Культура:

Будет ли на нашей улице праздник?

14.09.2015

Задаются вопросом кубанские писатели и с надеждой поглядывают в сторону краевой власти. Имея столько литературных объединений, просто грешно не провести в крае праздник литературы российского уровня. Хотя бы в год литературы…

921

Задаются вопросом кубанские писатели и с надеждой поглядывают в сторону краевой власти.

Имея столько литературных объединений, просто грешно не провести в крае праздник литературы российского уровня. Хотя бы в год литературы…

Развитие культуры в регионах напрямую связано с симпатиями местной власти или политических лидеров. Для России это стало традицией. Так, если где-нибудь в республике или области губернатор любит читать книги, то чиновники на местах считают обязательным прививать любовь к чтению книг и молодому поколению.

Но касается это не только культуры, но и других сфер жизни общества. Еще свеж в памяти тот период в новейшей (постсоветской) истории, когда, например, всю страну пытались научить играть в теннис, потому что глава государства обожал этот вид спорта. Теперь у нас другие идолы, а соответственно, и другие пристрастия (горные лыжи, дзюдо). Никто не говорит, что заниматься спортом – плохо, но помимо спорта общество постоянно нуждается в пище духовной, ее может дать только культура, искусство.

Во все века литература была и остается основой основ культуры любого народа, его нравственности, неотъемлемой частью образования.

Сегодня литература в регионах, в том числе и на Кубани, переживает отнюдь не самые легкие времена. Мы перестали называть себя самой читающей нацией в мире, хотя, если судить по названиям, издавать книг меньше не стали. Только вот тиражи нынче мизерные. Да и что у нас издают порой – большой вопрос.

Об этом и о многом другом в редакции "НГК" состоялся недавно открытый разговор с председателем Краснодарской краевой общественной организации Союза писателей России Светланой МАКАРОВОЙ и членом Правления Союза Писателей России, секретарем СПР по работе с региональными организациями, писателем Василием ДВОРЦОВЫМ.

А начали мы нашу беседу за чаем с того, что попросили наших гостей поделиться впечатлениями от недавней творческой поездки в Якутию.

Василий ДВОРЦОВ: Поездка на самом деле оказалась весьма содержательной и полезной в плане более близкого знакомства с самыми отдаленными уголками России. А мне тем более, как секретарю СПР по работе с региональными писательскими организациями, было весьма приятно повстречаться со своими коллегами – якутскими писателями, которые многое делают для того, чтобы сохранить свои язык, традиции, культуру. При этом нужно учитывать, что из-за отдалённости и языковой изоляции этого древнего народа, местным литераторам, только благодаря русским переводчикам, удаётся устанавливать связь с остальным литературным миром. О проблемах удержания и развития профессиональных связей, о возрождении уходящей советской школы переводчиков и говорили на пленуме. Ведь, к сожалению, в последние годы такие поездки писателей по стране не так часты. Главным образом, все упирается в финансовый вопрос.

Светлана МАКАРОВА: Мне было удивительно узнать, что в Якутии в 2015 выходят 125000 экз. книг, среди них и переиздания классиков в переводе на якутский. Правительство республики рекомендовало для обязательного чтения в образовательных учреждениях произведения 100 якутских писателей! Постоянно проходят конкурсы, направленные на повышение качества чтения. При этом население Якутии – 950000 человек. У нас в крае средства на издание кубанских писателей мы последний раз получили в 2000 году. Что к этому можно добавить?..

ДВОРЦОВ: Вообще, если говорить о ситуации в разных регионах, то не только литература, но вся культура России представляет собой этакую лоскутную картину: где-то поддерживается и развивается киноискусство, где-то приоритет отдан литературе, а где-то – музыке и театру. Как правило, это зависит от того, какие личные пристрастия имеет власть.

"НГК": Василий Владимирович, понятно, что вам в силу ваших должностных обязанностей в Союзе писателей России регулярно приходится поддерживать связи с писательскими организациями в регионах. Отличается ли, по вашему мнению, творческая жизнь писательской организации на Кубани от других регионов?

