
Диалог со зрителем на тему о загадочной душе
1090
Обмен постановками между региональными театрами стал для кубанского зрителя окном в мир современного театрального искусства. Театров в России много, уровень мастерства у них разный. Посетить спектакли самых заслуженных и известных – жизни не хватит, а онлайн-трансляции полноты ощущений не дают. Даже самые талантливые театральные операторы не могут передать ту самую «незримую паутину, которой окутывают зрительный зал создатели спектакля».
Это меткое определение театрального таинства я услышала 5 июня 2025 года на пресс- конференции в г. Краснодаре по случаю гастролей в кубанскую столицу» Российского академического театра драмы имени Федора Волкова из города Ярославля. Еще он именуется «Первым русским театром драмы им. Ф. Волкова» и ведет свою историю с 1750 года. Для сравнения, Большой театр основан в марте 1776 года, на 26 лет позже волковского.
С такой древней родословной оставаться заштатным, равнозначно посредственным детям великих родителей. К счастью, эта участь минула театр драмы имени Федора Волкова. На рубеже первой четверти XXI столетия генетика самой высшей пробы зримо фонтанирует в творчестве этого коллектива.
Задел нескольких поколений служителей театра имени Федора Волкова обязывает быть на острие времени. Но, говоря со сцены о дне сегодняшнем, волковцы смело оперируют категориями вечности, не размениваясь на моду и конъюнктуру.
На пресс-конференции с художественным руководителем театра Волкова Валерием Кирилловым, главным режиссёром Александром Созоновым и ведущей актрисой театра Маргаритой Проворотовой я задала гостям провокационный вопрос: «Что значит быть сегодня русским театром ?» Ответ пришел после просмотра спектакля «Айвазовский. Три стихии», которым открылись гастроли театра в Краснодаре.
Личность Ивана Константиновича Айвазовского ( Гайвазовского), русского живописца и графика, одного из самых известных маринистов XIX века, коллекционера и мецената, живописца Главного морского штаба, действительного тайного советника до сих пор остается в мировой живописи одной из самых обсуждаемых. Одни склонны считать его гением от Бога, другие чуть ли не коммерсантом от живописи.
Постановка в жанре «мультимедийный байопик» представляет Айвазовского перед Небесным судом. Стороны по делу художника его ангел-хранитель и адвокат дьявола.
Попытка препарировать муки творчества и гордыню с помощью живописи, музыки, поэзии, анимации, балета, театра побуждает зрителя к размышлениям: « Так кто же на самом деле художник Иван Айвазовский?!»
Даже Максимилиан Волошин — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, лично знавший Ивана Айвазовского, отзывался о его наследии двояко: «Айвазовский сыграл крупную роль в судьбах русской Феодосии. Блестящий романтик моря, виртуоз облаков и воздуха, — «кистью» Айвазовского было принято восхищаться не менее, чем «кистью» Брюллова, — он наполнил город, где мальчиком он разносил кофе, славой своего имени и придал ему тот характер итальянского «маэстризма» не очень высокого полета, в который сам был влюблен. Айвазовского не следует судить по произведениям второй половины его творчества, когда он фабрично повторял самого себя; славой своей он обязан не этим олеографиям. Он действительно передавал когда-то живой трепет великолепного моря, по которому к пьяцетта Догале его родного города подходили вспарусненные корабли «надменной» и «лукавой» Генуи. Врожденное чувство этой пышности озолотило колорит его ранних произведений…» Спектакль ультрасовременен и интернационален.
Обращение к творчеству армянина Айвазовского, прославившего свое Отечество, как нельзя лучше подчеркивает русскость этого театра и многовековую традицию - считать русским того, кто служит России и ее народу. Ведь главное наше богатство вовсе не в обширной территории, а в многообразии народов, населяющих ее и считающей своей.
Постановка ««Айвазовский. Три стихии» была принята краснодарцами с особой теплотой еще и потому, что в коллекции Краснодарского художественного музея находится восемь произведений Ивана Айвазовского, три из которых передал городу создатель музея Федор Коваленко.
В год двухсотлетия со дня рождения художника (2016 г.) в «Новой газете Кубани» была опубликована статья Сергея Левичева «Великий маринист», в которой он подчеркивал, что в молодости художник был внешне похож на Пушкина. Такие же бакенбарды, живое, слегка некрасивое лицо, умные глаза. И огромное, гениальное ощущение поэзии моря.
Исполнителю главной роли спектакля Эрику Тарханидису блестяще удалось передать сходство художника с юным Пушкиным. И для поэта и для художника талант стал испытанием.
Три года назад в Краснодаре, на углу улиц Ставропольской и Старокубанской, буквально в паре остановок от улицы, носящей имя Ивана Айвазовского был открыт памятник художнику.
А в июне нынешнего года Иван Айвазовскиий «вернулся» в наш город в исповедальном спектакле русского театра имени Федора Волкова о русской загадочной душе. Огромное спасибо коллективу театра драмы за эту высокую миссию.
Галина ТАШМАТОВА
В сентябре 2019 года президент России В.В. Путин подписал Указ «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации».