Торжественная церемония открытия «Кинотавра» в Сочи традиционно собрала на «звездной дорожке» самых ярких представителей российской киноиндустрии: актеров, режиссеров, драматургов, продюсеров. Под овации сочинцев и гостей курорта по Театральной площади
714
Торжественная церемония открытия "Кинотавра" в Сочи традиционно собрала на "звездной дорожке" самых ярких представителей российской киноиндустрии: актеров, режиссеров, драматургов, продюсеров. Под овации сочинцев и гостей курорта по Театральной площади к Зимнему шествовали Федор Бондарчук, Алексей Учитель, Светлана Ходченкова, Андрей Звягинцев, Татьяна Догилева, Станислав Говорухин, Олеся Судзиловская, Андрей Смоляков, Виктория Толстоганова, Евгений Стычкин…
Целых три внушающих оптимизм официальных послания "Кинотавру" – от Владимира Путина, Дмитрия Медведева и Валентины Матвиенко, зачитанных на церемонии открытия Вениамином Кондратьевым, Натальей Тимаковой и Федором Бондарчуком, свидетельствуют о том, что у фестиваля не только прекрасное прошлое, но и будущее. И хоть государство сократило финансирование проекта на 10%, но новый стратегический партнер – фонд "RuArts" – позволил организаторам и в этом году облегченно перевести дыхание. Поэтому и "красной нитью" церемонии открытия стала "история успеха". Например, успеха Ивана Твердовского-младшего, победившего сначала в коротком метре, затем получившего приз за дебют в основном конкурсе и, наконец, ставшего в этом году членом жюри "Кинотавр. Короткий метр". Или история Тимура Бекмамбетова, продюсера ленты "Убрать из друзей", собравшей в американском прокате в 43 раза больше, чем было потрачено на ее создание, а также история международного успеха фильма "Левиафан" Андрея Звягинцева.
И Звягинцев, и режиссер фильма "Испытание" Александр Котт, удостоенный на "Кинотавре" в прошлом году Гран-при, и актер Евгений Стычкин в образе почтальона с посланием из будущего к молодому поколению (даже эмблема нынешнего фестиваля визуально напоминает почтовую марку) составили виртуальную компанию лидеру группы "Моральный кодекс" Сергею Мазаеву, которому была доверена роль ведущего церемонии. Он напомнил со сцены, что многие картины, благословленные прошлогодним "Кинотавром", впоследствии отмечены многими российскими и зарубежными престижными наградами. Иными словами, несмотря на сложную экономическую ситуацию и сокращение финансирования кинематографа, вера в будущее индустрии имеет под собой серьезное основание в настоящем и прошлом.
– Мы хотим плакать, смеяться и переживать и надеемся, что такая картина будет представлена, – сказал на церемонии председатель жюри основного конкурса Алексей Учитель. – Прошу не обижаться на нас, поскольку наше мнение –это мнение всего восьми человек. Мы все любим разное кино, но постараемся прийти к общему мнению.
Почетным призом "За гражданскую и художественную бескомпромиссность" президент фестиваля Александр Роднянский наградил режиссера Вадима Абдрашитова. Зал встретил мастера стоя овацией. Благодарный Абдрашитов, автор легендарных фильмов "Остановите Потапова!", "Поворот", "Охота на лис", "Время танцора", "Плюмбум", в своей речи отметил, что его творческая принципиальность обусловлена художественными причинами.
– Не знаю, что сказать о бескомпромиссности и принципиальности, – пожал он плечами. – Я делаю то, что интересно мне, и то, что волнует меня. И когда кино сделано, я всегда стараюсь его сохранить – несмотря на цензуру. Как показывает практика, то, что интересно автору, становится интересно зрителю. Что касается человеческой, гуманитарной составляющей, принцип тоже достаточно прост. Я дружу с теми, кого уважаю и кого люблю.
Точку в церемонии поставила песня "Я выбираю тебя" группы "Моральный кодекс", в которую во время исполнения Сергей Мазаев несколько раз вставил слово "Кинотавр". После перерыва Станислав Говорухин вместе с продюсером Екатериной Маскиной и исполнителями главных ролей Светланой Ходченковой, Иваном Колесниковым и Дмитрием Астраханом представил свою новую картину "Конец прекрасной эпохи", снятую по мотивам сборника новелл "Компромисс" Сергея Довлатова.
Сюжет черно-белой картины сводится к почти случайной и недолгой работе журналиста и талантливого писателя Андрея Лентулова в главной партийной газете Таллинна. Герой фильма выступает не столько участником событий той "прекрасной эпохи", сколько наблюдателем. По сборнику "Компромисс" и записным книжкам Довлатова Говорухин воссоздает на экране времена первого спутника, блестящей плеяды поэтов и борьбы за отмену цензуры в писательской деятельности. Диалоги актеров афористичны и остры. Чего стоит, к примеру, фраза из уст редактора газеты – героя Бориса Каморзина: "Младенец должен быть публикабельным"?! Новорожденный ребенок, чтобы стать героем репортажа, должен быть не евреем и не эфиопом. Венгрии по табели о рангах положено идти после ГДР, визит генсека Брежнева в Польшу затмевает любое событие мирового масштаба…
Исполнителя главной роли обаятельного Ивана Колесникова искали долго, и результат оправдал усилия: внешнее сходство с Довлатовым, каким мы его помним по фотографиям и документальным кинокадрам, и, главное, замечательно переданный душевный настрой, окупают все. Прекрасные люди прекрасной эпохи…
Член жюри основного конкурса Олеся Судзиловская убеждена, что "Кинотавр" – это вечное удовольствие общения с друзьями. А, по словам режиссера Владимира Хотиненко, "Кинотавр" – это в первую очеред показы, питчинги, встречи, мастер-классы: "Здесь можно увидеть панораму того, что происходит в нашем кино!" Федор Бондарчук также выделяет деловую составляющую фестиваля: "Кинотавр" – кинорынок, где бурлят страсти, где продают и презентуют, где у всех здесь напряженные расписания". Многогранный фестиваль завершит работу 14 июня.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