Культура:

I Международный кинофестиваль Irida присудил Гран-при российскому фильму «Коробка»

19.12.2016

Торжественной церемонией награждения победителей и грандиозным джазовым гала-концертом в Сочи завершился I Международный кинофестиваль Irida, проходивший при поддержке Министерства культуры РФ и администрации курорта с 10 по 16 декабря

6766

Торжественной церемонией награждения победителей и грандиозным джазовым гала-концертом в Сочи завершился I Международный кинофестиваль Irida, проходивший при поддержке Министерства культуры РФ и администрации курорта с 10 по 16 декабря.

Фестивальное жюри возглавляли режиссер и продюсер, член Европейской киноакадемии и народная артистка РФ Вера Глаголева, а также Эллиот Гроув, продюсер, сценарист, организатор и основатель крупнейшего фестиваля независимого кино в Великобритании Raindance.

Конкурсную программу – 12 новых фильмов производства России, Великобритании, Грузии, Белоруссии, Мальты, США, Японии – оценивали мэтры европейского, американского и российского кино Карл Бардош, Лоуренс Фолдс, Нейл Маккартни, Ираклий Квирикадзе, Ольга Будина, Сергей Новожилов, Мохий Кандур. В числе почетных гостей были Виктор Ерофеев, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко, Нинэль Шацкая, Антон Макарский, Екатерина Волкова, Анна Большова… В рамках фестиваля его именитые участники с удовольствием проводили мастер-классы. Бесплатные внеконкурсные и ретроспективные показы более 40 российских и зарубежных лент для сочинцев и гостей курорта шли сразу на нескольких площадках Большого Сочи – в кинотеатрах «Родина», «Комсомолец», «Восход», «Стар-Синема», в городском доме культуры «Юбилейный»…

А в уютном киноконцертном зале роскошного Radisson Blu Paradise Resort & Spa, расположенного в считанных метрах от Черного моря в Олимпийском парке, кипели нешуточные страсти во время обсуждения картин-претендентов на статуэтку «Ирида», олицетворяющую древнегреческую богиню радуги. В итоге ею удостоены в номинациях: «Лучшая режиссура» – Вано Бурдули за фильм «Лето замерзших фонтанов» (Грузия/Россия), «Лучшая мужская роль» – Кахи Кавсадзе и Дагун Омаев за фильм «Тэли и Толи» (режиссер Александр Амиров, Россия/Грузия), «Лучшая женская роль» – Чиеко Мацубара за фильм «Шелест листьев Юзу» (режиссер Коджи Камизоно, Япония), «Лучшая операторская работа» – Джордж Стил за фильм «Гозо» (режиссер Миранда Боуэн, Великобритания/Мальта), «Лучший сценарий» – Эдуард Бордуков за фильм «Коробка» (Россия).

Гран-при Sochi International Film Awards (SIFA) достался картине режиссера Эдуарда Бордукова «Коробка». «За большой вклад в мировой кинематограф» фестивальными статуэтками награждены (посмертно) актеры Владимир Зельдин, Алан Рикман и режиссер Анджей Вайда.

Специальными призами жюри отмечены: режиссер Сергей Потапов за фильм «Божество Дьёсегёй» (Россия), режиссер Константин Фам за фильм «Брут» (Россия/Украина/США/Беларусь/Румыния/Израиль), режиссер Николай Бурлак за фильм «Лиризмы» (Россия), режиссер Аскарбий Нагаплев за фильм «Черкешенка» (Россия), сценарист Джейн Клементс за фильм «Действуй» (Rush, США). Приз прессы присужден картине «Рыба-мечта» (режиссер Антон Бильжо, Россия/Эстония), приз президента SIFA – ленте «Подводя итоги» (Taking stock, режиссер Мейв Мёрфи, Великобритания).

Победители смогут принять участие в проекте «Эхо SIFA» в рамках «Недели российского кино» в Великобритании и в Raindance Film Festival в 2017 году.

