Культура:

Что значит быть русским?

24.06.2025

Диалог со зрителем на тему о загадочной душе

Автор: Галина Ташматова

1090

Обмен  постановками между региональными театрами стал для кубанского зрителя окном  в мир  современного театрального искусства. Театров в России много, уровень мастерства у них разный. Посетить спектакли  самых заслуженных и известных – жизни не хватит, а онлайн-трансляции  полноты ощущений не дают. Даже самые талантливые театральные операторы не могут передать  ту самую «незримую  паутину, которой окутывают зрительный зал создатели спектакля».

Это меткое определение театрального таинства я  услышала 5 июня 2025 года  на пресс- конференции в г. Краснодаре по случаю гастролей в кубанскую столицу» Российского академического театра драмы имени Федора Волкова из города Ярославля. Еще он именуется «Первым русским театром драмы им. Ф. Волкова» и ведет свою историю с  1750 года. Для сравнения, Большой театр основан в  марте 1776 года, на 26 лет позже волковского.

С такой древней  родословной оставаться  заштатным, равнозначно посредственным  детям великих родителей. К счастью, эта участь минула театр драмы имени Федора Волкова.  На рубеже первой четверти XXI столетия  генетика самой высшей пробы  зримо фонтанирует в творчестве этого коллектива.

Задел нескольких поколений служителей  театра имени Федора Волкова обязывает  быть на острие времени. Но, говоря со сцены о дне сегодняшнем,  волковцы смело оперируют категориями  вечности, не размениваясь на моду и конъюнктуру.   

На пресс-конференции с  художественным  руководителем театра Волкова Валерием Кирилловым, главным режиссёром Александром Созоновым  и ведущей  актрисой театра  Маргаритой  Проворотовой я задала гостям провокационный вопрос:  «Что значит быть сегодня русским театром ?»  Ответ пришел после  просмотра спектакля  «Айвазовский. Три стихии», которым открылись гастроли театра в Краснодаре.

Личность Ивана Константиновича  Айвазовского ( Гайвазовского), русского живописца и графика, одного из самых известных маринистов XIX века, коллекционера и мецената, живописца Главного морского штаба, действительного тайного советника до сих пор остается в мировой живописи одной из самых обсуждаемых. Одни склонны считать его гением от Бога, другие чуть ли не коммерсантом от живописи.

Постановка в жанре «мультимедийный байопик» представляет  Айвазовского перед Небесным судом. Стороны по делу художника   его ангел-хранитель и адвокат дьявола.

Попытка  препарировать муки творчества и гордыню с помощью  живописи, музыки,  поэзии, анимации, балета, театра  побуждает зрителя к размышлениям: « Так кто же  на самом деле художник Иван Айвазовский?!»

Даже Максимилиан Волошин — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, лично знавший Ивана Айвазовского, отзывался о  его наследии двояко: «Айвазовский сыграл крупную роль в судьбах русской Феодосии. Блестящий романтик моря, виртуоз облаков и воздуха, — «кистью» Айвазовского было принято восхищаться не менее, чем «кистью» Брюллова, — он наполнил город, где мальчиком он разносил кофе, славой своего имени и придал ему тот характер итальянского «маэстризма» не очень высокого полета, в который сам был влюблен. Айвазовского не следует судить по произведениям второй половины его творчества, когда он фабрично повторял самого себя; славой своей он обязан не этим олеографиям. Он действительно передавал когда-то живой трепет великолепного моря, по которому к пьяцетта Догале его родного города подходили вспарусненные корабли «надменной» и «лукавой» Генуи. Врожденное чувство этой пышности озолотило колорит его ранних произведений…» Спектакль ультрасовременен и интернационален.

Обращение   к творчеству армянина  Айвазовского, прославившего свое Отечество,  как нельзя лучше подчеркивает русскость этого театра и многовековую традицию  - считать русским того, кто   служит России и ее народу. Ведь  главное наше богатство вовсе не в обширной территории, а в многообразии народов, населяющих ее и считающей  своей.

Постановка ««Айвазовский. Три стихии» была принята краснодарцами с особой теплотой   еще и потому, что  в коллекции Краснодарского художественного музея находится восемь произведений  Ивана Айвазовского, три из которых передал городу создатель музея Федор Коваленко.

В год двухсотлетия со дня рождения художника (2016 г.) в «Новой газете Кубани» была опубликована статья Сергея Левичева «Великий маринист», в которой он  подчеркивал, что в молодости художник был внешне похож на Пушкина. Такие же бакенбарды, живое, слегка некрасивое лицо, умные глаза. И огромное, гениальное ощущение поэзии моря.

Исполнителю главной роли спектакля  Эрику Тарханидису  блестяще удалось передать  сходство художника  с юным Пушкиным. И для поэта и для художника талант стал  испытанием.

Три года назад в Краснодаре, на углу улиц Ставропольской и Старокубанской, буквально в паре остановок от улицы, носящей имя Ивана Айвазовского был открыт памятник художнику.

А в июне нынешнего года Иван  Айвазовскиий  «вернулся» в наш город в исповедальном спектакле русского театра имени Федора Волкова о русской загадочной душе. Огромное спасибо коллективу театра драмы за эту высокую миссию.


Галина ТАШМАТОВА

В сентябре 2019 года президент России В.В. Путин подписал Указ «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации».