Культура:

Ейску – 175 лет!

21.08.2023

История купеческого города

Автор: Редакция «НГК»

2063

2023 год для нашего города юбилейный. Мы отмечаем 175-летие со дня его основания. В преддверии праздничных торжеств, которые традиционно совпадают с общегородским праздником «День города», у некоторых ейских краеведов возникла идея «установить и закрепить в уставе города точную дату основания Ейска».

В Российской Федерации, как и в мировой практике, дата основания города определяется датой правового акта, утверждающего либо основание такового города, либо преобразование существующего ранее поселения в городское. В случаях, если точную дату установить невозможно, для исторических городов датой основания считается дата первого упоминания об этом городе в письменном источнике.

Для нашего города этот вопрос, на наш взгляд, не является дискуссионным. Ейск основан по Указу императора Николая I от 6 марта 1848 года как портовый город у основания Ейской косы. В Указе были сформулированы основные цели создания нового города и порта: «Желая преподать жителям Ставропольской губернии и войска Черноморского новые средства к успешному и выгодному сбыту за границу произведений их сельского хозяйства и тем самым способствовать развитию всех отраслей промышленности в этом крае…». Указанная дата внесена в Устав города Ейска. Эта же дата утверждена и статьей 1 Закона Краснодарского края «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае» от 14 декабря 2006 г. № 1145 (с изменениями от 30 декабря 2022 г.)

Инициатива открытия города-порта, которым длительное время и оставался город Ейск, принадлежала войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Рашпилю и наместнику Кавказа – фельдмаршалу Светлейшему Князю Михаилу Семёновичу Воронцову.

После подписания Указа началась активная работа по созданию города-порта, столь необходимого для экономического развития всей области войска Черноморского. В связи с тем, что в городе дозволено было селиться представителям всех сословий без исключения, да ещё и иметь при этом серьёзные налоговые льготы, привело к тому, что на Ейскую косу хлынул со всех концов Российской империи поток желающих поселиться в новом городе. Дальновидный политик и администратор М. С. Воронцов предусмотрел для нового города хороший источник экономического развития и пополнения его бюджета. В городе было дозволено получать купеческие гильдейские свидетельства старообрядцам, которых ранее приписывать в купечество было запрещено. Будучи весьма состоятельными людьми, многие старообрядцы получали участки земли в городе, вносили гильдейские сборы и становились «ейскими купцами», как предки Рябушинских, Коровиных и многих других. Общеизвестен факт, что исторический центр Ставрополя построил ейский купец первой гильдии Поспелов.

Уже весной 1848 года началась деятельная работа по разбивке на местности нового города. Ейск был единственным кубанским городом, который сразу же стал строиться по единому плану. Принято говорить о том, что генеральный план Ейска создал сам М. С. Воронцов. Вряд ли это так. Скорее всего, непосредственной разработкой генплана руководил чиновник по особым поручениям при Наместнике – князь Григорий Григорьевич Гагарин. Ученик Карла Брюлова, получивший серьёзное художественное образование в Италии и Франции, Гагарин был автором проектов целого ряда дошедших до наших дней зданий, крепостей и целых городских кварталов по всему Кавказу. Кстати сказать, он же составил и проект Ейского Михаило-Архангельского собора. Гагарин воплотил в проекте задумки Воронцова, который лично курировал создание и претворение в жизнь плана городской застройки.

Первый проект генерального плана 3 мая 1848 года наказной атаман Черноморского казачьего войска Н. С. Заводовский из Тифлиса направил начальнику войскового штаба генералу Г. А. Рашпилю. В своём отношении он писал: «Покорнейше прошу Ваше превосходительство поверить (план) … с положением Ейской косы, в отношении удобства расположения построек, сделать, в чём будет нужно, перемены и потом вернуть ко мне с Вашими заключениями, сколь можно поспешно».

Получив план, Г. А. Рашпиль без отлагательств, по-военному, взялся за дело. Уже 28 мая он дал указания председателю Войсковой межевой комиссии подполковнику Генерального штаба по корпусу военных топографов Петру Васильевичу Немировичу-Данченко (родственнику известного театрального деятеля последующей эпохи) немедленно направить на Ейскую косу топографическую экспедицию во главе с начальником чертёжной части комиссии подпоручиком В. М. Павленко. В состав её предписывалось включить двух «землемерческих учеников»: урядника Гукова и казака Друзякина, а также 10 пеших и 5 конных казаков из станиц Стародеревянковской и Старощербиновской по назначению сыскного начальника Ейского округа и первого начальника портового города Ейска есаула Петра Литевского. Ему же предписывалось обеспечить экспедицию всем необходимым для работы. Снаряжение экспедиции составляли: две землемерных цепи, 30 трёхсаженных вех, колья и колышки для провешивания линий на местности, а также 3 плуга с волами и погонщиками для нарезки первых улиц.

В задачу Павленко входила топографическая съёмка местности и измерение городской черты, включающей, помимо общей площади по плану, и выгонные земли, без которых населению будущего города нельзя было бы содержать домашних животных по действовавшим нормам.

Ейск первоначально не должен был выходить за пределы ещё оставшихся земляных валов крепости Ханский городок и потому на плане он имел достаточно причудливые, «крепостные» очертания.