О фестивале рассказывает его учредитель и президент – кинопродюсер, сценарист, поэт, доктор филологических наук Любовь БАЛАГОВА-КАНДУР:

– Презентация нашего проекта с успехом прошла в рамках 69-го Каннского кинофестиваля. Нашу инициативу поддержали Министерство культуры и Министерство иностранных дел РФ, Посольство Российской Федерации в Великобритании, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сенатор от Кабардино-Балкарии Арсен Каноков и мэр Сочи Анатолий Пахомов. Нашими международными партнерами стали Британский институт кино (BFI) и Raindance Film Festival (Лондон, Великобритания).

В условиях, когда кто-то активно дружит против кого-то и сгущаются политические тучи, радуга – предвестница мира и стабильности, символический мост между грозовым фронтом и голубым небом. Мы не политики, а художники, работающие с душами людей. Наша задача – объединение россиян, британцев, Европы и мира через кино как метафору жизни. Для меня кино – это высокая поэзия, а фестиваль Irida – моя миротворческая миссия и мое поэтическое воззвание ко всем людям планеты Земля во имя добрососедства. На это я направила весь свой профессиональный опыт, полученный на международных кинофестивалях в Каннах, Берлине, Венеции, Монако.

К сожалению, пока творческие круги России существуют в полуизоляции от мира искусства. В европейских кинотеатрах редко встретишь афиши российских картин, еще реже прочтешь рецензии на них в мировой прессе. Мы приглашаем и будем приглашать на наш фестиваль дистрибьюторов и специалистов по маркетингу, кинопрокатчиков, критиков и кинематографистов из России, ближнего и дальнего зарубежья.

После Олимпийских игр, «Формулы-1», Всемирной хоровой олимпиады и других знаковых событий Сочи – мировой бренд, который необходимо использовать во благо России и всего мира. Мы создали здесь территорию подлинного искусства, доверия и сотрудничества, где по благословению вестницы олимпийских богов Ириды творится новейшая история.

– Как возник скульптурный образ главной фестивальной награды?

– За помощью я обратилась к известному скульптору Бамбосу Чараламбусу, автору главной награды British Film Awards. Это невероятно талантливый, мудрый и очень простой в общении человек, сумевший не только понять, прочувствовать мою задумку, но и найти, на мой взгляд, идеальное визуальное решение задачи. Наша Ирида без крыльев, а над головой в руках она держит ролик с кинолентой.

– Вам удалось сформировать не только солидную конкурсную кинопрограмму, где все фильмы, по крайней мере, зарубежные, – разножанровые премьеры, но и сильное международное жюри. Взять хотя бы Карла Бардоша, среди учеников которого – Леонардо Ди Каприо…

– …Очень хотела привезти Лео в Сочи, мы провели предварительные переговоры, и он готов был приехать, однако, как говорится, вмешались обстоятельства. Значит, в другой раз!

А с жюри нам, действительно, повезло – профессионалы с мировыми именами, представители Oscar, Raindance, Московского международного кинофестиваля... И программа получилась под стать.

– Забавно, как местные блогеры рассмотрели в гротескной комедии-фарсе британского режиссера Ли Леннокса «Амстердам» (сценарий – Уэйна и Ли Ленноксов) пропаганду наркомании. Нет, по сюжету молодежь в городе свободных нравов с хорошо известной во всем мире репутацией, действительно, ведет себя не совсем так, как их сочинские ровесники. И главный герой приезжает к отцу, содержащему кафе и торгующему марихуаной, чтобы сообщить способ приумножить бизнес. Но восхищают своей архаичностью морализаторские нотки молодых сочинцев, взявшихся оценивать произведение кинохудожника не «…по законам, им самим над собою признанным», как советовал еще Пушкин!

Дескать, пока сочинская полиция борется на улицах с распространителями спайса, врачи спасают накурившихся от смерти, а спортивные организации пытаются привить молодежи здоровый образ жизни, на закрытом фестивальном кинопоказе демонстрируют такое... И как только Софокла и Расина за трагедию «Федра» еще не обвинили в пропаганде противоестественной страсти, а Достоевского за «Преступление и наказание» – в призыве к радикальному методу ликвидации бедности?!

