Культура:

«Дети солнца» из Ростовской драмы

14.04.2014

Новые гастроли Ростовского академического театра драмы имени Горького в Сочи прошли с ожидаемым успехом

953

фото: Сцены из спектакля "Ребенок напрокат"

Новые гастроли Ростовского академического театра драмы имени Горького в Сочи прошли с ожидаемым успехом

Прославленный коллектив не раз выступал на сцене легендарного Зимнего театра, успев завоевать искреннюю любовь сочинцев и репутацию "зубров" театрального искусства, мастеров "старой закалки". Впервые за многие годы ростовские артисты приехали, увы, без своего художественного руководителя – народного артиста России Николая Сорокина. Безвременная кончина "Папы", как с нежностью Николая Евгеньевича называют в труппе по сей день, случилась 26 марта 2013 года. Однако общее горе сплотило и мобилизовало коллег Сорокина в желании противопоставить смерти жизнь и беззаветное служение вечному искусству. А сочинские гастроли показали, что ростовчане – в прекрасной профессиональной форме, и знамя Театра Николая Сорокина гордо реет, несмотря ни на что и вопреки всему.
С традиционными аншлагами прошли яркие и музыкальные детские спектакли "Царевна-Лягушка" (по пьесе Д. Голубецкого в постановке И. Морозовой), "Иван-царевич и Серый Волк" (по пьесе Е. Пермякова в постановке И. Морозовой), "Золотой ключик" (по сказке А. Толстого в постановке Д. Голубецкого), "Кот в сапогах" (по пьесе Д. Голубецкого в постановке Н. Сорокина). Они, а также "Ревизор" (по пьесе Н. Гоголя в постановке Н. Сорокина) попали в зону особого внимания управления по образованию и науке администрации города Сочи, поэтому распространение билетов на эти постановки осуществлялось преимущественно через образовательные учреждения.
Отданные на откуп всех желающих комедии "Ребенок напрокат" (по пьесе Ж. Летраза в постановке М. Фегина) и "Школа соблазна" (по пьесе В. Азерникова в постановке И. Морозовой) тоже собрали многочисленных поклонников качественного репертуарного театра, устроивших ростовчанам горячий прием и заслуженные овации.
– Вице-мэр Сочи Ирина Романец даже удивилась, – отмечает гендиректор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин, – что привередливые жители столицы Белой олимпиады, перевидавшие за годы Культурной олимпиады звезд первой величины отечественного театра, проявляют устойчиво большой интерес к творчеству Ростовской драмы. По словам Ирины Васильевны, это показатель мастерства высочайшей пробы. А я, глядя из директорской ложи на неизменно восторженную реакцию ежевечерне завороженного зала, вдруг вспомнил Пушкинские строки: "…И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь".

"РЕБЕНОК НАПРОКАТ"

Любовь, дети, Париж и море французских хитов в исполнении Мирей Матье, Далиды, Джо Дассена... Авантюрную комедию положений "Ребенок напрокат" по пьесе Жана Летраза "Крошка, или Дети портят отношения" известный московский режиссер Михаил Фейгин ставит так, будто следует рецепту бывшего парфюмера царского двора Эрнеста Бо, бежавшего из России после революции 1917 года и создавшего для мадам Коко аромат "Chanel Nº 5": с бергамотом и лимоном – в верхних нотах; с ирисом, корнем фиалки, жасмином, ландышем и розой – в нотах сердца; с амброй, сандаловым деревом, мускусом и ванилью – в базовых нотах. Как и Бо, Фейгин демонстрирует нам нарочитую искусственность, противоречащую природе, а не тщетно пытающуюся подражать ей. Это новый сценический "аромат", но… такой знакомый и такой обожаемый!
Как в телепрограмме "Кабачок "13 стульев", герои здесь танцуют и поют не своими голосами – голосами богинь и богов французского шансона. Как во французских кинокомедиях прошлого века, легкость бытия на сцене принимает фантастические формы, но нисколько не смущает, а, наоборот, действует, как шампанское. Даже в сценографии Фейгин использует традиционные символы, вызывающие определенный условный рефлекс. Фотоизображение Эйфелевой башни на заднике пробуждает "свежесть чувств". Портновские манекены и стильные платья-костюмы на актерах не дают ни на минуту забыть о мире от-кутюр. Витая лестница с художественным литьем и изящный комод то и дело обыгрываются, как танцевальный пилон – "привет" от мира мюзиклов. "Шествие" с флагами Франции действует, как катализатор чувства патриотизма. Дети и герои на роликовых коньках, натянутые через сцену веревки с "лимитирующими" жизнь взрослых пеленками и простынками, детские фотографии в прологе и эпилоге погружают зал в формате коллективного бессознательного в умильные параллели с собственным детством и детством своих детей. И все это благодаря Фейгину, а также художнику Валентине Сергеевой, художнику по костюмам Наталье Пальшковой, ответственному за музыкальное оформление Олегу Коваленко и хореографу Наталье Клещевой.
Вот и сюжет поначалу напоминает что-то, правда, из русской классики: все смешалось в доме Фонтанж – сынок главы мыловаренной фирмы Эдмонда (заслуженный артист России Олег Ширшин) не хочет учиться, а хочет жениться. Точнее, вынужден, т.к. у юного Жака (Борис Касьянов) появился ребенок, о чем незадачливому бонвивану сообщила роковая красотка Лулу (Елена Золотавина), нагрянувшая "в ритме танго". В том же танцевальном вихре развиваются события в жизни сестры Жака, очаровательной Кристианы (Екатерина Березина), и секретаря Эмонда Огюста (Вячеслав Огир): влюбленный юноша рискует потерять предмет воздыханий, т. к. отец девушки во избежание разорения планирует выдать дочь замуж за компаньона по бизнесу господина Гамбье (Андрей Ребенков). Спасением для брата и сестры становится младенец, которого Кристиана выдает за собственного сына, рожденного от Огюста. Впрочем, ребенок будет втянут и во взаимоотношения Гамбье с Лулу, и Эдмонда с сестрой жены Полиной (народная артистка РФ Наталья Гординская), поэтому напрокат "подкидыша" захотят взять многие.