В. ДВОРЦОВ: Я могу однозначно сказать, что на Кубани есть то, чего нет в большинстве других областей и республик. У вас очень много литературных объединений, причем, многие из них существуют очень давно, именно поэтому в каждом новом поколении литераторы Кубани добиваются всероссийского признания. Каждый год мы открываем новые имена в литературе, и всегда среди них имена кубанских поэтов и прозаиков. Например, книги вашего замечательного поэта Николая Зиновьева я встречал в Сибири, там его знают и любят не меньше, чем на родине. А в 2013 году журнал "Москва" присудил премию "Проза года" писателю из ст. Стародеревянковской Степану Деревянко. Это же удивительный рассказчик! Поистине один из лучших в современной России. Пишет небольшие рассказы-зарисовки, почти бессюжетные, но как точно он бьет в сердце! Без слёз не прочитаешь. Отмечу, что человек уже на пенсии. Селькор и машинист экскаватора, писал заметки в районную газету и сочинял рассказы на досуге. Жаль, что так поздно мы о нем узнали.

Светлана МАКАРОВА: Вот ушли из жизни в разное время наши ветераны – И. Варавва, В. Бакалдин, К. Обойщиков, В. Логинов. На их литературном наследии должно воспитываться новое поколение кубанцев и в том числе кубанских писателей.

Мы регулярно проводим семинары с молодыми литераторами, и эта работа приносит свои плоды. Совсем недавно всероссийское признание пришло к нашим молодым писателям, работающим в жанре детской литературы, в частности, к поэту Марине Тараненко и прозаику Наталье Широбоковой. Марина, кстати, в августе получила диплом лауреата международного конкурса детских писателей в Ярославле. Буквально на днях она вернулась из Москвы, где на Международной книжной ярмарке прошла презентация сборника ее стихов.

Следует отметить, что Марина Тараненко – ученица Любови Мирошниковой и Вячеслава Динеки, которые в свою очередь работали с Вадимом Петровичем Неподобой. Это к слову о преемственности.

В любой профессии есть понятие ремесла. Должна быть преемственность, должна быть работа с начинающими литераторами. Она есть, но с каждым годом она все более строится на энтузиазме и подвижничестве, а теперь, пожалуй, только на энтузиазме и подвижничестве.

ДВОРЦОВ: Я могу к этому добавить, что кубанские авторы уже трижды становились лауреатами всероссийского фестиваля-конкурса "Хрустальный родник", который ежегодно проходит в г. Орле. Значение таких конкурсов, проходящих в стране, не переоценить, на них съезжаются участники из разных регионов, знакомятся друг с другом, обмениваются опытом, и это способствует установлению творческих связей. В качестве примера хочу привести ежегодный Всероссийский Некрасовский фестиваль в Вачском районе Нижегородской области, одним из организаторов и руководителем которого являюсь и я. На этот фестиваль региональные писательские организации присылают своих молодых писателей – будущих профессионалов. А Москва поставляет самых лучших современных мастеров. Участники собираются в среднем из 12-15 регионов страны, а фестиваль проходит в селе Клин, там, где было имение отца Некрасова и где поэт написал свою поэму "Кому на Руси жить хорошо?".

"НГК": На чьи средства этот фонд организован? Неужели кто-то из деловых кругов сегодня вкладывает в литературу?

ДВОРЦОВ: К счастью, еще есть такие люди, которые понимают, насколько важно поддерживать культуру. Конкретно, Некрасовский фонд финансируется представителями бизнеса, которые заняты в сфере производства оборонной продукции. Этим они нашим молодым талантам помогают пробиваться в большую литературу. Но это же совсем не новость, это абсолютно нормальная практика любого развитого гражданского общества, которое заботится о своём будущем. Литература – память народа, ей нельзя обрываться. Правда, сегодня, к величайшему моему сожалению, в книгоиздательский бизнес пришли люди, которые не любят литературу.

"НГК": Испокон веков литература и книгоиздательство были синонимами просвещения. Вы считаете, что сегодня это не так?

ДВОРЦОВ: Далеко не так. Я еще раз повторю. Что в книгоиздательском процессе сейчас заняты люди, которые не знают литературу, не хотят ее знать, и не любят ее. У них главная цель – это 200% прибыли на вложенные средства, и они все для этого делают. Несколько крупных картелей в столицах практически монополизировали книжный рынок страны, при их непосредственном участии были уничтожены региональные издательства, перекрыв таким образом возможность печататься провинциальным писателям. На смену им пришли так называемые "пипы" – персонифицированные издательские проекты. Раскручивая "пип", издатели объявляют, что они открывают новые имена в отечественной современной литературе. На самом же деле, "пип" – это всего лишь лицо проекта, в раскрутку которого, как модного писателя, вложили немалые средства. Типичный пример "пипа" – это Захар Прилепин – одно из самых известных имен сегодня. Почитайте хотя бы одно из произведений этого автора – и станет понятно, чем отличается настоящая литература от "пипа". Ведь пишут сегодня Сегень, Попов, Дорошенко, Коняев, Краснов, Агеев. Это крупнейшие прозаики современности, реальные лидеры национального литературного процесса, но вы знаете только Устиновых да Быковых. Как это произошло? Понятно, что не случайно и не само собой. Интеллектуальный читатель не заметил, как с полок вообще исчезла современная русская качественная литература. Книги же профессиональных писателей становятся недосягаемыми для читателя, потому что издаются тиражами в 100, 200, 500 экземпляров – только для своих друзей и коллег.

