На этой неделе исполняется ровно сто лет со дня гибели Лавра Корнилова
2146
2018-й–год трагических годовщин, долгое время остававшихся в забвении, столетие многих кровавых и печальных дат, идущих из того 1918 года, когда Россия разрывалась на части гражданской войной. Одним из самых заметных событий того времени, изменивших весь ход братоубийственного конфликта, стала гибель командующего Добровольческой армией Лавра Георгиевича Корнилова, случившаяся неподалеку от станицы Елизаветинской. На этой неделе со дня этой трагической даты исполняется ровно сто лет.
В эти бурные весенние дни Добровольческая армия, прошедшая свой «Ледяной поход» от Ростова до Екатеринодара, приступила к штурму кубанской столицы. Чаша весов непрестанно колебалась: несмотря на подавляющее численное превосходство большевиков, белым почти удалось взять город. Свой штаб Корнилов расположил на ферме, недалеко от станицы Елизаветинской, куда в ходе артиллерийского обстрела и попал снаряд, прервавший земную жизнь генерала.
Вот как описывает это Антон Деникин в своих «Очерках русской смуты»:
«С раннего утра 31-го, как обычно, начался артиллерийский обстрел всего района фермы...
Был восьмой час. Глухой удар в роще: разметались кони, зашевелились люди. Другой совсем рядом — сухой и резкий...
...
— Ваше превосходительство! Генерал Корнилов... Предо мной стоит адъютант командующего, подпоручик Долинский, с перекошенным лицом и от сдавившей горло судороги не может произнести больше ни слова. Не нужно. Всё понятно.
Генерал Корнилов был один в своей комнате, когда неприятельская граната пробила стену возле окна и ударилась об пол под столом, за которым он сидел; силой взрыва его подбросило, по-видимому, кверху и ударило об печку. В момент разрыва гранаты в дверях появился Долинский, которого отшвырнуло в сторону. Когда затем Казанович и Долинский вошли первыми в комнату, она была наполнена дымом, а на полу лежал генерал Корнилов, покрытый обломками штукатурки и пылью. Он еще дышал... Кровь сочилась из небольшой ранки в виске и текла из пробитого правого бедра... Я наклонился к нему. Дыхание становилось все тише, тише и угасло. Сдерживая рыдание, я приник к холодеющей руке почившего вождя...»
Тело Корнилова было погребено ночью: на пустыре за немецкой колонией Гначбау, в 50 верстах от Екатеринодара. Крестов не ставили, сами могилы сровняли с землей. Но уже на следующий день большевики, занявшие Гначбау, первым делом бросились искать якобы «зарытые кадетами кассы и драгоценности» и случайно отрыли могилу и отвезли тело генерала в Екатеринодар, где оно, после долгих издевательств, было сожжено.
Лишь много лет спустя потомки смогли воздать должное вождю Белого дела. На месте гибели Корнилова воздвигнут мемориал, где каждый год, в день смерти генерала, казаки проводят Корниловские поминовения. Ожидаются подобные мероприятия и 14 апреля сего года.
–Ничего особенного мы в эту годовщину не планируем, – рассказал корреспонденту «НГК» атаман Екатеринодарского казачьего отдела ККВ Виктор Светличный, – всё-таки траурная дата, какие-то пышные торжества не уместны. И всё же ожидается достаточно представительное поминовение: интерес народа к личности генерала Корнилова и, соответственно, к месту его гибели растет с каждым годом. Мы ожидаем от трех с половиной до пяти тысяч участников: ожидаются казаки не только со всех отделов ККВ, но и с Дона, Калмыкии, Ставрополья. Мы направили приглашение губернатору Краснодарского края, а также депутатам ЗСК. После молебна планируется торжественное прохождение казачьих парадных расчетов, выступления творческих коллективов и спортивные мероприятия.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