В кутерьме коллизий образы героев расписаны по нотам: "верхние ноты" – ветреный, но не лишенный благородства Жак, сердобольная и чрезмерно чувствительная мама Жака Анриэтта (Елена Ширшина), взбалмошно-расчетливая Лулу; "ноты сердца" – трогательно красивая пара Кристианы и Огюста (она – роза и жасмин, он – ландыш и ирис); "базовые ноты" – несколько флегматичный, загнанный в угол тиран Эдмонд, холерично-сангвинистичный прохвост и рыцарь наживы Гамбье, меланхоличная старая дева Полина. Героиня Гординской получилась вредной на вид, но добродушной внутри с нерастраченным женским пылом и сильным материнским инстинктом. Ребенок, как искра, воспламеняет в сердце Полины скапливавшийся долгие годы "хворост" жизненных неудач. Теперь это слепяще-жгучее пламя любви…
Динамичная и веселая, легкая и беззаботная история Летраза и Фейгина изобилует сентиментальными моментами, выливающимися в финале в декларацию материнского счастья и пропаганду демографического взрыва, которую вместе с соответствующей песней на русском языке обрушивает на растаявших и взволнованных зрителей героиня Екатерины Березиной. Зал, не жалея своих ладош для рукоплесканий, встает в едином порыве и от всей души – "гармонией упиваясь" и "над вымыслом слезами обливаясь" – благодарит за сказочную симфонию чувств.
"ШКОЛА СОБЛАЗНА"

Комедия Валентина Азерникова в постановке украинского режиссера Ирины Морозовой – удачная попытка "поверить алгеброй гармонию": реализм на грани цинизма, но не без "эха" романтизма. Если "Ребенок напрокат" – о горстке сладкой ягоды, то "Школа соблазна" – о двух ведрах горькой. Благо, место действия – парк (сценограф – Николай Сорокин, художник-оформитель – Валентина Сергеева, художник по костюмам – Наталья Пальшкова, музыкальное оформление – Олег Коваленко, хореограф – Наталья Клещева).
Каждое воскресенье молодые бабушки Соня (Татьяна Полищук) и Алла (Наталья Гординская) собираются в парке, чтобы погулять с внуками и обсудить личные дела. Невольной свидетельницей их бесед становится недавно родившая немногословная Кира (Елена Золотавина). Она внимательно слушает, как более опытная Алла наставляет Соню в делах сердечных, любовник Сони Артем (заслуженный артист РФ Сергей Власов) никак не решится уйти от жены. И, в конце концов, советы по форсированию романа в направлении брачных уз привели к ожидаемому результату, правда, с очень неожиданными последствиями. Выясняется, что советы легко давать другим, но не себе.
Центром "Солнечной системы" спектакля почти сразу становится героиня Гординской, смачно комментирующая под одобрительный гул зала постулаты искусства обольщения и под аплодисменты лихо отплясывающая иллюстративный искусительный танец. Алла настолько убедительна в роли мастера пикапа, что иные юные особы из числа публики вот-вот готовы достать блокноты для конспектов.
Нельзя без наслаждения смотреть на талантливую актрису, купающуюся в материале и дающую разновозрастной аудитории универсальные ответы на злободневные вопросы-чаяния. Тем эффектнее переход от упоения своим могуществом к "разбитому корыту". Но и здесь Наталья Николаевна "на коне". Боль ее героини от измены мужа настолько велика, что не позволяет чувствам выйти наружу. Прагматизм поведения и достоинство вызывают искреннее восхищение у женской половины зала.
В свою очередь, мужчины с трудом подавляют сочувственный вздох, когда герой Сергея Власова, брошенный женой и любовницей, вдруг на одной ножке возле скамейки, "где разбиваются сердца", начинает скакать по воображаемым нарисованным квадратам. Эпизод с игрой в классики, блистательно прожитый актером, без слов раскрывает внутреннее состояние человека, неожиданно утратившего веру в себя и провалившегося в "безвременье". Подобных эмоционально-ситуативных решений-находок в постановке немало почти у всех исполнителей. Власов применяет их виртуозно.

