Культура:

Художница чистого сердца

06.05.2015

15 мая в выставочном зале Краснодарского краевого филиала Российского фонда Культуры (ул. Красна, 45) открывается персональная выставка художницы Натан «Прикосновение реальности», приуроченная к юбилею народной артистки СССР М.М. Плисецкой. Одно из цен

1612

15 мая в выставочном зале Краснодарского краевого филиала Российского фонда Культуры (ул. Красна, 45) открывается персональная выставка художницы Натан "Прикосновение реальности", приуроченная к юбилею народной артистки СССР М.М. Плисецкой. Одно из центральных мест в экспозиции занимает портрет, оконченный художницей за 9 дней до кончины великой балерины. Выставка пройдет в память о ней.

НАТАН – творческий псевдоним самобытной краснодарской художницы Натальи Николаевны Шевченко.

Она родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1974 году в семье двух профессиональных художников. Ее отец, Николай Николаевич Лебедев, всю жизнь проработал театральным художником.

Мать Натальи, Татьяна Алексеевна Лебедева, художник в области зрелищного плаката, создавала большеформатные рекламные плакаты к фильмам, демонстрировавшимся на экране модного в 1970-80-е годы Ленинграде кинотеатре "Современник".

С детства Наталья наблюдала за творчеством матери, относившейся к удивительной касте художников, которые самозабвенно работали так, чтобы недолговечное полотно кинорекламы обретало полноценные эстетические качества. Плакат с его магической притягательностью органично вошел в духовную жизнь девочки.

Виденные в детстве образы экранных героев, в будущемтворчестве Натальи лягут в основу серии портретов, привлекающих внимание своей выразительностью и яркостью ("Факир Вито", "Следопыт", "Сосед Флоид"). В них отразятся традиции советской афиши и образы актеров зарубежного кино.

Подобно французским "художникам чистого сердца", она с удовольствием погружалась в творчество, которое стало ее хобби и одновременно поиском самой себя. Любовь к искусству не имело для нее никакой коммерческой основы. По словам Натальи, работа в акварели, пастели, живописи наполняла ее жизнь душевной радостью.

Долгие годы свои работы она дарила близким и друзьям. Когда картин стало много, возникла идея показывать их людям, с которыми Наталья Николаевна общается по работе. Позжепоявились художник с именем НАТАН, выставки российских художников, организуемые в ней.

Наталья Шевченко имеет большой круг почитателей собственного творчества. Ее работы находятся в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом.

Как самобытный художник, она прошла все стадии творческих поисков: от пейзажей в духе дилетантизма, обнаженной натуры с элементами китча, лубочных портретов домашних животных, женских портретов с элементами поп-арта (цикл "Кокошник русской красавицы") до самостоятельных композиций, всегда наполненных безудержным темпераментом. Переходя от одной манеры к другой, художница получала истинное наслаждение.

Беря уроки живописи у известного кубанского художника, заслуженного художника России Анатолия Мельникова, Наталья Николаевна шла по пути собственной эволюции, раскрытия себя через творчество. Ее творческий путь похож на череду начал и движений, а не эксплуатируемых результатов.

Звучащий достаточно жестко псевдоним НАТАН стал настоящей завесой, отделяющей реальный образ Натальи – спокойной хрупкой красавицы с прелестным фарфоровым лицом, будто сошедшей с полотен "смолянского" круга Д.Г. Левицкого, от страстного художника, отличающегося не идеализированным взглядом на мир.

Ее картины отличает видение мира, не ограниченное правилами и канонами, поскольку главным для нее был и остается сам процесс творчества.

Наталья работает без предварительных набросков, пишет то, о чем думает и что чувствует сама.

Безудержный темперамент в творчестве наиболее ярко проступает в двух циклах "Пересечение танца" и "Русский балет". В последнем, как и в "Быках", она идет по пути намеренной деформации форм изображаемых персонажей.Фигуры балерин, отличающиеся разной степенью эмоциональности, далеки от анатомической точности, они намеренно депластированы и деформированы.

В работах этого цикла художница нередко прибегает к декоративной специфике произведений современных последователей кубизма. Особое внимание Наталья уделяет цвету, расставляя символические цветовые акценты. В цвете наиболее ярко отражается чувственное отношение автора к миру и красоте ("Рада", "Балерина").

В некоторых работах "балетного" цикла художница делает попытки собственной переработки эстетических шаблонов ("Портрет С. Дягилева"), оставаясь в русле развиваемых стилистических предпочтений. Один из последних портретов, написанных Натальей, "Портрет М.М. Плисецкой" полон психологизма и отличается авторским прочтением судьбы великой балерины. Жизненная энергия, огненный темперамент наполняют другой портрет выдающегося артиста балета современности "Фаруха Рузиматова".

По предварительной договоренности Ф. Рузиматов посетит выставку Натальи во время майских гастролей в Краснодаре.

Наталья Шевченко – НАТАН – живописец, находящийся в процессе самопознания и творческих экспериментов. Она работает с большой увлеченностью, стремится к новым свершениям в искусстве. А в ее жизнь прочно вошли выставки и путешествия, дающие новые ощущения и темы для творчества. С выставки в Краснодаре начинается мировое турне художницы Натан: в июне - августе пройдут выставки в столице Казахстана в Национальной картинной галерее "Астана", Российском центре науки и культуры, Центре современного искусства "Куланши", позже в ОАЭ в Дубае в галерее "Artpegas", в декабре в Испании в Российском центре науки и культуры.

Наталья Щурик, кандидат исторических наук, член Ассоциации искусствоведов (АИС), член ВТОО "Союз Художников России"