– Михаил Сергеевич Горбачев, наверное, отнес бы подобную реакцию к «плюрализму мнений». А, на мой взгляд, это тоже реклама: пусть говорят и спорят! Хуже было бы, если б молчали, т.е. картина не вызвала никаких эмоций. Через призму оценок раскрывается сидящий в зрительном зале человек со всей его системой ценностей и взглядов – с желанием осудить, а не разобраться. Причем в этой нарочитой «осудительности» есть что-то очень знакомое, искусственное и показушное. Не по таким же ли лекалам кроили обвинительные заключения о творчестве Ахматовой и Зощенко? Или ярлыки, при помощи которых распинали Тарковского. Что Тарковский? Бедный Гайдай…

Мне казалось, что в олимпийской столице интеллектуальный фон должен быть… олимпийским. А оказалось, некоторая часть сочинцев, выступающих «от имени молодежи», еще живет во времена Варвары Сергеевны Плющ из «Бриллиантовой руки»: «…Не знаю, как там в Лондоне, не была. Может, там собака – друг человека, а у нас управдом – друг человека!» Впрочем, это повсеместное явление.

Вспомните шедевр мирового кинематографа – картину 32-летнего Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», эту трагедию о несбыточности идеала и философскую максиму о любви, как жизни, окончательный смысл которой дает только смерть. После выхода фильма на экраны Европы в суде итальянского города Болонья на режиссера и исполнителей главных ролей Марлона Брандо и Марию Шнайдер, а также на продюсера Альберто Гримальди открыли дело за «распространение порнографии». В итоге наказали лишь Бертолуччи, лишив его в Италии гражданских прав, включая право голосовать на выборах в течение пяти лет.

«Танго…» с его своеобразным киноязыком пробило брешь в системе существовавших тогда запретов, но до сих пор смущает особо строгих ревнителей благочестия и ханжей. А ведь современная молодежь сочтет эту картину более невинной и целомудренной, чем многие сегодняшние «кинооткровения», не обремененные художественным смыслом и ничего из себя не представляющие с кинематографической точки зрения!

– Гран-при вашего фестиваля – у российской драмы «Коробка», где спортивная игра возведена в разряд чуть ли не военных действий…

– …Таково решение жюри. Поэтому я, «чрезвычайная и полномочная представительница» Ириды, свой персональный приз вручила британской криминальной комедии «Подводя итоги», искрящейся юмором и позитивом.

– В Европе вас называют просто «Люба», опуская отчество «Хазреталиевна». Однако для Кабардино-Балкарии, откуда вы родом, европейские упрощения неактуальны?

– Да, в Кабардино-Балкарии я по-прежнему своя и… Любовь Хазреталиевна. В 16-летнем возрасте поехала в Москву, поступила в МГУ, училась на факультете журналистики, а потом в аспирантуре. Последние 15-20 лет живу в Великобритании, но моя душа не покидала России. Мои стихи, картины, документальные фильмы так или иначе связаны с российскими темами и образами. Мое творчество, хочу я того или нет, излучает российскую культурную ауру!

– Наряду с внеконкурсными показами, мастер-классами фестиваль инициировал благотворительную акцию в поддержку семей, члены которых погибли при защите Родины. С чем это связано?

– С очень важным для меня личным обстоятельством: мой брат, Роберт Балагов, работавший в Кабардино-Балкарии милиционером, чуть не погиб на опасном задании – ему оторвало руку. Роберта наградили Орденом Мужества. И именно он занялся организацией благотворительного аукциона, все средства от которого мы направим в помощь детям, чьи родители погибли или пострадали при исполнении служебных обязанностей. Правда, сам аукцион планируем провести немного позже – в Нальчике. И одним из лотов станет картина заслуженного художника РФ, народного художника Кабардино-Балкарии Мухадина Кишева «Миру мир», посвященная нашему кинофоруму.

Зато в фестивальных рамках прошла персональная выставка работ Мухадина Исмагиловича. В экспозицию «Гимн красоте» вошли 38 картин, включая еще одно полотно 77-летнего мастера, посвященное SIFA, – «Диалог». Оно изображает разговор большой и маленькой птичек, символизирующий возможность диалога между разновеликими государствами. А картина «Миру мир» призывает показывать друг другу не кулаки – протянутые для приветствия ладони…

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ

Кадр из фильма "КОРОБКА"

Любовь Балагова-Кандур и Мохий Кандур в Каннах