Героиня Елены Золотавиной, пытающаяся построить свое личное счастье на несчастье других, производит впечатление ограниченной и прямолинейной особы, что лишь усиливает создаваемый образ беспринципной хищницы. Упрощение с каждым разом схемы обольщения потенциальных мужей раскрывает и примитивные намерения Киры, и мотивы ее поступков.
Героиня Татьяны Полищук, напротив, довольно симпатична своим простосердечием. Когда ее заблуждение насчет любовника рассеивается, она в знак женской солидарности уходит от Артема. И в знак той же солидарности снова быстро находит общий язык с обманутой Аллой. Эпизоды общения Сони с бывшим мужем Михаилом (Денис Рогожников) – неуклюжим "нюней", то рвущим штаны, то нелепо очерняющим жену в глазах конкурента, то отказывающимся воспользоваться возможностью "сходить налево", исполнены жалости друг к другу и неподдельной заботы. На поверку это важнее, чем быстротечная страсть к Артему.
Из Плутонов-Эрид, хороводящих вокруг солнечной Аллы, нельзя не заметить местного неутомимого "перпетуум-кобеле" Стаса (Евгений Климанский) – орудие мести для стервозной Киры, вездесущую тележурналистку (Анастасия Шапаренко) с верным телеоператором (Сергей Голотвин) и, конечно же, колоритного дворника Фатиму (Ольга Васильева), усердно метущую дорожки парка. Со свойственной восточной женщине невозмутимостью и сочным акцентом, Фатима, воспитывающая шестерых детей, предлагает "трем девицам под окном" иную модель семейного счастья мужчины: "Зульфия мой халат гладит у доски, шьет Гюли, Фатима штопает носки…" Причем, какие-то доли секунды публика, кажется, разделяет эту точку зрения (настолько авторитетно и мудро она сформулирована).
Однако Алла, в конце концов, пойдет своим путем – напишет книгу о доктрине обольщения и дождется из трехмесячного вояжа Артема, с которым строила "ячейку общества" 20 лет. И уже Артем в качестве бывалого обольстителя начнет инструктировать женившихся Михаила и Стаса:
– Звонишь ей, приглашаешь в театр. Мол, встретил приятеля, актера, отказаться неудобно. Пьеса – дрянь, но парень хороший, учились вместе. Она ни в жизнь не пойдет без парикмахерской, и у тебя – три часа на личную жизнь!
Вот такой хеппи-энд, абсолютно одобренный сочинцами (отдельные залпы смеха во время спектакля сами становились поводом для всеобщего веселья).
МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ

