Культура:

Человек и природа Ямала

11.08.2022

Живопись Владимира Ушакова

Автор: Татьяна Соколинская

1635

С 10 августа по 6 сентября 2022 г. в «Художественной галерее «САНТАЛ» впервые проходит персональная юбилейная выставка живописи Владимира Геннадьевича Ушакова, приуроченная к его семидесятилетию. В экспозицию вошло 30 работ, созданных за 20 лет (пейзажи, портреты, жанровые композиции). Выставка посвящается 177–летию Русского географического общества, созданного 6 (18) августа 1845 года, и проводится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Выставка подготовлена в рамках проекта «Народы России» ООО «Художественная галерея «САНТАЛ» и АНО КПСОЦР Наследие поколений. На фоне выставки проводятся мероприятия проекта, посвященные Дню знаний (1 сентября) и круглые столы, посвященные региональным и национальным культурным традициям народов России.

 

Торжественное открытие выставки состоится 15 августа в 16.00.

 

Владимир Геннадьевич Ушаков родился в 1952 в городе Чусовой Пермской области. Окончил в 1975 году Краснодарское художественное училище, Омский «Знак Почета» педагогический институт им. М. Горького, потом аспирантуру Московского городского государственного педагогического университета. Кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ, член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО. Участник городских, областных, международных выставок и пленэров в Салехарде, Иркутске, Перми, Тюмени, Краснодаре. Международные выставки в составе группы художников «Татука» (искорка) – от Чукотки до Финляндии. Картины Ушакова представлены в музее им. Ивана Шемановского в Салехарде и краеведческих музеях Ямало-Ненецкого автономного округа.

Владимир родился в семье архитектора-строителя, который строил дома не только на Урале, но и в Удмуртии, Хакассии, в Краснодарском крае. В 1969 году семья переехала на Кубань – в станицу Чебургольскую Красноармейского района. Через год он поступил в Краснодарское художественное училище, преодолев конкурс  из 12 человек на место. Большое влияние на начинающего художника и преподавателя живописи оказали Д.П. Солутоглиян, О.А. Салькова и И.И. Корольков. Окончил училище без троек, со средним баллом 4.7. По окончании училища получил распределение в Салехард – единственный город в мире на Полярном круге, административный центр нефтяной и газовой отрасли региона. И там, в поясе вечной мерзлоты, он прожил 44 года. Там  стал не только преподавателем и живописцем, но и одним из создателей знаменитой школы декоративно-прикладного искусства – «ямальская кость». Первоначально население Салехарда было 19 тыс. человек.  Хотя это и был административный центр, но выглядел он как сельское поселение. В данный момент его численность увеличилась до 60 тысяч. И с 2005 года Салехард приобрел статус нового города с чертами европейского стиля. Сейчас он – центр северного туризма, место проведения фестивалей и форумов по различным направлениям – научным, культурным, экологическим и др.

Владимир Ушаков приехал преподавать живопись, рисунок и композицию в культпросвет училище,  на его базе открылась специализация - декоративно – прикладное искусство.  В дальнейшем, когда построили новое здание, училище переименовано в Ямальский многопрофильный колледж, получивший звание «Лучший колледж России».

Преподавательская деятельность здесь велась по трем направлениям: сначала декоративно-прикладное искусство, затем живопись и дизайн. Художник понимал, что нужно искать свой стиль, творческое кредо. Он старался выйти из-под влияния академической школы, которая всегда присутствовала в русской и советской школе изобразительного искусства.

Свою первую персональную выставку Владимир сделал в Салехарде в 1977 году. На ней были представлены пейзажи, портреты и натюрморты. В частности, камерные портреты молодой жены Людмилы, бабушки Хадичи. Они были выполнены в традициях лирического южного импрессионизма с элементами академизма. 

Пять-шесть лет понадобилось, чтобы найти язык более декоративный, близкий традициям северных народов. Не отказываясь от академического подхода, он осознал необходимость следования двум тенденциям, которые помогли ему найти свое место в искусстве. Во-первых, природа, северные ландшафты и эффекты освещения отличны от тех, которые мы видим в Краснодарском крае. И там, на Севере, живопись не может быть легкой, импрессионистической, французской. И еще он понял, что художник всегда идет от земли, используя культуру народа, населяющего эту территорию. Ушаков стал изучать национальное  искусство северных народов: ханты, коми, селькупов и др., у которых изначально был традиционный уклад жизни. Как правило, они были рыболовами, оленеводами, охотниками. Художник полюбил этих людей, которые жили и работали на земле, территория которой больше Франции (750 тыс.кв. километров), суровую природу, когда пленэр возможен только с мая по октябрь, а полярная ночь длится 3 месяца.  Большую помощь в понимании основ декоративно-прикладного искусства оказала стажировка в Абрамцевском художественном училище, где он освоил приемы работы с деревом и костью. Эти декоративные приёмы народного творчества повлияли и на живописный стиль Ушакова. У него сложился особый тип пейзажа, в котором импрессионистические элементы пленэра и академизма сочетаются с фольклорным искусством северных народов, несущих в себе древнее миросозерцание. Если импрессионизм и реализм возможны только как направления новейшего времени, для которого важным является стремление запечатлеть ускользающее мгновение, то народное   искусство неподвержено быстро меняющемуся времени. Здесь время почти равно вечности, оно подчинено неспешным ритмам быта и бытия человека, живущего в суровых условиях Севера.

