Культура:

Чудя

14.07.2025

Культурный проект «Родная речь»

Автор: Редакция «НГК»

80

Хрисанова Ольга Петровна. Родилась я  в 1981 году. С пяти лет  посещала профессиональные занятия по изобразительному искусству. Окончила с красным дипломом Сочинское училище искусств. В   девятнадцать лет стала студенткой института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге. Академия художеств – это своеобразная Мекка для художников. Под ее высокими сводами учились все, или почти все, великие русские художники. Быть ее частичкой -  большая честь для молодых дарований. Классическое образование предполагает определенный уровень знаний и умения, не сковывая при этом творческой инициативы.

 Будучи еще студенткой,  осуществила ряд проектов, среди которых скамья любви в парке Ривьера (кованый металл), мемориальная доска (мрамор, бронза) на здании бывшей санэпидстанции, где долгие годы работал известный в городе человек, спасший Сочи от малярии С.Ю.Соколов, мемориальная доска А.С.Пушкину в здании городской библиотеки (мрамор, бронза), фонтан любви в парке Ривьера (керамика), из которого можно пить только вдвоем.

Далее были  участия в выставках, как групповых, так и персональных, литература всегда была частью моей жизни. Стихи писала с детства, в подростковом возрасте написала и проиллюстрировала книгу о приключениях хомяков, потом мы издали ее на свои средства и раздарили друзьям и знакомым. Несколько экземпляров хранится у меня и по сей день.

Работа искусствоведа предполагает написание статей и книг на научную и научно популярную тему. Этим я  и занимаюсь в течение последних 20 лет, параллельно пишу художественные рассказы. Свой педагогический опыт реализовала в макете книги-самоучителя для взрослых и детей «Рисуем вместе», она представляет собой иллюстрированное пособие для обучения живописи. Создаю иллюстрации для книг знакомых и друзей.  Так и выходит, что изобразительное искусство в моей жизни тесно переплетено с литературой.

Ч У Д Я

Уже не в первый раз завуч 24-й общеобразовательной школы просит меня подменить педагога на уроках рисования. У них по этой специальности не хватает часов для полной ставки. Мне и самой нравится общаться с детьми. После моей напряжённой работы реставратором в музее дети своей искренней любовью к рисованию наполняют меня оптимизмом ещё на несколько дней.

В этот вечер моросящий дождь, весь день грозивший перейти в ливень, заставил меня ускорить шаг. Я живу на Цветном бульваре, и дорога до дома заняла не более пяти-семи минут. Двор наш был пуст, моя красная "Тоетка" мокла на стоянке перед домом в компании ещё нескольких машин.

Доставая из сумочки ключи, я обратила внимание на мальчика лет восьми, одиноко сидевшего на детской площадке под грибком, укрывавшим от дождя. "Кого-то ждёт", – подумала я, потому что для прогулок погода не располагала. Чай, лёгкий ужин и любимые книги в кресле под светом лампы - примерно так я представляла свой вечер, но судьба распорядилась иначе.

Нет, чай, ужин, книги были. Но выглянув в окно примерно через пару часов, чтобы попрощаться до утра со своей "Ласточкой" (так я ласково называла свою старенькую машинку), я увидела, что мальчик всё ещё сидит под грибком и что-то держит в руках. "Что-то тут не так", – мелькнуло у меня.

Ещё через полчаса мальчик продолжал сидеть на том же месте. Выглянув в очередной раз, я решила узнать, в чём дело. На улице стоял не май, и, хотя в Сочи морозов зимой не бывает, было холодно. Накинув куртку, я вышла на улицу и подошла к детской площадке.

Мальчик в осенней курточке спокойно сидел на лавочке и держал в руках небольшую мягкую куклу с жёлтыми волосами.

– Мальчик, что ты здесь делаешь? – спросила я. – Почему ты не идёшь домой?

– Жду, – ответил он спокойным голосом.

– Кого ты так долго ждёшь? – переспросила я.

– Я жду утра.

– Какого утра? – удивилась я. – Сейчас поздний вечер. Тебе пора уже спать в это время.