Москвичка Нина Федулова, по образованию медик, отдыхает в одном из сочинских санаториев. Сначала повела внучку на детский спектакль, а потом решила сама сходить на взрослые. Нина Вячеславовна признается, что не ожидала увидеть столичный уровень мастерства в постановках регионального театрального коллектива.
– Мне импонирует праздничный стиль ростовчан, их эмоциональная заразительность, – сказала она. – Я раньше никогда не видела спектакли этого созвездия талантов. И вот после "Ребенка напрокат" не смогла отказать себе в удовольствии посмотреть "Школу соблазна". Очень смеялась! Молодцы!
Мнение Нины Федуловой разделяют преподаватель Светлана Лабкаева из Краснодара и музыкант Ирина Унашева из Воронежа. По мнению Светланы Петровны, артисты из Ростова-на-Дону – "дети солнца", иначе невозможно объяснить солнечную атмосферу представлений.
– "Дети портят отношения" Жана Летраза я видела в Московском театре имени Маяковского в постановке Семена Стругачева с Ольгой Прокофьевой в одной из главных ролей, – делится Лабкаева. – Ростовский вариант, по-моему, более удачен. А "Школа соблазна" привела в полный восторг! Пьеса балансирует на грани пошлости, однако спектакль получился удивительно интеллигентный…
– Я отдыхала в Сочи в ноябре 2010-го и вдруг узнала из афиш о гастролях ростовской труппы, – рассказывает Унашева. – Попала на "Вишневый сад" и "Королеву". И четыре года назад, и сегодня спектакли буквально покорили! Благодаря Николаю Сорокину, я неожиданно для себя услышала "голос" Чехова и увидела настоящую Раневскую, которую играла Наталья Гординская! Это гениальная и многогранная актриса: до чего же она разная в "Ребенке…" и в "Школе…"!
Многие из опрошенных зрителей признавались в давних симпатиях к искусству "сорокинцев". Случай свел в зрительном зале и с двумя молодыми представителями Ростовской драмы. Администратор Кристина Ивашенцева, по образованию бухгалтер, но своевольная Мельпомена призвала девушку на службу в новом качестве.
– Корни любого решения всегда ищешь в сердце, – объясняет Кристина. – Я из семьи работников культуры, поэтому с детства моя стихия – искусство. Но то, что все дороги ведут к нему, осознала сравнительно недавно. Так и пришла в Ростовский театр драмы. С радостью помогаю всем, чем могу. Параллельно впитываю разумное, доброе и вечное, излучаемое со сцены моими коллегами. К примеру, ситуацию "Школы соблазна" зритель примеряет на себя бессознательно. Сидишь и размышляешь: как бы в предлагаемых обстоятельствах поступила ты. Конечно, определенное количество ошибок, отмеренное судьбой, совершишь в любом случае. И все же если есть шанс обойти лишние грабли, надо им воспользоваться. Это необыкновенно полезный жизненный практикум!
Виталий Николаев четыре года назад окончил факультет рекламы Московской финансово-юридической академии, а также курсы кинопроизводства и даже снял в качестве режиссера-сценариста игровой короткометражный фильм "Успеть влюбиться" (премьера состоялась в московском кинотеатре "Пионер", сейчас ролик размещен в "YouTube"). Иными словами, творчество Виталию не чуждо, а мир закулисья очень даже близок. В Ростовский театр драмы мама впервые привела его в трехлетнем возрасте.
– Это был спектакль "Скрипач на крыше" по мюзиклу Джерри Бока и Джозефа Стайна, – вспоминает Николаев. – С тех пор театр стал для меня вторым домом, где я обретаю душевный покой. Мне близки идеи, которые пытались донести до публики через свои постановки Михаил Фейгин и Ирина Морозова. Подлинное взаимное чувство – нежный росток, который пробьет дорогу к солнцу через асфальт любых испытаний...
Выяснилось, что Виталий – младший сын исполняющей обязанности директора Ростовского академического театра драмы имени Горького Ольги Николаевой (старший сын – финансовый аналитик, живет и работает в Москве). Эстафету Сорокина его соратница и единомышленница Ольга Степановна вот уже год несет, прилагая максимум усилий для сохранения формата "будто Николай Евгеньевич живой".
– Он так организовал наш творческо-производственный процесс и формировал бизнес-планы, – говорит Николаева, – что и в его отсутствии спокойно можем проработать три года... В начале октября 2013-го отметили 150-летие театра, а недавно на здании установили мемориальную доску в честь Николая Евгеньевича. Во время торжественной церемонии неоднократно подчеркивалось, что Сорокин создал репертуарный театр на юге России, в котором никогда не услышишь пошлости. А губернатор Ростовской области Василий Голубев напомнил о 150 сыгранных ролях, 40 годах работы в театре, о том, каким обаятельным человеком был Николай Евгеньевич – "с душевным притяжением". И еще сказал: "…Он создал многие проекты, например, фестиваль "Русская комедия", который никогда не должен умереть". Гендиректор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин предлагал еще прошлой осенью провести на сцене Зимнего театра гастроли труппы в виде визитной карточки "Русской комедии" с нашими спектаклями и лекциями членов фестивального жюри, мастер-классами ведущих артистов нашего театра, различными театральными выставками. Мол, таким образом можно было бы дать старт масштабным гастролям по стране в память о Николае Евгеньевиче. Замысел вдохновляющий! Почему бы не воздвигнуть еще один нерукотворный памятник Сорокину? Будем работать над воплощением…