
Воспоминания, факты, события
224
Вышла в свет новая книга Петра Хрисанова, почетного академика РАХ, кандидата искусствоведения, члена Союза художников России, директора сочинского музея имени Д.Д. Жилинского. Называется она «Картина для рамы. Штрихи к истории Сочинского художественного музея имени Д.Д.Жилинского».
Это учреждение культуры, наряду с Зимним театром и морвокзалом, являются сегодня украшением города Сочи и его визитной карточкой. К сожалению, неумолимое время стирает в памяти важные детали бытия, забываются имена созидателей, преображавших нашу жизнь.
Хрисанов своей книгой пытается исправить это упущение. Глава девятая его издания названа персонально «Виктор Викторович Колодяжный».
Имя этого человека, столь хорошо знакомое жителям южной столицы, стало частью российской истории. О заслугах дважды героя Труда Кубани написано много. Однако Петр Хрисанов, показывает его с неожиданной стороны, через призму своего детища – музея. От этого приема повествование приобретает большую выпуклость, вроде эффекта лупы.
Среди героев новой книги Петра Хрисанова действуют и другие реальные люди, хорошо известные в нашем крае. Именно потому книга «Картина для рамы. Штрихи к истории Сочинского художественного музея имени Д.Д.Жилинского» вызвала у читающей публики неподдельный интерес. Отдельные факты из жизни ее героев, ранее не известные, воспринимаются сегодня, как легенды. Запечатленные глазами непосредственных участников они приобретают для будущих поколений особую значимость.
Познакомился Петр Хрисанов с Виктором Колодяжным в 2004 году, вскоре после избрания Виктора Викторовича на пост мэра г. Сочи. Показательно, что инициатива знакомства принадлежала градоначальнику, а не музейщику. Вновь избранным чиновникам на первых порах не до музеев с театрами. Здесь же все произошло с точностью до наоборот. Виктор Колодяжный, знакомясь с городом и горожанами, по личной инициативе, в числе первых объектов для знакомства избрал Зимний театр и музей. Вот как вспоминает в своей книге об этом времени автор Петр Хрисанов:
«В 2004 году у Сочи появился новый глава города. Все стало стремительно меняться. Город моментально почувствовал твердую руку и покорился. Ожили депутаты, не говоря про городских и районных чиновников. Повсюду начался масштабный ремонт. Высокий, крепкого телосложения мужчина, пятидесяти лет (примерно), всегда одет в черный свежевыглаженный костюм с идеально чистой обувью, объезжал все стройки города. Он был неутомим. Казалось, что он не нуждается в отдыхе. Радовало и то, что очень твердая и порой жесткая мужская воля была еще и очень ясно выраженной. Я сразу понял, что всякие ссылки на обстоятельства и просьбы войти в положение можно забыть, и лучше после первого раза.
Не останавливая прием пациентов, начались ремонты больниц. Ремонтировали одновременно Зимний театр и Художественный музей. Не помню, как театр, а мы не прекращали работать не на один день…»
После этой судьбоносной встречи началась в судьбе Художественного музея новая светлая полоса. Строитель по первому образованию Виктор Колодяжный выбрал для ремонта музея строительное управление Н. И. Евгеньева. У этого коллектива была лицензия Минкульта РФ, позволяющая ремонтировать и реставрировать архитектурные памятники. Ни одна другая строительная компания г. Сочи, а их в городе уже тогда было немало, подобной лицензии не имела. Строительное управление Н. И. Евгеньева располагало к тому же мощной производственной базой. Профессиональному строителю Колодяжному с опытом руководства не только СМУ, но и крупным трестом, консультанты не требовались. Он с первого знакомства определил состоятельность управления и доверил именно ему работу, которую будут оценивать не только сочинцы, но и все россияне. Как говорила героиня культового фильма «В Сочи хоть раз в жизни отдыхает каждый человек".
«Виктор Викторович Колодяжный бывал у нас каждый день. Он разбирался во всем, так что обмануть его было невозможно. Да никто и не пытался. Вот уже два десятка лет этот ремонт (в целом) держится. Мы, конечно, его постоянно поддерживаем…
Курортный проспект осветился, площадь перед музеем стала называться «Площадь искусств». У музея появилась подсветка, которой никогда раньше не было. Ее вы видите и по сей день. После окончания ремонта стали пополняться и наши фонды. Виктор Викторович приводил всех важных гостей в музей на экскурсии. Так я познакомился со всеми руководителями страны того периода. Первые несколько раз я проводил экскурсии лично. Но примерно раза с пятого Виктор Викторович отодвинул меня в сторону и стал сам показывать и рассказывать гостям музейные экспозиции. Как он - профессиональный строитель сумел освоить неизвестный ему до этого материал, для меня так и осталось загадкой. Работать с ним было одновременно и сложно и интересно. Приведу только один пример. Звонит мне как-то Виктор Викторович в одиннадцать часов вечера, представьте себя на моем месте и спрашивает: «Спишь?» Я говорю: «Нет. Жду вашего звонка.» В моем ответе не было иронии. Глава города шутки понимал, но зачем же искушать судьбу?