– Я жду утра, потому что утром за мной приедет папа.

– Ничего не поняла. Какого папу и почему ты ждёшь его здесь?

– Папа привёз меня к маме, а её нет дома. Завтра утром папа за мной вернётся, вот я его и жду.

Я присела рядом с мальчиком. Он замёрзшими пальчиками перебирал жёлтые волосы куклы.

– Так, расскажи мне всё по порядку, – попросила я и положила ему на руки свою тёплую руку, чтобы согреть.

Мальчик рассказал, что его зовут Александр (не Саша, а именно Александр) и живёт он с папой и бабушкой в доме на хуторе по дороге на улицу Леселидзе. В доме напротив моего живёт его мама, куда он приезжает на субботу и воскресенье.

– Папа меня привёз и уехал, а мама, наверно, забыла. Вот я и жду утра. Утром папа поедет на работу, а в городе у него заработает сотовый телефон. Я ему позвоню, он приедет и заберёт меня.

Как я его ни уговаривала хотя бы зайти ко мне попить горячего чаю с бутербродом, Александр не соглашался. Тогда я спросила:

– Дорогу домой ты помнишь?

Он утвердительно кивнул.

– Так давай я тебя отвезу к папе, вот моя машина.

Было видно, что Александр колеблется. Ему, конечно, говорили родители и педагоги в школе (а учился он во втором классе той же 24-й школы, где я иногда преподавала рисование) не садиться к незнакомым. Тогда я спросила, как зовут его классного руководителя. Оказалось, это Татьяна Сергеевна, с которой я давно знакома.

Я хотела ей позвонить, но Александр сказал: « Не надо, я вас видел с ней много раз»,  и согласился поехать со мной.

Ключи и права у меня всегда с собой. В машине я включила печку, лёгкую музыку, и мы поехали. Как оказалось, очень вовремя - начался давно собиравшийся ливень.

Дорогу по Пластунке я знала хорошо. На каком-то повороте, километров через десять, Александр попросил свернуть направо. Ещё метров через триста по узкой, нелёгкой дороге в гору мы выехали на небольшую поляну. Посередине стоял аккуратный деревянный домик, в котором по-домашнему светились два окна.

Я посигналила. Из дома вышли мужчина и пожилая женщина. Дождь уже закончился, но воздух был ещё напитан свежими влажными каплями. Александр посмотрел на меня тёплым взглядом и сказал:

– Спасибо.

– Не за что, – ответила я.

Он вышел из машины. Мужчина, узнав ребёнка, бросился ему навстречу, взял на руки и быстро унёс в дом. Женщина подошла ко мне:

– Спасибо вам большое! Мы вам ничего не должны?

– Конечно, нет, – ответила я.

Она хотела что-то добавить, но я всё поняла и без слов. Попрощавшись, я развернулась и поехала домой.

В душе бушевали противоречивые чувства: беспокойство, неуверенность, обида – непонятно на кого – и что-то ещё, необъяснимое. Уже подъезжая к дому, я заметила на пассажирском сиденье куклу с жёлтыми волосами, забытую Александром. Возвращаться было поздно – к тому же снова пошёл сильный дождь.

На следующее утро стояла ясная солнечная погода – ничто не напоминало о вчерашнем вечере. Поскольку была суббота и у меня выходной, я решила съездить и вернуть куклу, которую уже успела полюбить. Видимо, в этой истории действительно было что-то странное и необъяснимое.

Дорогу и поворот я помнила точно, но того дома на полянке не оказалось – ни следа, ни намёка. Я проехала дальше, но ничего похожего не нашла. Спрашивала у местных – никто не знал ни дома, ни семьи с таким описанием. После нескольких безуспешных попыток я сдалась.

С тех пор жёлтоволосая кукла живёт у меня. Я назвала её Чудя,  в память о том вечере, который, кажется, и не был совсем реальным.

Позже я подумала: кукла осталась у меня не просто так. Будто Александр подарил мне её на память. Если когда-нибудь у меня будет сын, назову его Александром. Если дочь - Сашенькой.

Ольга Хрисанова