МАКАРОВА: Есть понятия "русский писатель" и "писатель, пишущий на русском языке". Так вот, Акунин, Пелевин, Дина Рубина — это писатели, пишущие на русском языке. Скажите, какого героя дал нам Пелевин? Какой идеей он зарядил общество? Мне в наших библиотеках сотрудники признавались, что большую часть поступивших новых книг они вынуждены убирать подальше с библиотечных полок. Говорят, что "ЭТО читать невозможно".

ДВОРЦОВ: Но при этом стоить заметить, что некоторые из таких новых изданий библиотекам в обязательном порядке навязывают закупать "свыше".

МАКАРОВА: Библиотеки сейчас не просто хранилища книг, они все больше превращаются в места встреч, клубы по интересам. Мне странно, что литература порой отодвигается на второй-третий план, и организуются кружки рукоделия, вокальные ансамбли, но почему не поэтические студии, творческие литературные мастерские? Объединения любителей, скажем, Пушкина, или поэтов Серебряного века? К сожалению, и наших писателей стали реже приглашать на встречи с читателями.

"НГК": Скажите, а почему среди новых имен в современной российской литературе сегодня так много женщин? Это заметно также и на Кубани: Светлана Николаевна только что назвала трех молодых писателей, и все они – женщины.

ДВОРЦОВ: Я бы уточнил, что русская поэзия переживает сегодня настоящий "женский бум". Так почему это происходит? Наверное, из-за того, что поэзия перестала развиваться формально. Женская поэзия прекрасна по своей сути, по наполнению, но так сложилось, что новые формы в литературе находят только мужчины! А женщины через свои чувства и эмоции как раз и создают новые формы. Значит, можно сделать вывод, что мужики не дорабатывают. К тому же в последние годы в русский язык пришло и приходит по сей день очень много заимствований из западных языков, и это в какой-то степени обедняет нашу речь, затормаживает развитие новых образов. Что-то происходит с языком, он болен несварением, вот и упала форма творчества.

"НГК": А в кубанской писательской организации, как видите, даже председатель – женщина, не говоря уже о той замечательной плеяде талантливых поэтесс, имена которых только что упоминались.

Светлана Николаевна, о проблемах, которые преследуют ваш творческий союз, писали мы не раз. За 8 с небольшим лет, как вас переселили из Дома писателя на ул. Коммунаров, в крае сменилось три министра культуры. При прежних министрах о ваших проблемах никто и слышать не хотел. А с новым министром, Викторией Лапиной, вам уже удалось пообщаться?

МАКАРОВА: Мы встречались с министром в начале лета. Это была моя инициатива. Мы поговорили о накопившихся в Союзе проблемах, в частности, я проинформировала Викторию Юрьевну о том, что сейчас писательская организация переживает очень трудные времена. С каждым годом сокращается финансирование Союза писателей, и сегодня оно почти символическое. При этом появляются молодые писатели, и с ними надо работать, а для этого при Союзе должен быть постоянный литсотрудник. Я уж не говорю о том, что нас на окраине города в Гидрострое очень непросто найти, да и добираться по городским пробкам удовольствие не из приятных. Вот об этом мы и поговорили. Министр пообещала разобраться. Хотя я понимаю, что чудес на свете не бывает…

"НГК": А что с вашей газетой сегодня? Она выходит?

МАКАРОВА: Да, "Кубанский писатель" выходит один раз в месяц, у нее, к сожалению, очень небольшой тираж. Она не продается, и распространяем мы ее по подписке. Деньги, вырученные от подписки, не покрывают затрат на издание. Да вы и сами знаете, что сейчас издавать газету – дело очень затратное.

В этом году нашей газете исполняется 10 лет. К сожалению, бюджетной поддержки за это время мы не получали. Будет обидно, если закроется последняя и единственная литературная газета в регионе.

И еще об одном хотелось бы упомянуть: у нас в крае до сих пор нет ни одной литературной премии. В той же Орловской области их четыре! Очень хотелось бы этот пробел как-то ликвидировать.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