Исходной точкой городской черты должен был стать северный фас Ханского городка, расположенный «на гребне берега Ейской косы». Экспедиция должна была выполнить работы «без всяких отлагательств». Одновременно экспедиция Павленко должна была отмежевать земли под поселения на косах Долгой и Камышеватской.

Подпоручик, несмотря на короткие сроки, со своей задачей справился с честью и уже 14 июня 1848 года направил уточненный план «поселения при Ейской косе» в Екатеринодар. По-видимому, в первоначальный план были внесены изменения. В нём не было определено место под строительство собора, лишь в письме Заводовского упоминается о том, что «питейный дом» на одной из городских площадей, обозначенный в плане, необходимо перенести в другое место, «так как на той же площади проектируется церковь и вблизи её допустить подобное заведение не должно».

В первоначальном варианте генплана не было учтено и то, что на территории Ханского городка уже располагались хутора казаков Старощербиновской станицы. Павленко их нанёс на план «как уже существующие дома и усадьбы». Они располагались, в основном, в северной части города, над обрывом и вблизи Таганрогского залива.

Размеры будущего города были: с севера на юг – 910 сажень (1941,58 м), с запада на восток – 1450 сажень (3093,72 м).

Таким образом, уже к середине лета 1848 года город был практически разбит на местности и готов к приёму своих жителей, ждавших заселения на Ейской косе.

Ход работ в новом городе проинспектировал М. С. Воронцов во время своего объезда подведомственных территорий. Для его встречи на месте уже разбитого на местности города командованием войска было решено устроить торжественную встречу в знак благодарности за помощь и поддержку.

Описание этого события впервые дано в Кавказском календаре за 1855 год. Это же описание повторяется, со ссылкой на Кавказский календарь, в работе протоиерея о. Максима Прозоровского «Из летописи Покровской церкви гор. Ейска».

Его же, с незначительными подробностями, приводит в своём описании города протоирей о. Тимофей Стефанов. В его изложении это событие описывается так: «Открытие города и порта совершилось 19 августа 1848 года следующим порядком. Сперва отслужено было благодарственное Господу Богу молебствие с водоосвящением духовенством станицы Старо-Щербиновской; при пушечных выстрелах провозглашено было многолетие Августейшему Монарху Николаю Павловичу, царствующему Дому, наместнику кавказскому князю Воронцову, епископу Кавказскому Иеремии и Черноморскому воинству, по окроплении святою водою места для будущего города и порта, князь Воронцов, в короткой, но прочувствованной речи, выразил свои надежды относительно будущности города Ейска и, дав обещание принимать в судьбе его живое участие, провозгласил город и порт открытыми. Таганрогское купечество со своим уполномоченным в памятный день открытия города прислало Святое Евангелие, крест, потир, дискос, звездицу, лжицу, копьё и блюдце для будущего первого храма; на верхней доске подаренного Евангелия сохранилась следующая надпись: «От Таганрогского купеческого общества усердное приношение в день прибытия в новооткрытый портовый город Ейск его сиятельства князя Михаила Семёновича Воронцова 19 августа 1848 года для предполагаемого к построению в оном первого храма».

Найденные местными краеведами в архивах сведения о том, что эти торжества, не имевшие юридического значения, проходили в другие дни августа 1848 года, на наш взгляд, никак не влияют на дату основания города, уже определённую законодательно. Внесение этой даты в Устав города также нецелесообразно, ввиду того, что имеются существенные разночтения, а сама дата проведения торжеств, несомненно происшедших в августе 1848 года, юридической силы для определения «возраста» города не имеет.

Ратующие за внесение таких изменений в Устав считают, что они могут служить обоснованием празднования Дня города Ейска. Это совсем не так. По данным Википедии «День го́рода – ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням». Общего правила установления этого праздника не установлено. Каждый город и регион избирают его самостоятельно с учётом местных условий.

До 1920 года традиции праздновать дни основания городов в Российской империи не было. Такая традиция возникает в СССР после войны, когда в 1947 году торжественно праздновалось 800-летие первого упоминания в летописях города Москвы. Эта традиция было поддержана на местах. Первый день города Ейска прошёл 26 сентября 1948 года, когда праздновалось его 100-летие. После этого празднования проводились, как правило, во второй половине сентября (после начала учебного процесса в учебных заведениях города). Сами праздники проводись нерегулярно, только в крупные юбилейные даты.

Традиция ежегодного празднования Дня города сложилась уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Наиболее масштабными были мероприятия 1988 года (140-летие города). Они проходили на городском стадионе. В 1990-е годы единого Дня города не было. Его часто совмещали и с открытием сезона, и с Днём независимости России.

Решение проводить День города в третьи субботу и воскресенье августа было принято в 1996-1997 годах. Это мотивировалось тем, что в нём могут принять участие и отдыхающие, что будет способствовать повышению статуса города как курорта. Кроме того, по дате проведения в интервале 14–28 августа это было близко к дате торжественного открытия города по старому стилю. В тот момент это не вызывало сомнений у представителей различных религиозных конфессий.

Решение проводить День города в третью субботу-воскресенье августа было одобрено краевой администрацией и в 2006 году закреплено в законе Краснодарского края.

В год юбилея хочется пожелать нашему любимому Ейску процветания на многие годы!

А. Иванов, Заслуженный работник культуры Кубани, лауреат премии С. Ф. Бондарчука