Любовь к пленэру родилась еще в Краснодаре, но на Севере написать этюд непросто: состояние природы меняется настолько стремительно, что уловить его сложно. Особенно быстро бегут облака, почти мгновенно меняя свою форму, силу и красочность, свет и тень.  Этюды у Ушакова развивают традиции русского пленэра с живописной лепкой формы, передачей всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Многие работы нужно было дорабатывать в мастерской, где установлено, как правило, комбинированное тепло-холодное освещение. Среди пленэрных, близких импрессионизму, работ – «Река Полуй» (2018. Картон, масло), «Закат на полярном Урале» (2022. Картон масло), «Летний день у реки Полуй. 2016. Картон масло), «Весна просыпается» (2016. Картон, масло), «Ямальские просторы» (2016. Картон, масло) и др. Городские пейзажи логично продолжают линию пленэрной живописи, но в них уже присутствует эстетика пейзажа-картины, где помимо передачи состояния присутствует и повествовательность: «Салехардский дворик» (2017. Картон, холст, масло), «Салехард. У Сбербанка» (2014. Холст, масло). Часто в пейзажах, где главным персонажем является ландшафт, возникают стилевые приемы монументальности, обобщенности, передающие напряжение: «Суровый полярный Урал» (2017. Холст, масло), «Салехард. Комбинат» (2014. Картон, холст, масло).  Монументальность и величие северного пейзажа присутствует в пейзаже-картине «Казым – Мыс» (Холст, масло), находящейся в музейном собрании г. Салехарда. Она стала символом, визитной карточкой Ямало-Ненецкого автономного округа, ее часто репродуцируют, переводят в принты (постеры), которые дарят  гостям. А гора Рай-Ис является самым известным туристическим местом («Полярный Урал». 2006.Холст, масло) округа. Для местных жителей, которые сохраняют древние традиции культа Природы, она сродни японской Фудзияме.

Горы, реки, лес, тундра – все это живое и одухотворенное на холстах Ушакова, который сумел прочувствовать и понять культурные архетипы северных народов. И отношение его к главной реке тех мест – Оби – имеет характер, выходящий за рамки рационального. Обь – самая глубокая река в России (64 метра) и достаточно широкая (3 километра), поэтому никакой человеческий гений не в состоянии построить мост через нее, который бы не смыло первым паводком. Она и кормилица, и место сакральное, на берегах которого рождаются мифы и легенды. Ей мастер посвятил множество работ – пейзажи и жанровые произведения.

В пейзажной живописи возникает и тема истории Севера, в том числе и трагической. В работе «У Обдюркского острога» (2016.Холст, масло) присутствует память о первых русских переселенцах, которые не по своей воле «осваивали» северные просторы. Другие несли русскую культуру, православие в эти дикие места, стоили церкви. В работе ««Обдюркский острог» (2011. Холст, масло) исторический аспект сочетается с бытовым, повседневным. На фоне отреставрированных деревянных храмов 17 века идет сегодняшняя жизнь: люди празднуют какое-то событие, возможно, проводят ярмарку.

Жанровые картины часто, так или иначе, являются частью пейзажа, либо городского, либо природного. Они посвящены северной тематике, жизни местных жителей. В работе «Скоро соревнования» (2022. Холст, масло) изображена ярмарка, приуроченная ко Дню оленевода. Мы видим на переднем плане членов жюри, которые эмоционально обсуждают, как проводить различные виды соревнований - на оленьих упряжках, собаках или «Буранах».

Художник создает энциклопедию жизни северных народов, каждый из которых имеет свою специализацию в зависимости от места обитания. Те, что жили дальше от реки, в тундре, занимались разведением оленей, те, что рядом с рекой- рыболовством, жители леса – охотой. Традиционно происходит разделение труда на женский и мужской. Например, мужчины делают нарты («Урок мастерства». 2002. Холст, масло); женщины выделывают оленьи шкуры («Женщина, выделывающая шкуру оленя». 2022. Холст, масло), рыбаки возвращаются домой с богатым уловом («Улов».2022. холст, масло).

