Культура:

Что такое этюдный метод и почему он так необходим?

30.09.2020

В Краснодарском театре драмы готовят премьеру: «Три сестры» А. П. Чехова на новой Открытой сцене, режиссер Мария Селедец

Автор: Редакция «НГК»

4870

Новая для театра не только сама площадка, но и способ репетиций: спектакль создается путем этюдного метода.

 

       Этюдный метод работы с актером впервые был предложен Константином Станиславским – основоположником теории о психологическом жизнеподобном театре. Это метод действенного разбора материала, способ проб того или иного явления в пьесе (конфликта, событийного ряда, характера персонажа) вне «застольного периода». То есть этюдный метод – процесс поиска заложенных самим автором ключей к раскрытию образов героев, обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.

       «То, что можно высидеть за столом и то, что логически откладывается в голове во время читок – это имеет отношение к рациональному. А в этюдном методе ты непосредственно окунаешься в особую атмосферу, познаешь материал на эмоциональном уровне. Интуитивно ты идешь к персонажу – от себя и через себя, приходя к какому-то результату. Зачастую этот путь самый верный» – актер Георгий Хадышьян – исполнитель роли Чебутыкина (Доктора). 

       Этюд сцены (фрагмента) –  основа этюдного метода. В ходе такой пробы – психофизической по своему типу – происходит сопоставление реальной жизни с жизнью пьесы. В ходе этюда действия актера на площадке могут расходиться с прописанными автором действиями его персонажа. Это побуждает к анализу роли, уточнению и проработке ее нюансов. Именно так находится точечный контакт сценического произведения с подлинной жизнью, волнующей и актера, и зрителя.

       «Я постиг многогранность моего героя. Благодаря этюдному методу можно исследовать те стороны персонажа, его характера, души, биографии, которые не явно прописаны в самой пьесе» – актер Филипп Душин – исполнитель роли Андрея Прозорова.

       Главная задача этюдов в репетиционном процессе – проверка на правду. Как правило, эти этюды не носят показательного характера, поскольку являются творческой пробой, действенным поиском. Каждый раз они могут идти по-разному, в зависимости от состояния исполнителей и их импульсов. Это позволяет в первую очередь найти и оправдать черты характера героя, его эмоциональное состояние, жизненные приоритеты и отношение к другим персонажам.

       «Я однозначно понял, что мой персонаж – нигилист. Он всегда в отрицании. Всегда против всего, даже против себя самого»  – актер Михаил Дубовский – исполнитель роли Солёного.

       Важная составляющая этюдного метода – импровизация. Это не означает совершенный уход от пьесы. Это творческий порыв, имеющий все же свою структуру: конкретный персонаж в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Например, в ходе этюда несколько актеров проверяют отношения между их героями. В основу берется не сцена из пьесы, а обстоятельства, в которые они могли бы попасть. Это может быть спор на тему, дуэль, азартная игра и т.п. – что-то, что непременно выведет ситуацию на противоречия между персонажами. Обычно в таком случае совсем не обязательна привязка к авторскому тексту и репликам.

       И тогда в ходе этюда актерам, поставленным в непрописанную ролевую ситуацию, помогает действовать их жизненное нутро, интуиция, их эмоциональное восприятие происходящего. Другими словами, проверяя правду жизни пьесы, они вынуждены действовать по правде жизни как таковой. Тогда и раскрываются поведенческие черты их героев – людей реалистичных, чувствующих и мыслящих.

        «Я поняла одну глобальную вещь, репетируя этюдами: если что-то не получается, нужно идти от себя, тогда ты не соврешь» – актриса Арина Савельева – исполнительница роли Натальи.

       Мария Кнебель – ученица К. Станиславского и продолжатель его традиций – отмечает в своей работе «О действенном анализе пьесы и роли» важность партнерской поддержки и заинтересованности в процессе. Она принимает во внимание, что на первоначальном этапе репетиций этюдным методом исполнитель не сразу может побороть смущение, физическую скованность, неловкость от импровизационно произносимого текста. И именно поэтому она настаивает на коллективном сплочении в этом непростом творческом поиске, который помогает актеру на площадке раскрепоститься, почувствовать себя свободно. В результате это позволяет будущему спектаклю наполниться неподдельной искренностью, чувственностью и естественностью.

Премьера спектакля «Три сестры» А. Чехова запланирована на первую половину октября. Следите за новостями театра драмы на официальном сайте и в соц.сетях.

 

А. Громовикова