Отечественного кино в Краснодаре станет больше
851
Отечественного кино в Краснодаре станет больше.
Две сети кинотеатров, на долю которых приходится большая часть краснодарских залов, подписали соглашение с Министерством культуры. Речь идёт о "Киномаксе" и "Мониторе". Согласно документу, в следующем году они, наряду с ещё восемью федеральными сетями, увеличат долю сеансов с отечественными кинокартинами до 20%.
Несмотря на то, что в тот же "Монитор", помимо пяти кинотеатров в Краснодаре, входит ещё более чем десяток по краю, на рядовом зрителе случившееся соглашение вряд ли скажется хотя бы по следующей причине. Планка в 20% сама по себе удивительная, если учесть, что 16-19% – показатель, ставший стандартным в последние годы для крупных отечественных сетей. Именно поэтому весь процесс подписания соглашения подозрительно подобен проверке на вшивость.
Формальный, и даже в определённой степени ритуальный, характер данного события подтверждается предысторией. С идеей введения квот в разные годы выступали единороссы Сергей Железняк и Роберт Шлегель, депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев, режиссёр Юрий Кара, и, собственно, сам Мединский. Цифры же подозрительным образом колебались от 20 до 80%. А в сентябре прошлого года Юрий Кара и вовсе предлагал запретить все американские фильмы на период санкций. До санкций же он высказал возможность предоставления отечественным кинокартинам 50% проката, что не мешало ему против цифры 25%, предлагаемой Минкультом, тоже ничего не иметь.
Всё перечисленное, очевидно, не обременёно таким редким в наши дни феноменом, как смысл. Именовать это можно "законодательным спамом", популизмом и так далее, но уж точно не реальной заботой об отечественном кинематографе. Однако очевидно, что в условиях обострившейся идеологической борьбы с Западом подобные проекты, бывшие весьма расплывчатыми, стали приобретать всё более осязаемые черты. Но барабанная дробь, казалось бы, предвещавшая грандиозное событие, затянулась настолько, что волнительное ожидание сменилось раздражением. А многолетнее напряжение стольких умов Отечества вылилось в это нечто, совершенно невразумительное и вялое.
Так вот, если это действительно замысловатая проверка, то лишь один крупный игрок, представленный на региональном рынке, её не прошёл – "Формула кино". В своём заявлении, опубликованном в связи с многочисленными запросами СМИ, сеть уточнила, что считает "безответственным брать на себя публичные обязательства", выполнение которых от неё не зависит. Зрители, по их мнению, "самостоятельно делают выбор, активно реагируя на качественные релизы".
Государству, декларирующему свободу рынка, упрекнуть сеть не в чем. Поэтому "Формула кино" прямо заявляет: "Наш бизнес существует благодаря тому, что зрители ходят в наши кинотеатры". И в этом смысле сетям абсолютно безразлично, фильмы каких стран приносят им доход. Поэтому позиция "Формулы кино" понятней и ясней.
Однако же государству, безусловно, необходимо поддерживать своё кино. Например, французская киноиндустрия смогла поставить на служение себе Голливуд, для чего ей не понадобились никакие квоты: 11% от цены билета на любой фильм, не только французский, поступает в специальный фонд поддержки кинематографии. Средства из него направляются уже исключительно на развитие национальной киноиндустрии. Карен Шахназаров, высказываясь по этому поводу на страницах "Сеанса", заявил: "… те, кто утверждает, будто французская система унас неприживется, просто боятся, что еевнедрение ущемит ихличные интересы".
У французского опыта есть ещё один аспект – это разветвлённая сеть государственных кинотеатров, которая действует наравне с частными. В них-то можно хоть 100% сеансов выделять под отечественные картины и самостоятельно регулировать цены. Но наше государство вряд ли верит в то, что зритель променяет просмотр голливудского блокбастера на выгоду в условные сто рублей.
Главное же, что в качестве цели киноиндустрии обозначается увеличение посещаемости отечественного кино, и, собственно, качество вряд ли имеет значение. Хотя слова "качественный" и "хороший", разумеется, фигурирует в тех или иных заявлениях. Например, Роберт Шлегель как-то сказал: "Процентов 20-30 зарубежных фильмов, которые выходят на наши экраны, это кино нижайшего уровня, которое совершенно не обязательно у нас показывать. При этом снимаются хорошие отечественные фильмы, которые никто не видит". С первым, конечно, не поспоришь, хотя цифра и весьма условна. Продюсер Сергей Сельянов, например, считает, что таковых около 50%. Но откуда депутат знает, какого качества отечественные фильмы, "которые никто не видит"?
Конечно, приятно обволакивать аудиторию, словно сладкой негой, своей пустой риторикой. Мол, стоит запретить их трупные цветки, как в отечественном саду кинематографии распустятся невиданные доселе по своей прелести гиацинты, лантаны и дицентры великолепные. Но неужели кто-нибудь действительно верит в то, что квоты и есть панацея от бесконечных "Ёлок", "Духлессов" и "Горько!"? Разве эти инициативы, соглашения, пустые законопроекты и есть то, что нужно нашему кинематографу? И разве от них родятся на свет сегодняшние, скажем, "Офицеры", "Баллады о солдате" и "Собаки Баскервилей"?
Сусанна ГАДАГАТЕЛЬ