Многие жанровые работы невозможно понять, если не знаешь фактов из повседневной жизни людей, на которых они основаны. В работе «Готовится оленья переправа» (2022.Холст, масло) речь идет об осенней переправе через реку для проведения стада северных оленей. Чтобы олени и другие животные смогли пройти через реку, оленеводы должны промерить русло реки. На картине «Ритуал с оленем» (Холст, масло) представлено посвящение молодого человека в оленеводы. Работа «Белые олени» (Холст, масло) рассказывает о уникальных оленях-самцах, чью шерсть используют в основном для одежды девочек.

В целом картины художника реалистические, его интересует история и современность, бытовая жизнь современных народов Севера и история его освоения. В других работах присутствует сказочный символизм, основанный на легендах и мифах ненцев, ханты, коми, селькупов.  К примеру, в самом названии народа селькупов, которых сейчас осталось 2 тысячи человек, присутствует миф о сотворении человека. Они называют себя сел – «почва, земля» и куп – «человек» и считают, что их родила Мать-земля. Это один из самых древних малочисленных народов Севера, зафиксированных в «Повести Временных лет» (тогда их называли самоеды) и в исторических летописях о Ермаке. Владимир Ушаков представляет образы современных селькупов, чье главное занятие рыболовство, в диптихе «Селькупский шаман в черном» (2006. Холст, масло) и «Селькупский шаман в белом» (2006.Холст, масло), а также «Улов» (2022. Холст, масло). Шаманские костюмы селькупов сшиты в Доме культуры мастером Александром Кушнир, который сам и позировал художнику.  

 Очень важны в творчестве Ушакова символические композиции, основанные на фольклорных образах. В триптихе «Сихарки» он воскрешает древние предания о дооленеводческом народе - сихарках – светловолосых и голубоглазых людях очень маленького роста, которых вытеснили под землю нашествия ненцев-оленеводов. Они переселились в сопки и стали подземными жителями, выходя на поверхность тундры по ночам или в туман, потому что не выносят солнечного света. Их любимое время года – долгая зимняя ночь, тогда они отправляются на охоту и несутся по тундре в упряжках, запряжённых белыми полярными волками навстречу северному сиянию.

Одна их немногих картин («Красный дракон 501 – й стройки».  2017. Холст, масло) написана в стиле сюрреализма. Она посвящена неудачному строительству железной дороги в Норильск в пятидесятые годы, осуществляемой силами заключенных. При попытке построить зимник-мост через Обь – поезд затонул в реке, и все люди погибли. Таким образом, ясно, что в картине о Красном драконе исторические события переходят в разряд философских и мифологических. И здесь художник говорит не только о конкретной истории освоения Севера, но и о противостоянии Природы и Человека, и в данной ситуации не в пользу последнего. Отсюда и выбор сюрреалистического языка, когда речь идет об экологических проблемах глобального масштаба.

– Ушаков создал целую галерею портретов местной интеллигенции, деятелей искусства, политиков, общественных деятелей. Это портрет художника, кандидата исторических наук, члена СХ Надежды Талигиной  (ханты), портрет хантыйского певца Алексея Варламова, первого ненецкого композитора Семена Няруйя, поэта Романа Ругина, Президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Сергея Харючи, кандидата искусствоведения Антонины Макаровой, сенатора Федерального собрания РФ Юрия Неелова, первого художника по резьбе по дереву Геннадия Хартаганова, ненецкой певицы фольклорных песен Елены Сусой, художника-прикладника по обработке меха Алены Хороля, главного редактора ненецкой газеты «Нарьяна-Нгерн» и многих других. Если в раннем портретном искусстве автор ценил камерные, психологические черты людей, то со временем его все больше интересуют типические черты, присущие тому или иному народу. Он все больше создает репрезентативные, парадные портреты, в которых уделяет внимание национальным костюмам, атрибутам профессиональной деятельности портретируемых.

Все население Ямало-Ненецкого округа составляет 540 тыс. человек. Из них коренных народов намного меньше, чем приезжих (примерно 50 тысяч человек), поэтому значение творчества Владимира Ушакова выходит за рамки чистой эстетики. Оно имеет культурологическое и экологическое значение.  Художник все 44 года своей жизни в Ямало-Ненецком автономном округе участвовал в деле сохранения культуры малых народов Севера России.

Сейчас он с семьей вернулся на Кубань, но величие северных пространств не отпускает его. И в своей мастерской он создает новые картины, навеянные воспоминанием о прожитых годах, об уникальных людях, с которыми его свела судьба.