Культура:

Искусство оставаться собой

17.10.2016

Недавно на полках книжных магазинов появился новый красочный альбом краснодарского искусствоведа Н.Л. Щурик «Современные художники Кубани» из цикла «Мастера изобразительного искусства Кубани»

2725

Недавно на полках книжных магазинов появился новый красочный альбом краснодарского искусствоведа Н.Л. Щурик «Современные художники Кубани» из цикла «Мастера изобразительного искусства Кубани».

Подготовку книги к печати осуществил известный издатель Г.П. Колесников при участии музеев и библиотек Краснодара и Новороссийска. В нем, помимо многочисленных репродукций первоклассных произведений живописи и графики, внимательный читатель сможет найти подробные биографические сведения о кубанских художниках, об их вкладе в культуру России. Издание уже заслужило положительные отзывы коллекционеров и художников, некоторые из которых публикуются ниже.

В.Ф. Бугай, член ВТОО «Союз Художников России», г. Краснодар:

– Вышла в свет еще одна книга Н.Л. Щурик при поддержке нашего земляка Н.И. Маняка.

Данное издание подтверждает, что, несмотря на равнодушие ответственных за культуру представителей власти, творчество не останавливается, и по инициативе отдельных граждан не масштабно, но сохраняется значимая роль изобразительного искусства в культуре нашего региона.

Конечно же, художники не вымрут, как динозавры, талантов в России всегда будет достаточно. И эта книга – повод для оптимизма. Всегда были и будут люди, которые помогают преодолеть трудный период тем, кому нелегко сохранять в наше время верность выбранной профессии художника.

И.К. Ведерников, член ВТОО «Союз Художников России», заслуженный деятель искусств Кубани, г. Краснодар:

– Всегда радостно, когда выходят в свет хорошие книги. К таковым я отношу альбом Н.Л. Щурик. В нем представлены произведения живописи и графики (свыше ста произведений, более пятидесяти авторов).

Альбом основывается на собрании И.В. и В.И. Власовых (г. Краснодар) и удачно дополнен произведениями художников, активно работающих в наше время.

Его презентация состоялась в выставочном зале Краснодарского краевого филиала Российского Фонда Культуры, внесшего свой вклад в организацию сопровождавшей мероприятие хорошей выставки.

Автор книги, кандидат исторических наук Н.Л. Щурик, со свойственной ей глубиной и знанием материала в небольшой, но интересной вступительной статье, проанализировала ту обстановку, в которой находится современное искусство Кубани.

Сегодня термин «современное» ассоциируется почему-то не с теми художниками, которые пишут картины на исторические темы, работают на пленэре, рисуют с натуры, создают сложные графические листы, используя уже почти забытые сложнейшие техники, а с теми, которые ищут легкий путь в искусстве. Получив или не получив профессиональное образование, насмотревшись в интернете модных картинок с ценой в долларах и евро, зачастую не умеющих правильно перерисовать даже чайник, они, назвав себя современными художниками, активно «клепают» свою «продукцию».

Но это еще полбеды. Хуже, когда они придумывают к своим «изделиям» философские замысловатые названия. Запутывают и без того плохо подготовленного зрителя, пытающегося в этой мазне разглядеть какой-то смысл. Замечательно! Ведь сегодня для них открыты двери музеев, выставочных залов. Было бы желание – крась, умничай, выставляйся. Тебя поддержат, о тебе будут говорить. Механизм продвижения сегодня предельно прост.

Пройдя хорошую школу графики (я работал и дружу со многими мастерами со всего бывшего СССР), мне горько и смешно смотреть на это «дурилово». Смешно потому, что в 80-х годах ХХ века сам участвовал в больших современных выставках тогда великой страны. Тогда, тридцать с лишним лет назад, это был большой прорыв. И показывалось все, от живописи до инсталляций и объектов. Авторы тех произведений прошли серьезное советское «молотилово» от худсоветов до запретов, что и во сне не приснится.

На моей памяти много юных персон, которые обращались ко мне с просьбой дать рекомендацию для вступления в СХ, потом уехавших на Запад, но вскоре вернувшихся опять в Россию-матушку. Там их использовали, выжали из них и без того скудные «творческие возможности». А теперь нужны новые дуралеи!

Возвращаясь к началу нашего радостного события, хочется поблагодарить всех, кто содействовал выходу альбома «Современные художники Кубани», поздравить зрителей, разбирающихся в изобразительном искусстве, а также многочисленных художников, чьи работы опубликованы в этом издании. Ну и, конечно, Н.Л. Щурик. Пожелать всем больших творческих успехов!

А. Завалий, член ВТОО «Союз Художников России», г. Геленджик:

– Благодарю всех, кто принял участие в издании, особенно автора альбома за труд по популяризации творчества художников Кубани. Художники творят в тишине своих мастерских и порой лишены аплодисментов и внимания. Благодаря этой книге многие имена останутся в истории, а для кого-то станут открытием. Спасибо большое от художников.

