Мастера кисти и резца провели отчетно-выборное собрание - первое за последние 11 лет, и не без скандала
1797
В минувший четверг, 29 сентября, почти весь цвет изобразительного искусства Кубани можно было увидеть в краевом Театре Кукол. Это члены Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз Художников России» воспользовались редкой возможностью и собрались, чтобы выбрать себе нового руководителя. Главный итог: время старого председателя этого союза Константина Одинцова, наконец, кануло в Лету.
Поначалу, правда, он выглядел неплохо и даже пытался шутить, попросив зал поаплодировать самим себе и неожиданному наличию кворума. Художники откликнулись на просьбу, хотя и без особого энтузиазма. Бодро начавшись, собрание, однако, очень быстро превратилось в своеобразный микст из организационной беспомощности. А дальше последовал штурм и натиск, с последующей отставкой главного героя.
Речь предварили воспоминанием об умерших коллегах. За годы, казалось, бесконечного правления Одинцова, о них частенько забывали, подчас даже не сообщая широкой общественности об их отходе в мир иной. На собрании же председатель решил почтить прах всех и сразу. Ну, хоть так… Казалось бы, обычная бюрократическая процедура – «почтить вставанием». Чем её можно испортить? Но оказалось, можно.
Сперва долго обсуждали «проблему»: упоминать ли имя и отчество умерших или же, ради экономии времени, ограничиться только фамилией? Времени на дискуссию потратили намного больше, чем на оглашение всего списка.
С мест сыпались разноречивые предложения: кто-то их пытался суммировать, кто-то требовал немедленно голосовать. Когда начали поднимать руки, выяснилось, что нет счётной комиссии, а значит, считать голоса просто некому. Завершилось половинчатым решением: по имени-отчеству назывались известные художники и скульпторы, а менее известные (по крайней мере, широкой публике) – без оных. Как-то не по-христиански.
Знаковые фигуры СХ: Галина Забелина и Лидия Самокиш
Председатель запросил на выступление не меньше получаса, гневно отмахнувшись от робких попыток сократить его минут хотя бы до 20. Торг здесь, как говорится, был неуместен. Речь Одинцова была построена по классическим канонам. Сначала он рассказал о своей искренней заботе об общем деле и о каждом из присутствующих. Бескорыстная помощь, несмотря на непосильную тяжесть такой заботы («выставки проводить тяжело и дорого», «власти не помогают» и т. д.).
Потом последовали горькие жалобы на несознательных, себялюбивых художников «Я же просил молодежь, но они так и не загрузили в машину картины». «Я просил всех собраться, чтобы проголосовать, и отправить меня на съезд в Москву. Не пришел никто».
«Я разгребал дерьмо 13 лет», «вы все 13 лет жили за моей спиной, за мой счет», «Я вас всех спасал». «На весах была ваша жизнь, и я её спас» и т. п. То есть человек ещё и спасал всем жизни, а это непросто, ведь краевое отделение Союза художников насчитывает свыше 250 членов.
Художники моментально перешили в контратаку.
– Давай по делу, - кричали они с мест.
– Собрались в театре кукол, а надо было в цирке!
– Собрание – просто блевотина, – жестко крикнул неполиткорректный «Король русского натюрморта» Павел Бабенко.
– Паша, ты просто больной на голову, – огрызнулся Одинцов.
Но было уже поздно, бой оказался безнадежно проигран. После взаимных оскорблений перешли к обсуждению самых острых и болезненных вопросов. Например, о судьбе «союзной» собственности, часть которой за последнее десятилетие плавно перетекла под управление Москвы. А остатки в виде недвижимости в Краснодаре почему-то приносят одни убытки. И вот уже много лет, как отметила исполнительный директор ВТОО «Союз Художников России» Марина Рогатовская, «мы не знаем, что с ней делать».
Выглядело всё это в высшей степени странно, ведь у всех других организаций «недвижка» в центре столицы региона или же на побережье (дача в поселке Кабардинка, в Горячем Ключе) считается ценнейшим активом, а тут рассматривается едва ли не как обременение.
То, что ситуация давно тянет на полномасштабный кризис, уже не первый год понятно всем. Может быть, за исключением бывшего Председателя и членов его Правления. Поэтому, понятно, единомышленников у подобного стиля руководства в зале почти не нашлось. В результате период Правления Константина Одинцова закончился.
Новым Председателем стал Алексей Буртасенков, известный российский художник, действительный член Российской Академии художеств, выпускник Краснодарского художественного училища, сын известного кубанского скульптора Н.Б. Буртасенкова.
Он молод, энергичен и достаточно известен в российских столицах. Но, увы, ему достались лишь многочисленные долги. Должны не только коммунальщикам, энергетикам, но и своим коллегам из Союза художников России. Представитель последнего сказала без обиняков: «У вас долги, и грантов не дадут.
Тем не менее, большая работа по налаживанию внутренних и внешних связей организации уже началась. С другой стороны, были же времена и тяжелее, и страшнее. Яркое свидетельство тому – биографии людей. Например, одного из основателей Союза художников на Кубани и председателя Союза в дни войны Константина Матцева. Военное время, послевоенное восстановление края, не менее опасный для того времени труд по восстановлению росписей в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе. Тяжелейшие времена, которые не помешали им оставить для нас богатейшее наследство. И Союз художников Кубани – часть его.
На нового Председателя коллеги возлагают большие надежды, чему свидетельство – подавляющее большинство отданных за него голосов. Остаётся надеяться, что нынешняя тьма, сгустившаяся над Союзом художников, была предвестником рассвета. И лучшие времена у самых разных художественных школ и направлений в искусстве для нашей Кубани ещё впереди.