Культура:

«Чтобы раскрыть преступление в настоящем – нужно раскрыть преступление в прошлом»

02.09.2021

13 сентября на канале ТВ-3 стартует одна из главных телепремьер предстоящей осени – сериал «Историк» с Павлом Артемьевым в главной роли

Автор: ТВ-3

1719

Сценарист, продюсер, оператор-постановщик, а также режиссёр нескольких серий Олег Кириченко рассказал, как жил с этим проектом несколько лет.

Олег, почему на главную роль был выбран именно Павел –непрофессиональный актёр, для которого это первая главная роль в карьере?

Павел нам полностью подошёл. Он обаятельный, необычный, нестандартный, он отличается от всех от нас. Он запоминающийся. Таких вот кудрявых парней я мало знаю (смеётся).

Его кандидатуру я предложил изначально, хотя не все и не сразу восприняли её. Но чем дальше мы снимали, тем всё больше и больше он раскрывался вместе со своим героем, и всё больше и больше хотелось наблюдать за ним. Лично мне неинтересно смотреть детектив, в котором есть только убийство и поиск убийцы. Мне хочется наблюдать за персонажем – в данном случае, за историком, за тем, как он всё проживает.

Главный герой одержим некой фантастической идеей «криминальной цикличности». Что это вообще такое? И кто её придумал?

Идея полностью моя. Я долго думал над тем, что могло бы объединять много разных серий одного проекта, и как-то раз мне пришла в голову мысль про цикличность. В истории все циклично. В политике всё циклично. А почему не может быть и криминальной цикличности? В этом случае преступление, которые было совершено в прошлом, рано или поздно начнёт повторяться в будущем. Кому могла прийти в голову такая идея? Скорее всего – историку, то есть человеку, который погружён в историю и видит, что история в тех или иных событиях повторяется. И дальше он понимает, что преступления, которые не были раскрыты, повторяются, - выступают как незакрытый гештальт.

Кроме того, в конце каждой серии мы стараемся вынести итог. Не просто показать, что добро победило зло. Но поставить вопрос, что подвигло человека на зло? Кто довёл его до этого преступления? И кому нужно больше сопереживать - жертве или убийце? Этот момент неоднозначности возникает очень часто. Далеко ходить не нужно – достаточно вспомнить страшную трагедию сестёр Хачатурян. Безусловно, есть правосудие и есть преступление, которое должно быть расследовано, а преступник должен понести наказание. Но кто здесь на самом деле преступник? Кто виноват? Чтобы поднимать такие темы в сериале, у нас есть главные герои, которые в любой ситуации остаются людьми.

Почему вы не стали брать за основу сюжета реальные громкие преступления, до сих пор не раскрытые?

Мы думали об этом, и я много читал об известных исторических преступлениях, особенно, из позапрошлого века. Но во-первых, логика преступников прошлого нам также часто неизвестна, и её приходится выдумывать – а куда приятнее придумывать логику преступления с чистого листа. Кроме того, у реальных преступлений могли остаться реальные свидетели и пострадавшие, их родственники, потомки – те, для кого это напоминание будет болезненным и кто не хотел бы это снова увидеть.

Судя по кадрам с площадки зрителю действительно стоит приготовиться к очень жестокому и кровавому кино?

Мне кажется, у нас не так много крови. Для меня этот проект как большой комикс, состоящий из ярких цветных картинок, где есть всё – включая, конечно, и кровь. К тому же, наш главный герой не только историк, но и художник – он рисует комиксы. И когда мы в сериале рассказываем о преступлении из прошлого, то мы показываем комиксы – картинки.

Как так вообще получилось, что преподаватель вдруг увлёкся комиксами?

Его тема – преступления из прошлого. Он хорошо изучил и занял эту нишу, и со временем она стала приносить ему основной доход. Когда я придумывал этот сериал, у меня был внутренний девиз: чтобы раскрыть преступление в настоящем – нужно раскрыть преступление в прошлом, а чтобы раскрыть преступление в прошлом – его нужно увидеть, то есть представить и зарисовать. Историк сначала просто зарисовывал преступления прошлого, а потом решил заниматься комиксами. Когда наш персонаж думает – он рисует.

А вам самому нравятся комиксы?

Читать не нравится, а рассматривать и листать картинки – очень!