Глава из книги «Они жили для Родины»
2449
Глава из книги «Они жили для Родины»
Наверняка, все смотрели художественный фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», вышедший на экраны Советского Союза в 1972 году.
Фильм был снят по повести Бориса Васильева, опубликованной в журнале «Юность» в 1969 году. По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке.
Режиссер Станислав Ростоцкий – сам фронтовик, рассказывал, что фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Но не все знают, что один из эпизодов фильма один в один повторяет реальные события, произошедшие в начале октября 1942 года в предгорьях Кавказа. Это эпизод с Женей Комельковой, уводящей фашистов от своего отряда, блестяще сыгранный Ольгой Остроумовой...
В нашем случае речь идет о подвиге отважной медсестры
краснодарского партизанского отряда «Красногвардеец» Раисы Толстовой.
За давностью времен, в быстро меняющемся мире, в прошедших годах теряются события тех героических лет, когда каждый патриот нашей страны был готов пожертвовать своей жизнью ради свободы своей Родины.
Этот рассказ написан на основе архивных документов и воспоминаний свидетелей того страшного дня, в том числе комсорга партизанского отряда «Красногвардеец» Редько В.П.
5 августа 1942 года Редько в райкоме комсомола узнал, что в Красногвардейском райкоме ВКП(б) сформирован партизанский отряд. Он отправился к первому секретарю Красногвардейского райкома Ряхину А.А., формировавшему этот отряд, с просьбой зачислить его в качестве бойца отряда. Ряхин просьбу Редько удовлетворил. Так Редько стал партизаном.
Среди партизан молодежи было всего 12 человек, из них 8 комсомольцев, в том числе и восемнадцатилетняя Рая Толстова, которая пришла в отряд еще в августе. Редько избрали секретарем комсомольской организации отряда «Красногвардеец».
12 сентября 1942 года командир партизанского отряда «Красногвардеец» Байдиков И.С. обратился к партизанам с призывом к желающим выйти на первую боевую разведывательную операцию. Из строя вперед вышли все коммунисты и комсомольцы. Для первого боевого выхода отобрали 14 самых подготовленных человек.
Весь сентябрь отряд регулярно и успешно занимался разведкой и проведением диверсионных операций в тылу фашистов.
4 октября 1942 года партизаны вышли на очередное задание в район станицы Григорьевской. Цель – перерезать дорогу между станицами Ставропольская и Григорьевская, по которой осуществлялось снабжение немецких войск, стоящих на линии фронта. Ранее в этом районе отряд «Красногвардеец» неоднократно осуществлял нападения на немецкие патрули и колонны, вырезал линии связи, минировал саму дорогу и местность у этих станиц и хутора Церковный.
Партизаны практически целый месяц контролировали дорогу Ставропольская – Григорьевская, не давая фашистам никакой возможности пользоваться ею. Об этом позже, в оперативной сводке от 8 октября, сообщал центральному штабу партизанского движения руководитель краснодарского куста партизанских отрядов Поздняк И.И.
К примеру, в боевой сводке от 20 сентября говорится, что на дороге из засады был уничтожен 5-тонный автобус. Убито 8 немецких солдат. В этой операции особо отличились партизаны: автоматчик Куланов и гранатометчик Черненко. Группа партизан отряда «Красногвардеец» из автоматов обстреляла 2 подводы с 15 немецкими солдатами. В результате обстрела убито 5 гитлеровцев и несколько ранено.
По боевым сводкам к началу октября за 22 дня боевых действий в тылу противника отряд уничтожил 35 немецких солдат и 1 офицера. Вырезал 200 метров телефонной линии между Ставропольской и Григорьевской, а также в нескольких местах порвал телефонную боевую связь противника. Кроме того, отрядом были добыты ценные разведданные о противнике, которые переданы воинским частям. В отряде особо отличились автоматчик Вороненко, разведчик Кислица, бойцы Шабыкин, Черненко и другие.
От базы отряда «Красногвардеец» на горе Щетка до места, которое было выбрано для засады, по прямой примерно 30 километров, а идти по горам, считай, в два раза больше. К тому же рядом линия фронта, немецкие патрули, засады, минные поля. Перемещаться приходилось преимущественно в темное время и без света. Но это не смущало партизан. В любую погоду они выходили на задания и были готовы устроить сюрпризы фашистам.
