала
изобразительных искусств, кандидат исторических наук