Н.И. Павлова, член ВТОО «Союз Художников России», г. Новороссийск:

– Первая книга Натальи Леонидовны Щурик из цикла альбомов «Мастера изобразительного искусства Кубани» была долго готовившимся и долгожданным событием. Она стала как бы панорамой изобразительного искусства края во времени. Разглядывая репродукции и читая сведения о художниках, встречаешься с теми, кого уже нет, видишь их и слышишь милые сердцу голоса. Ведь многие мастера, представленные в первой книги, были учителями или товарищами по работе тех, кто представлен в настоящем издании.

В нем показана картина и состояние искусства последних 40 лет в крае. Вступительный текст в одной части носит полемически-критический характер, в другой обзорно-искусствоведческий. Позиция автора заключается в поддержке творчества художников, вынужденных находиться в изоляции в окружении беспредметного беспредела, превзошедшего войну с традициями русского искусства в 20-х годы ХХ века.

Заниматься изучением современного искусства – задача нелегкая. Книга «Современные художники Кубани» приглашает не только к разглядыванию репродукций и размышлению, но и к диалогу. По мнению автора, «современные художники» – это не авторы, что объявили свою принадлежность к наиболее шумной и модной тенденции в искусстве последних лет, но все авторы, чье творчество успешно развивается в наши дни и принадлежит к последним 50-ти годам.

Потеряв свою материально-техническую базу, «Художественный Фонд», художники, изобразительное искусство последних лет поставлены на грань выживания. Но творчество есть неистребимая сущность художника вне заказов и признания.

Мой институтский учитель, выдающийся искусствовед М.В. Алпатов, говорил, что «подъем в истории развития искусства часто не совпадает с подъемом в развитии общества». Иногда в самые трудные времена для художников искусство достигало взлета. Он часто говорил своим студентам: «Поймите, кто вы по происхождению и какая национальная традиция вам близка, потому что большое искусство сильно именно традицией: итальянское, французское, английское, немецкое, русское…» В настоящее время интернациональный характер искусства во многом способствует тому, что художникам легко запутаться в явлениях. Но каждый обретает себя собственным путем.

История развития изобразительного искусства в Краснодарском крае есть часть общего развития российского искусства, а каждый художник – частичка общей линии. Я часто слышала, что после окончания Краснодарского художественного училища я была на Кубани «своей», а после МГАХИ им. В.И. Сурикова стала «чужой», не вписываюсь в «кубанскую школу». Книга «Современные художники Кубани» начисто опровергает бытующее в художественной среде мнение о существовании «кубанской школы» в изобразительном искусстве. Она показывает разные индивидуальности, внесшие весомый вклад в искусство края, но продолжающие традиции школ и художественных центров, в которых они прошли становление.

Отрадно, что в книге репродуцировано много таких работ, которые просто «не отпускают», как «Русский пейзаж» А. Эсмонта, «Осенний портрет» В. Бугая, «Поляна в Предгорье» В. Папко. «Пышное природы увяданье» И. Полевой мне напомнило о том, что осень надо принимать не с печалью, а с радостью и восхищением. «Старая хата». А. Буртасенкова позвала в таманские лиманы 80-х, а старые уголки Краснодара Л. Котелевской созвучны теме моих работ по Новороссийску. Многие писали и пишут маки, но натюрморт Е. Демченко – это особенно красиво.

В книге впервые поднята интересная тема творчества лучших выпускников Краснодарского художественного училища, которые после окончания российских вузов связали свою судьбу с другими городами России.

Через многие годы состоялась встреча с репродукциями произведений, выпускников училища, работающими в Москве: Г. Тарасова, профессора МГАХИ, почетного гражданина города Гороховца В. Малого. Его «Пальма в Абхазии» настолько дорога, что мне стало казаться, что ее писала я …

Не скрою, что я была удивлена тому, что для настоящего альбома были отобраны два моих листа из «керченской» серии. Многие в Новороссийске сказали: «Почему выбрали тебя? Есть в городе художники получше». Да я и не против. Остается пожелать автору альбома, чтобы среди своих новых творческих планов она нашла бы место для темы «Современные художники Новороссийска».

Мне было приятно узнать, что с Кубанью связано творчество учеников и потомков Ю.И. Скорикова, память о котором я храню с благодарностью. То, что я слышала в 20 лет на его лекциях, не говорил никто. И, строя композиции своих работ, я до сих пор проверяю их по схемам Ю.И. Скорикова.

Книга Нтальи Леонидовны Щурик «Современные художники Кубани» не только серьезное явление на небосклоне кубанской художественной жизни, но и подвиг автора, отстаивающего лучшие традиции отечественного искусства. Для художников – это моральная поддержка.

Желаю Наталье Леонидовне успехов в нелегком труде искусствоведа.

Анна АНИКЕЕВА