Боевая операция на 4 октября была тщательно спланирована. На рассвете партизаны прибыли на виноградник, недалеко от дороги, и разбились на несколько групп.
Около виноградника остался заслон из партизан – Лагутенко, Дергаленко, Крючинина и Холоден. Вместе с ними была и медсестра Рая Толстова.
Другая группа из 14 партизан во главе с начальником штаба отряда Ворониным В.А., в которую вошел Редько, расположилась на пригорке рядом с дорогой у станицы Ставропольской около большого оврага, через который был переброшен мост. Несколько человек залегли в кювете рядом с дорогой.
Остальные группы отправились на свои места ближе к станице Григорьевской.
Совсем скоро дозорный доложил, что из Ставропольской движется колонна фашистов. Как выяснилось позже, это была специальная карательная рота, направленная в этот район по запросу командира немецкой части для подавления партизан. И это было не единственное подразделение немцев. Но красногвардейцы об этом еще не знали.
Несмотря на значительное и многократное превосходство гитлеровцев, группа Воронина приняла решение атаковать немцев, рассчитывая на внезапность.
Подпустив фашистов совсем близко, с конца колонны по ним открыл огонь пулеметчик Петр Болгов, а остальные партизаны ружейным и автоматным огнем, гранатами уничтожали фашистов в упор.
Пока шел этот бой, вторая рота фашистов развернулась в боевой порядок и открыла огонь по группе Воронина из автоматов, а потом и из миномета.
Силы были явно неравные, поэтому партизаны начали отступать к своему заслону, оставленному в винограднике.
Но с тыла их уже обходила третья большая группа фашистов. Они шли тихо, крадучись и без выстрелов. Их задача была взять партизан в кольцо и уничтожить.
Рая Толстова, еще рано утром оставленная в заслоне, получила особое задание. Ей определили место вдали от основной группы, в лесу, в кустарнике. Она должна была замаскироваться и наблюдать за местностью, чтобы подать сигнал, если увидит фашистов, а если у партизан появятся раненые, ей надо было оказать им первую помощь и увести в тыл.
Но уводить пришлось отнюдь не партизан…
Рая лежала, укрытая кустарником и прислушивалась к отдаленным звукам жестокого партизанского боя. Это был уже не первый ее выход на боевое задание. Она неоднократно показывала себя с самой лучшей и отважной стороны, поэтому командование отряда было уверено в ней и полностью доверяло.
Вдруг она услышала хруст веток и тихую немецкую речь. Совсем недалеко шли фашисты.
Рая притаилась, а когда фашистская цепь прошла ее, она открыла по немцам огонь из автомата и с криком: «Здесь фашисты!» – побежала в сторону, противоположную той, в которой находились партизаны. Звонкий голос девушки далеко разносился по осеннему лесу.
Немцы посчитав, что она бежит к своим, повернули назад и бросились за ней. Погоня была не очень долгой, но эта передышка позволила партизанам перегруппироваться и уйти от преследования без потерь.
Рая была дважды ранена, в том числе в ногу, и когда, совсем обессилев, упала, потеряв сознание, ее схватили фашисты.
Увидев, что девушка одна и обвела их вокруг пальца, как детей, они озверели. Избив ее, они забрали Раю в штаб, находившийся в станице Григорьевской.
Несколько дней фашисты пытали Раю, стараясь узнать, где находятся партизаны, сколько их, какое вооружение. Но, несмотря на жестокие пытки и издевательства, она им ничего не сказала.
Тогда фашисты заставили ее выкопать яму во дворе штаба и расстреляли отважную партизанку.
В 1948 году останки Раисы Елисеевны Толстовой были перенесены и захоронены в братской могиле в станице Григорьевской вместе с другими патриотами, отдавшими свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.
В 1956 году на могиле был установлен памятник
Так перемешиваются подвиги, описанные в художественном произведении с жестокой правдой войны. И художественный вымысел через года становится вновь открытой правдой.
А. Ряхин. 30.03.2017 г.