- Чтобы через двадцать минут был в музее! И я был вовремя. Думаю, такие слова в свой адрес, могут вспомнить многие работавшие в то время.
Давая (как мне поначалу казалось) невыполнимые задания, он всегда знал, кто и на что способен. В первый раз я ответил, что это невозможно. Виктор Викторович мне сказал: « А ты подумай, и второй раз мне не возражай» Я подумал и нашел вариант, как выполнить его поручение...»
Про тот факт, что мэр держал все ремонты в городе под ежедневным личным контролем, знал на собственном опыте не только Петр Александрович. Участников утренней планерки в кабинете Колодяжного поражал тот факт, что мэр до планерки успел побывать на важнейших объектах и полностью войти в «курс дела». Зачастую не ему докладывали, а он ставил в известность руководителей. Не задремлешь на ходу!
Мэр и директор музея, внешне такие разные, были в чем-то внутренне похожи. Они, не признавались в своих симпатиях. Однако вскоре начали перенимать отдельные черты характера друг у друга, что, безусловно, положительно сказалось на культуре г. Сочи.
«Несколько позже Виктор Викторович решил установить в городе современные скульптуры, поскольку последние двадцать лет властям было не до этого. Я познакомил его с творчеством самого известного в России скульптора – президента Академии художеств России З.К. Церетели. Виктор Викторович пригласил Зураба Константиновича в Сочи с выставкой. Решил все организационно-финансовые вопросы и через месяц на двух больших фургонах в Сочи прибыла персональная выставка Ц.К.Церетели. Сказать, что это была успешная выставка - этого мало. В нашем городе выставок такого уровня раньше не было никогда. Колодяжному нужно было все самое лучшее, что есть в России, в Сочи, но по скульптурам они не договорились. Виктор Викторович спросил у меня: « А ты сможешь сделать скульптуры «Первой учительницы с учениками», «Петра Первого», « Высоцкого»? У меня до этого больших скульптур не было, не заказывали. В себе я был уверен, но зная стремительность главы города, понимал, что один я не успею выполнить всю работу. Вы помните, что Виктору Викторовичу нельзя говорить «нет». И я сказал: «Да!» На следующий день я привел к нему скульпторов Александра Бутаева, Вячеслава Звонова и принес свой эскиз «Первой учительницы». Так они стали лепить большую скульптуру «Петра Первого» ( стоит у морвокзала), а я – учительницу с тремя учениками ( стоит у городской администрации. Скажу, что не все из задуманного мы успели осуществить. Неожиданное повышение Виктора Викторовича прервало многие идеи на разных стадиях. Одна из самых светлых идей, касающаяся открытия Олимпийских игр в Сочи, строилась на том, что за «золотым руном» аргонавты приплывали вовсе не в Грузию, а в Сочи. Мы хотели повторить путь аргонавтов от греческого города Волос до нашего Сочи.
По приглашению главы города Виктора Викторовича Колодяжного в Сочи прибыла делегация из греческого города Волос. Обсуждалось с мэром возможное побратимство двух городов: Сочи и Волоса. Также обсуждался вопрос о возможном прибытии летом корабля «Арго» в Сочи и его стоянка до Олимпиады в сочинском морпорту. Во время плавания «Арго» от Волоса до Сочи его должен был сопровождать современный корабль с журналистами на борту из разных стран. Тогда мне это не казалось фантастикой. «Арго» - это пятидесяти весельное судно, по двадцать пять гребцов с каждой стороны. Каждая страна по дороге в Сочи предоставляла бы профессиональных гребцов-спортсменов. Можно только представить, какой мировой резонанс произвело бы это плавание! Мы хотели дать старт сочинской Олимпиаде. Но, Виктора Викторовича перевели на новый огромный фронт работы в Госкорпорацию «Олимпстрой». Вся наша творческая жизнь, как на графике синусоиды обвалилась вниз. Одна надежда оставалась на то, что вдруг, по закону синусоиды, она снова поползет вверх…»
Состоявшееся двадцать лет назад знакомство Петра Хрисанова с тогдашним мэром Сочи Виктором Колодяжным не только не забывается, оно наполняется все новыми смыслами. Большое видится на расстоянии. Хрисанов пытается передать в своей книге тот творческий подъем, которым были заряжены сочинцы. Их сплотил на почве любви к городу приезжий мэр Колодяжный. Ностальгия по тому времени жива в сочинцах до сих пор. Это было время самых смелых мечтаний и воплощений!
Заканчивается книга директора Сочинского музея надеждой « А пока, каждое утро, собираясь на работу, меня провожает супруга Галина Константиновна. Строго осматривает мой внешний вид. Всегда что-то поправляет в одежде. В это время мне кажется, что она поправляет в моей жизни что-то очень важное. Убедившись, что все в порядке говорит: «Ну, все, иди с Богом».